Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Правительства Москвы
от 17 февраля 2009 г. N 115-ПП
Стратегия повышения качества жизни инвалидов в городе Москве на период до 2020 года
См. Комплексную целевую программу "Социальная интеграция инвалидов г. Москвы" на 2011 г., утвержденную постановлением Правительства Москвы от 14 февраля 2011 г. N 28-ПП
В Москве более 1,2 млн. человек - инвалиды. Это почти каждый десятый житель города.
Правительством Москвы, Московской городской Думой, префектурами округов и управами районов, общественными организациями проводится планомерная, последовательная работа по интеграции инвалидов в жизнь нашего города. Эта деятельность носит системный характер.
Начиная с 1998 года, реализуются комплексные городские программы, которые фокусируются на повышении качества и уровня жизни инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности путем развития устойчиво функционирующей, экономически эффективной и доступной системы услуг по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации.
В 2001 году был принят Закон города Москвы N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы". С этого времени в качестве приоритетной ставится задача создания комфортных условий жизнедеятельности для инвалидов и других категорий маломобильных граждан. Начиная с 2001 года в городских программах, эти мероприятия выделяются в специальный раздел, в котором определяются целевые количественные показатели по каждому виду объектов. Темпы этой работы особенно возросли за последние два года в рамках реализации Комплексной целевой программы "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007 - 2009 годы (далее - Программа). Если за 2001 - 2003 годы было оборудованы для инвалидов 1387 объектов города, то только за последние два года уже сделано в десять раз больше (13708). По обустройству наземных и подземных пешеходных переходов этот показатель увеличился с 80 до 5435 единиц.
К настоящему времени сформирована методическая и нормативная база, необходимая для формирования комфортной среды жизнедеятельности:
- определены категории инвалидов, для которых требуется создание особых условий пользования объектами городской инфраструктуры (лица на креслах-колясках, с опорами для передвижения, с проблемами зрения и слуха);
- дифференцированы по отдельным элементам объектов градостроительной инфраструктуры (общественные и жилые здания, дворовые и рекреационные территории, улично-пешеходная сеть, остановки и средства общественного пассажирского транспорта и т.д.) виды и составы работ, обеспечивающие безбарьерность объектов для разных категорий инвалидов;
- создана унифицированная система комплексной оценки фактической доступности для разных категорий инвалидов и других маломобильных граждан (родителей с малолетними детьми, граждан с временными ограничениями в передвижении и др.) городских зданий и сооружений.
По данным инвентаризации, проводимой с 2006 года управами районов и префектурами административных округов, удельный вес доступных сооружений административных зданий, к сожалению, пока невелик и не превышает 25 - 30% по разным административным округам). На основе получаемых сведений набирается общегородская специализированная база данных, определяются совместно с инвалидами приоритетные для адаптации учреждения, а также состав работ.
По данным Департамента жилищно-коммунального хозяйства города Москвы и префектур административных округов города Москвы к концу 2008 года из 12,5 тыс. наземных пешеходных переходов понижением бордюрного камня обустроено порядка 4 тыс. наземных пешеходных переходов, что составляет 32% от общего объема работ. Практического опыта в комплексном подходе решения этих задач ни в Москве, ни в России до 2008 г. не было. В связи с чем в 2008 году по поручению Мэра Москвы с комплексами городского хозяйства и социальной сферы с участием московских организаций инвалидов разработаны типовые проектные решения по адаптации наземных пешеходных переходов для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения путем установки модульных железобетонных конструкций. По данной технологии в 2008 г. в рамках широкомасштабных экспериментальных работ всего обустроено 1156 сходов с тротуара на проезжую часть (560 пешеходных переходов). С 2009 года сходы с тротуара на проезжую часть в местах наземных пешеходных переходов будут обустраиваться только с применением модульных конструкций.
Кардинально изменилась ситуация с доступностью городского пассажирского наземного транспорта. Если в 2001 - 2005 годах ГУП "Мосгортранс" производились лишь отдельные "целевые закупки" предназначенных для беспрепятственного пользования инвалидами транспортных средств (в 2002 году - 5 ед., в 2005 - 76 ед.), то с 2006 года приобретается весь новый подвижной состав (автобусы и троллейбусы), рассчитанный на обслуживание всех категорий пользователей, в том числе и инвалидов. В настоящее время в городе на 399 маршрутах (54% автобусных и 87% троллейбусных маршрутов) работает 1157 низкопольных автобусов и 281 низкопольный троллейбус.
В 2007 году по заказу Департамента транспорта города Москвы были разработаны опытные образцы трамвая, полностью доступного для лиц с любыми ограничениями, и остановочный павильон ожидания. В 2008 году они приняты к изготовлению. Можно констатировать, что уже сейчас на примере адаптации городского наземного транспорта реализуется определенный Конвенцией о правах инвалидов Генеральной Ассамблеи ООН (далее - Конвенция) принцип "дизайн для всех", основанный на модели изначальной безбарьерной доступности всего, что есть в городе, для всех пользователей (независимо от возраста, социального статуса, физических и интеллектуальных возможностей).
Однако, несмотря на принимаемые меры, в настоящее время городская среда является не приспособленной для инвалидов. Инфраструктура города сложилась, в основном, до 1995 года - законодательного введения требования о безбарьерной среде жизнедеятельности для инвалидов. Сейчас москвичи с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, с проблемами зрения и слуха испытывают серьезные трудности при передвижении по городу, особенно при переезде в разные его районы. По объективным оценкам, быстро проблема адаптации "старой" городской инфраструктуры не решится ввиду большого объема работ и сложности инфраструктуры города.
Постепенно расширяются возможности для получения инвалидами услуг по реабилитации.
В связи с реформой федерального законодательства и кардинальным пересмотром компетенции органов государственной власти в отношении инвалидов (передачи в федеральное подчинение городской службы медико-социальной экспертизы; усложнения порядка обеспечения инвалидов протезами и другими техническими средствами реабилитации и передачи этих функций органам Фонда социального страхования Российской Федерации; ликвидации института внесения работодателями обязательной платы на создание рабочих мест для инвалидов в случае невыполнения квоты), был принят Закон города Москвы от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве", которым регламентировано оказание дополнительных услуг по реабилитации инвалидам за счет средств городского бюджета.
Выполнение городских целевых программ позволяет поэтапно осуществлять системные мероприятия, направленные на снижение показателей инвалидности, восстановление и укрепление здоровья лиц с хроническими заболеваниями.
Значительно увеличился объем предоставленных инвалидам и другим лицам, страдающим хроническими заболеваниями, услуг по медицинской многопрофильной реабилитации: если в 2004 году услуги получили белее 500 тыс. инвалидов, то в 2007 г. этот показатель возрос до 1 млн. человек (в т.ч. в дневных стационарах - 50,6 тыс.). Курсы восстановительного лечения ежегодно проводятся 22,5 тыс. детей-инвалидов.
В соответствии с российским и московским законодательством обязательное медицинское страхование обеспечивает всем застрахованным горожанам равные возможности в получении бесплатной медицинской помощи. Московским городским фондом ОМС за счет средств своего бюджета осуществляется информационно-разъяснительная работа среди москвичей по повышению правовой культуры и осведомленности населения о порядке и условиях получения гарантированной государством медицинской помощи.
Сложившаяся в городе комплексная система реабилитационных учреждений различного ведомственного подчинения позволяет на современном уровне оказывать необходимую медико-социальную помощь не только москвичам, но и другим гражданам Российской Федерации, пребывающим из других регионов. В настоящее время в этой сфере работают более 1,4 тыс. организаций, предоставляющих медицинские, образовательные и социальные услуги инвалидам (детям и взрослым), в том числе городского подчинения - 1016, федерального - 44, негосударственных - 139. Вместе с тем, в настоящее время в государственной системе здравоохранения нет ни одного специализированного центра, работающего по долгосрочным программам комплексной медико-социальной реабилитации "спинальников". Только в 2009 году в Москве планируется открыть первый такой центр, который должен стать не только медицинским учреждением, но и научно-методическим штабом, отрабатывающим новые формы и методы этой категории пациентов.
Сегодня в городе функционирует разветвленная дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая обеспечивает создание им индивидуальной адаптивной среды - детские сады компенсирующего (234) и комбинированного (426) видов, специальные (коррекционные) школы и школы-интернаты (54), начальные школы-детские сады компенсирующего вида (29), средние общеобразовательные учреждения "Школа надомного обучения" (14), средние общеобразовательные учреждения "Школа здоровья" (81), санаторно-лесные школы (4), санаторные школы-интернаты (3), центры образования (2), образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (54), учреждения начального и среднего профессионального образования (45).
Во всех типах образовательных учреждений, удовлетворяющих в целом потребности маленьких москвичей с нарушениями здоровья, воспитывается и обучается свыше 50 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе свыше 18 тыс. детей-инвалидов. Более 3 тыс. детей обучаются индивидуально на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Всего в 2008 году система образования охватывает 74,5 процента детей-инвалидов школьного возраста и 36,7 процента детей-инвалидов дошкольного возраста. При этом постоянно увеличивается количество детей, с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности, получающих образовательные услуги.
Создание условий для полноценного воспитания и образования детей-инвалидов и молодежи, адекватного их состоянию и здоровью, выделено в один из приоритетов социальной политики города. Постановлением Правительства Москвы от 15.04.2008 г. N 302-ПП принята подпрограмма "Совершенствование работы с детьми-инвалидами и другими детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2008 - 2009 годы".
Кроме того, в 20 домах ребенка городского подчинения воспитывается 450 детей-инвалидов. В 7 детских домах-интернатах системы социальной защиты населения города проживает 1806 "тяжелых" детей-инвалидов, которые получают весь комплекс мероприятий по воспитанию, медицинской и социальной реабилитации, обучаются навыкам обслуживания и самостоятельной жизнедеятельности.
Анализ современной ситуации показывает, что уже сейчас в Москве реализуются основные положения международных соглашений и стандартов, принятых в отношении инвалидов. Более того, комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности города Москвы" на 2007 - 2009 годы рассчитана на раннюю реабилитацию москвичей с ограничениями здоровья по болезни или по возрасту, но не желающих получать статус инвалида по разным причинам или не имеющих на то оснований. В программе содержится более тысячи мероприятий, по каждому из которых установлены плановые целевые количественные показатели, объемы работ и выделяемые на эти цели финансовые средства (утвержденный в настоящее время плановый объем финансирования составляет более 34 млрд. рублей).
Кроме того, ряд направлений дополнительно реализуется в других профильных городских программах.
Выполнение всех утвержденных программ и планов обеспечивает решение основных практических задач по всем аспектам реабилитационной помощи различным категориям инвалидов-москвичей (независимо от возраста, причины и тяжести инвалидности), способствует профилактике инвалидности, снижению тяжести социальной дезадаптации инвалидов.
По сравнению с 2003 годом снизилось число детей-инвалидов (с 27,4 тыс. чел. до 25,6 тыс. чел.). Несколько снизилось число инвалидов 1 группы, имеющих тяжелые ограничения жизнедеятельности (с 81, 9 тыс. чел. до 71, 7 тыс. чел.).
Вместе с тем, количество инвалидов в городе остается большим. В числе лиц, имеющих инвалидность, 229 тыс. чел. трудоспособного возраста; инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата около 26 тыс., в том числе на креслах-колясках - более 7,3 тыс.; незрячих и слабовидящих - свыше 10 тыс. лиц; глухих - около 5,5 тыс. чел.
В общей численности инвалидов 6,2 процента составляют те, у кого I группа, 76,8 процента - II группа; 17 процентов - III группа. Основными причинами инвалидности у взрослых являются болезни системы крови и злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы и последствия травм.
В семьях или самостоятельно проживают около 100 тысяч москвичей, нуждающихся в постороннем уходе. Около 16 тыс. инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата используют вспомогательные опоры для передвижения. Около 60 тыс. инвалидов не выходят из дома по разным причинам.
Более 14 тыс. инвалидов, страдающих особенно тяжелыми заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, находятся на полном государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Около 1,5 тыс. детей-инвалидов со сложными дефектами, в основном дошкольного возраста (987 чел.) все еще не включены в системный образовательный процесс и получают преимущественно медицинские реабилитационные услуги.
Все эти москвичи нуждаются в специально приспособленных условиях и требуют повседневной помощи в бытовой и общественной жизни.
В этой связи, в среднесрочном периоде необходимо решить следующие задачи:
- реорганизовать деятельность органов исполнительной власти города Москвы и перейти от "заявительного" принципа работы с инвалидами к адресному выявлению их потребностей в реабилитации для устранения или возможно полной компенсации имеющихся ограничений жизнедеятельности;
- обеспечить безусловное предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности в полном объеме установленных действующим законодательством государственных гарантий по комплексной медико-социальной реабилитации;
- создать межведомственную систему постоянного мониторинга потребностей инвалидов (особенно детей-инвалидов и лиц молодого возраста) и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в реабилитации и адаптации среды жизнедеятельности, объема и качества предоставляемых реабилитационных услуг;
- оптимизировать и переструктурировать сеть реабилитационных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы, в целях приближения их к месту жительства и обеспечения "активного" социального патронажа.
Еще одной основной задачей является создание новой, эффективной системы государственной поддержки инвалидов на рынке труда.
Последовательная политика в этом направлении проводится городом с 1998 года через квотирование рабочих мест для инвалидов в соответствии с Законом города Москвы от 12 ноября 1997 года N 47, а также использование средств целевого бюджетного фонда квотирования рабочих мест в городе Москве, образованного в соответствии с Законом города Москвы от 26 июня 2002 года N 32. По оценочным данным, на предприятиях города трудятся сейчас около 145 тыс. инвалидов. За последние десять лет на квотируемых рабочих местах работало более 45 тысяч москвичей из числа инвалидов и молодежи.
Ежегодно за счет городского бюджета создается дополнительно от 300 до 780 рабочих мест. Вместе с тем, общая потребность в рабочих местах для трудоустройства инвалидов, с учетом видов патологий, по данным экспертных исследований (официальная статистика не собирается), составляет не менее 2,5 тыс. в год, из них около половины - на специализированных участках и цехах.
С советских времен в городе функционируют специализированные предприятия всероссийских общественных объединений инвалидов (ВОИ, ВОС и ВОГ), а также предприятия местной промышленности (ЗАО "Горспецпром") С 2000 года, после отмены налоговых льгот по хозяйственной деятельности, неуклонно сокращается численность работающих на них инвалидов. В настоящее время на них занято около 4 тыс. чел, в том числе 2,9 тыс. инвалидов. Ввиду значительного износа, многие рабочие места (более 80 процентов) требуют коренной модернизации. Уровень заработной платы на указанных предприятиях является крайне низким. В настоящее время не определена продуманная, долгосрочная программа поддержки деятельности этих организаций, на которых не только работают, но и получают услуги по медицине и реабилитации, общаются самые тяжелые категории инвалидов (слепые люди, граждане с психическими и интеллектуальными расстройствами).
Степень вовлечения в активную жизнь инвалидов отстает от их реальных потенциальных возможностей. Отсутствие приемлемого трудоустройства создает как дополнительные социальные проблемы, так и неоправданно сокращает численность экономически активного населения города, дефицит которого становится все более острой проблемой. В условиях нарастающего дефицита рабочей силы в Москве более широкое трудоустройство инвалидов могло бы улучшить ситуацию на городском рынке труда. Тем более, что для многих людей с инвалидностью сам факт занятости является важным доказательством их полноценности для общества.
Негативное влияние на этот процесс оказало вступление в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в части отмены института внесения работодателями в бюджеты субъектов специальных платежей в качестве альтернативного механизма квотирования рабочих мест. С 2004 года более чем в 2 раза сократилось количество работодателей, квотирующих рабочие места для инвалидов (с 15 тыс. до 7 тыс. чел. соответственно). В настоящее время не создана комплексная система государственного стимулирования работодателем, участвующих в программах по трудоустройству инвалидов. В связи с этим, работодатели экономически не заинтересованы организовывать рабочие места с применением гибких форм занятости.
Несмотря на законодательные инициативы субъектов Российской Федерации о восстановлении обязательной платы работодателей в случае отказа инвалидам в трудоустройстве, до настоящего времени решение Государственной Думой не принято. Необходимо в кратчайшие сроки определить на федеральном уровне принципиальные направления и конкретные мероприятия для эффективного решения этой задачи, что позволит инвалидам проявить себя в работе, использовать потенциальные способности, обеспечить материальную независимость.
Поэтому достигнутые положительные результаты все еще не позволяют считать Москву городом, где для всех в полном объеме обеспечены равные возможности для жизни и развития.
По ряду значимых для инвалидов и членов их семей социальных проблем (свободное перемещение по улицам города и беспрепятственный доступ к объектам социальной и транспортной инфраструктуры; возможность рационального трудоустройства по желаемой специальности: удобство получения необходимых технических средств реабилитации; обустройство жилья; равный с другими гражданами доступ к государственным медицинским услугам) уже в краткосрочной перспективе требуется принятие дополнительных мер.
Кроме того, реально складывающаяся ситуация показывает, что многие практические задачи лежат в смежных сферах городского развития - архитектуры, строительства, потребительского рынка, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др. Имеется еще много несогласованности в работе различных городских служб, обеспечивающих доступ потребителям, в том числе имеющим особые потребности в связи с инвалидностью, к обычным, повседневным услугам.
Еще одним серьезным препятствием для решения проблем инвалидов является "неготовность" российского и московского сообщества воспринимать их равными членами общества, признавать равенство их прав на образование, труд, досуг, занятия физической культурой и спортом, на общественную и политическую деятельность.
Как следствие, вовлеченность инвалидов в образовательные процессы, общественно-полезный труд, общественную жизнь пока остается низкой.
При этом Москва готова к формированию качественно новой политики в отношении инвалидов. Уже принята основная нормативно-правовая база, создается инфраструктура специализированных учреждений, отрабатываются конкретные механизмы создания безбарьерной городской среды (жилья, общественных, административных, торговых и промышленных зданий, средств транспорта, переходов и тротуаров, рекреационных зон и др.). Город сейчас тратит значительные финансовые средства на указанные цели.
Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Это в корне должно изменить роль данной категории населения в общественной жизни, предоставив им равные возможности для личностной и гражданской самореализации. Именно поэтому следующий год в столице объявлен Мэром Москвы Годом равных возможностей.
Но это только первый шаг на пути к достижению генеральной цели - превращения Москвы уже к 2020 году в город, где реально обеспечены равные возможности для развития всем ее жителям.
Почему в качестве ориентира для реализации Стратегии выбран этот период?
Руководством страны выдвинут план превращения России к 2020 году в одного из лидеров мирового развития. Это значит что страна и ее столица должны стать не только мощными с точки зрения инновационной экономики, но и комфортным местом проживания для людей с самыми различными личностными и физическими особенностями.
Одновременно разрабатывается Стратегия социально-экономического развития Москвы до 2025 года, стержневой идеей которой является превращение нашего города в место, где комфортно жить всем.
Несмотря на значительные усилия по улучшению жизни в городе, не только в 2009 году, но и в последующие несколько лет, не удастся полностью решить многие проблемы инвалидов и членов их семей. Для этого потребуется напряженная и последовательная работа в долгосрочном периоде.
Целями разработки и реализации Стратегии являются:
- интенсификация в городе Москве экономических и социальных процессов и ресурсов для улучшения качества жизни инвалидов и членов их семей;
- повышение темпов и эффективности работ для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа к объектам городской инфраструктуры, услугам и информации;
- формирование толерантного отношения общества к инвалидам и их проблемам.
При этом необходимо достижение баланса между потребностями инвалидов и членов их семей, инфраструктурой учреждений и организаций, оказывающих услуги данным категориям населения, и возможностями городского хозяйства по удовлетворению этих потребностей.
В результате выполнения Стратегии в городе должна быть сформирована и в полном объеме реализована функция управления процессом социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; созданы условия для исключения несогласованности в работе заинтересованных органов исполнительной власти; обеспечено единство и целенаправленность развития всех смежных структур городского управления.
Основными инструментами реализации Стратегии должны стать:
- регулярный анализ и прогнозирование потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в реабилитационных услугах;
- оптимизация процессов создания в городе доступной инфраструктуры для инвалидов с различными ограничениями жизнедеятельности;
- постоянная актуализация комплекса выполняемых работ, исходя из реальных запросов инвалидов и членов их семей;
- устранение дисбаланса общественных отношений в городе и формирование толерантного отношения к инвалидам и проблемам, связанным с инвалидностью.
В соответствии с предлагаемой Стратегией - Стратегией равных возможностей - должны быть скоординированы и взаимоувязаны между собой все утвержденные (37) и разрабатываемые городские целевые программы (по мероприятиям, срокам, ресурсам и ожидаемым результатам).
При этом реализация Стратегии в долгосрочной перспективе не должна снизить уже достигнутые темпы работы. В 2009 году необходимо сделать мощный рывок, поскольку каждый шаг в этом направлении тестирует общество на человечность, степень цивилизованности, а значит, и приумножает тот социальный позитив, в котором нуждается все городское сообщество.
Принципы "равных возможностей" отвергают устоявшийся в последнее время термин "люди с ограниченными возможностями". Возможности у всех людей равны, но именно сложившиеся в обществе барьеры делают их "ограниченными". Стратегия в соответствии с Конвенцией отвергает эти барьеры, как искусственное явление, придуманное и реализованное людьми, для которых инвалидность - отклонение от "нормы", которую они сами же и придумали.
Стратегическая задача города - освободиться от этого многолетнего заблуждения, не только исходя из всегда актуальных гуманистических соображений, но и отчетливо понимая: без трудового и общественного вклада инвалидов Россия и Москва не станет экономически процветающей страной. Из этой когорты людей должны появиться высокопрофессиональные специалисты по информационным технологиям, инновациям, психологи и педагоги нового поколения, финансовые консультанты и банковские менеджеры, предприниматели.
По определению действующего Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" "инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Общество, конечно, должно делать все необходимое для того, чтобы предотвращать возникновение каких-либо отклонений в здоровье у своих граждан. Но этого не удается избегать, поэтому инвалидность не перестает быть общественно нормальным явлением.
Равные возможности - это не просто безбарьерная среда обитания, доступность общественных учреждений, это - "универсальный дизайн", который означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. "Универсальный дизайн" не исключает специальные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.
Равные возможности - это и наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных к особенностям инвалидов.
Очевидно, что равные возможности должны быть не просто благим пожеланием и броским лозунгом, а частью ментальности всех членов общества. Они должны обеспечить свободное, ничем не ограниченное соучастие инвалидов в образовательном процессе (инклюзивность), в трудовой и общественной деятельности. В городе "равных возможностей" инвалид не должен себя ощущать инвалидом.
Уже в 2009 году, москвичами должны быть реализованы опорные принципы отношения к инвалидам, изложенные в Конвенции и Стратегии:
- уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
- недискриминация;
- полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
- уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
- равенство возможностей;
- доступность;
- равенство мужчин и женщин;
- уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.
Москвичам предстоит совместными усилиями внедрить эти принципы в жизнь нашего города, без которых будут бесполезны все усилия по превращению Москвы в место жизни, где у всех действительно равные возможности для самореализации во благо каждого персонально и России в целом.
I. Равный доступ к медицинскому обслуживанию
В целях предотвращения хронизации заболеваний, приводящих к стойкой утрате трудоспособности и формированию тяжелых степеней ограничений жизнедеятельности, в ближайшие три года необходимо обеспечить:
- беспрепятственный доступ инвалидов ко всем видам гарантированной государственной медицинской помощи;
- полный охват детей с врожденными аномалиями и пороками развития диспансеризацией, своевременной высоко-технологичной помощью путем их раннего выявления и коррекции;
- внедрение новых форм и методов восстановительной терапии, реконструктивной хирургии, применение современных инновационных технологий в целях устранения или возможно более полной компенсации нарушений состояния здоровья, развитие новых форм медицинского обслуживания лежачих и плохо передвигающихся лиц;
- подготовку медицинских кадров, владеющих высокотехнологичными методами реабилитационной помощи разным категориям лиц с ограничениями жизнедеятельности;
- разработку системы управления и информатизации в целях усиления контроля за полнотой и качеством обслуживания лиц, состоящих на диспансерном учете;
- формирование у москвичей здорового образа жизни и проведение профилактических мероприятий.
При этом необходимо создание новых центров высоких технологий, развитие сети учреждений медицинской реабилитации, укрепление их материально-технической базы, повышение качества и эффективности их деятельности. До открытия профильных специализированных центров требуется вводить гибкие формы оказания реабилитационных услуг инвалидам на основе частно-государственного партнерства.
Вместе с тем, основным сдерживающим препятствием для обеспечения инвалидам равного с другими гражданами доступа к медицинским услугам является неприспособленность учреждений здравоохранения. В связи с этим необходимо ускорить темпы этой работы, а в 2009 году определить в каждом округе и/или районе 1 - 2 базовых, опорных медицинских учреждения, готовых к приему пациентов с патологиями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
II. Равный доступ к воспитанию и образованию
Достижимыми целевыми индикаторами Стратегии в этом секторе являются:
- создание специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности во всех типах и видах образовательных учреждений города.
- дифференицированный подход при принятии решений о формах воспитания и образования детей-инвалидов на основе оценки состояния здоровья ребенка.
Максимальное удовлетворение социального запроса родителей (законных представителей) на разные формы обучения (с учетом территориальной доступности образовательного учреждения от места проживания).
В условиях инклюзивного обучения ребенок-инвалид чувствует себя равным среди равных, ему легче войти в обычную жизнь, процесс адаптации и самореализации. При такой форме обучения он не чувствует свою ущербность и отгороженность от общества. Кроме того, совместное обучение детей с особенностями развития и детей, не имеющих таких нарушений, способствует формированию толерантного отношения к инвалидам и членам их семей.
Оценки показывают, что вполне реально к 2020 году дать возможность практически всем московским детям-инвалидам, родители которых изъявят желание, посещать дошкольные и школьные образовательные учреждения общего типа.
В качестве временного решения проблемы в 2009 году необходимо обеспечить условия детям (при желании родителей) обучаться в доступных общеобразовательных учреждениях, раскрепив их (4 - 5) в разрезе районов, вблизи места жительства. Неприспособленные учреждения, в которых учатся дети-инвалиды, предполагается оснастить специальными мобильными лестничными подъемниками, световыми и звуковыми информационными устройствами, тактильными дорожками. В штаты общеобразовательных учреждений будут введены должности педагогов нового поколения, - тьютеров, которые будут обеспечивать наставничество и сопровождение этой особой категории обучающихся.
Особое внимание будет уделено детям, которые по состоянию здоровья получают образование на дому, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. К 2012 году необходимо создать максимально благоприятные условия для включения этой категории детей не только в учебный процесс, но и в общую жизнь школы, района, города.
Не позднее 2010 года этим детям должен быть обеспечен бесплатный выход в сеть Интернет с ежемесячной компенсацией затрат родителям (законным представителям) за оплату трафика.
Детям с тяжелыми (множественными) нарушениями здоровья, находящимся в учреждениях интернатного типа, должны быть созданы условия для комфортного жизнеобеспечения и гарантированного обучения, соответствующего их психофизическому развитию и потенциальным возможностям.
III. Равные возможности на рынке труда
Для создания равных возможностей инвалидам на рынке труда необходимо:
- устранить диспропорции между количеством и структурой создаваемых работодателями рабочих мест для инвалидов и спросом на них самих инвалидов с тяжелыми ограничениями, которым трудно найти работу и адаптироваться в обычной среде;
- создавать специальные рабочие места для инвалидов-колясочников, лиц с полной и частичной потерей зрения на крупных отраслевых предприятиях и специализированных предприятиях, применяющих труд инвалидов;
- обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ к рабочим местам и инфраструктуре предприятий.
До 2012 года необходимо создать условия для занятости всех желающих инвалидов, исходя из состояния их здоровья, профессиональных навыков и уровня социальных притязаний.
Для достижения этой цели в 2009 году необходимо сосредоточиться на следующих основных направлениях:
- создать на крупных промышленных предприятиях специальные цеха (участки) для гарантированного трудоустройства инвалидов по востребованным на рынке труда специальностям с развитием инфраструктуры по месту работы услуг по реабилитации, организации досуга и др.;
- сохранить существующие рабочие места на предприятиях, находящихся в ведении общественных организаций инвалидов, предприятиях ЗАО "Горспецпром" и в других специализированных организациях, применяющих труд инвалидов;
- стимулировать самозанятость инвалидов и создание ими предприятий малого бизнеса;
- реформировать действующую систему государственной поддержки инвалидов на рынке труда, основанной на принципе "бюджетные деньги идут работодателю вслед за инвалидом" (на дотирование заработной платы, специальных приспособлений рабочего места, компенсацию затрат на медико-социальные услуги и реабилитацию).
IV. Доступ к реабилитационным услугам. Непрерывная реабилитация
Материальная поддержка инвалидов государством не может сводиться лишь к пенсиям и социальным выплатам. С расширением возможностей для социальной интеграции происходит процесс снижения степени зависимости инвалидов от дотационных денежных выплат.
Для обеспечения равного доступа инвалидов к реабилитации должен быть реализован принцип, когда все необходимые мероприятия и расходы, связанные с инвалидностью, должны предоставляться гражданину в соответствии с установленными государством стандартами и программами реабилитации, разработанными на основе профессиональной оценки состояния здоровья человека и его реабилитационных возможностей.
В связи с этим, уже сейчас должны быть выделены категории инвалидов, которые по объективным обстоятельствам вынуждены нести значительную финансовую нагрузку в связи с инвалидностью, и введены дополнительные меры их материальной поддержки для компенсации затрат по наиболее значимым направлениям.
Одновременно необходимо добиться полной обеспеченности всех нуждающихся инвалидов государственными реабилитационными услугами.
Уже к 2010 году должно стать нормой:
- доступное получение инвалидами положенных по законодательству технических средств реабилитации и других реабилитационных услуг;
- обеспечение в установленном порядке санаторно-курортным лечением ветеранов и инвалидов, а также создание условий для отдыха и оздоровления тяжелых инвалидов, имеющих противопоказания к санаторно-курортному лечению, совместно с членами их семей;
- использование потенциала негосударственных организаций в целях расширения возможностей для реабилитации тяжелых инвалидов.
Не позднее 2012 года необходимо:
- окончательно сформировать полноценную городскую службу оказания реабилитационной помощи инвалидам;
- организовать систему психологической и социальной помощи и поддержки членов семей инвалидов вследствие тяжелых соматических и психических заболеваний, травм, детей и взрослых с врожденными дефектами и аномалиями, которые не могут осуществлять полноценную трудовую и общественную деятельность.
По данным международных исследований, трудопотери, связанные с появлением в семье инвалида и необходимостью постоянного постороннего ухода и наблюдения со стороны родственников, в совокупном выражении могут составлять от 0,5 до 1 процента ВВП (при численности инвалидов не менее 10 процентов от общей численности населения). Каждый доллар, вложенный в реабилитацию инвалидов и создание вспомогательных служб помощи членам их семей, дает 10-кратный экономический эффект. Действующие в городе государственные реабилитационные структуры разной ведомственной подчиненности ориентированы в основном на работу с теми москвичами, которые могут прийти сами.
Необходимо перестроить деятельность разных реабилитационных учреждений на активную помощь тяжелым инвалидам, уйти от "уравниловки", разработать дифференцированные реабилитационные программы для разных категорий инвалидов (в зависимости от возраста, состояния здоровья, степени ограничений жизнедеятельности, уровня притязаний и т.д.), направленные на комплексное устранение или компенсацию утраченных функций. Реабилитационная помощь должна стать кондуктивной не только для инвалидов, но и для членов их семей. Ряд проектов в этом направлении уже реализуется, однако необходимо расширить эту работу, особенно для родителей детей с онкологическими заболеваниями, ДЦП, спинальников, инвалидов с психическими и интеллектуальными нарушениями.
В учреждениях и организациях, имеющих отношение к реабилитации инвалидов и других нуждающихся в этом категориях населения, требуется внедрить самые современные технологии и методики, оснастить оборудованием, в т.ч. для занятий физкультурой и спортом, для интеллектуального развития и др.
Важнейшим элементом должно стать выстраивание системы психологического и реабилитационного сопровождения как самих инвалидов, так и их ближнего круга (родителей, братьев и сестер, супругов, других родственников). Для этого должны быть внедрены новые подходы к работе с семьями в целях их адаптации, избежания стрессов и минимизации жизненных рисков. Нужно не просто помочь инвалиду через тех, кто помогает ему каждый день, но и помочь тому, кто помогает инвалиду.
Необходимо добиться, чтобы процесс реабилитации имел непрерывный характер, независимо от заболевания, перехода в другую возрастную категорию, перемены места жительства. Для этого на базе действующих учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, занятости, культуры, физической культуры и спорта должна быть создана городская многопрофильная служба реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, работающая на единых принципах - раннего и адекватного вмешательства, преемственности и непрерывности.
V. Безбарьерная среда обитания и универсальный дизайн
Чтобы инвалиды имели возможность всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, необходимо предпринять исчерпывающие меры по обеспечению их доступа к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Для этого необходимо:
- совершенствовать стандарты и руководящие ориентиры, регламентирующие доступность объектов и услуг для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;
- добиться, чтобы организации всех форм собственности (включая негосударственные), предлагающие услуги населению в разных сферах, учитывали все аспекты доступности их для разных категорий инвалидов;
- организовывать для всех вовлеченных сторон методическую поддержку и инструктаж по проблемам доступности среды для инвалидов;
- размещать в зданиях и других объектах, открытых для населения, информацию в легко читаемой и понятной форме, в том числе выполненной азбукой Брайля;
- предоставлять специализированные услуги помощников и посредников, в том числе проводников и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступа к предоставляемым услугам;
- поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;
- поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных для всех пользователей продуктов, в том числе в строительстве, информационно-коммуникационных технологий и систем.
В развитие этих принципов, необходимо добиться того, чтобы все новые и реконструируемые объекты, расположенные на территории города Москвы, изначально проектировались и строились по принципам "универсального дизайна" - доступными для разных категорий пользователей. Прежде всего, эта норма должна неукоснительно соблюдаться при строительстве зданий и сооружений, построенных по городскому заказу.
Принятие решений о возможности адаптации для инвалидов объектов сложившейся застройки должно основываться на результатах обследований их специализированными организациями и рекомендаций межведомственных рабочих групп, созданных в управах районов (постановление Правительства Москвы от 17 декабря 2004 г. N 852-ПП) в целях инвентаризации городских объектов и мониторинга за их адаптацией. В случае отсутствия возможности приспособления объекта (из-за финансовых возможностей, конструктивных и технических характеристик), необходимо обеспечивать условия для временного доступа в него инвалидов с помощью мобильных вспомогательных технических устройств, реализации в сфере потребительского рынка и услуг специальных сервисных программ для инвалидов и других маломобильных лиц.
В 2009 году необходимо подготовить комплекс дополнительных взаимоувязанных мероприятий в действующую Комплексную целевую программу в целях адаптации мест проживания, обслуживания и перемещения инвалидов с тяжелыми ограничениями в передвижении (на колясках, с опорами) и ориентации (незрячих и глухих лиц) объектов общественной инфраструктуры города:
- тротуаров разных категорий;
- переходов (наземных, подземных и надземных);
- зон остановок общественного пассажирского транспорта;
- объектов коллективного пользования (торговли, медицины, образования, досуга, культуры, органов государственных власти, осуществляющих работу с населением и организациями в режиме "Одного окна" и др.).
Особое внимание необходимо уделить изменениям в жилом секторе:
- строительстве квартир для инвалидов - колясочников;
- внедрению принципов универсального дизайна при строительстве и реконструкции жилых домов (подъезды, лифты, межквартирные коридоры и пр.), а также обустройстве дворовых территорий.
В сложившейся застройке в 2010 - 2012 годах должны быть оборудованы определенные с участием инвалидов социально значимые и наиболее посещаемые инвалидами объекты социальной сферы (здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физкультуры и спорта, культуры, медико-социальной экспертизы), потребительского рынка и услуг, пешеходные переходы (наземные и подземные), остановки общественного наземного пассажирского транспорта; жилые дома, в которых проживают инвалиды-колясочники, лица с тяжелыми ограничениями в передвижении (их квартиры, входы в подъезды и подъезды), и прилегающие к ним территории; помещения, занимаемые общественными организациями инвалидов.
На следующем этапе по итогам инвентаризации и проведенной работы собственниками объектов, балансодержателями, осуществляется плановое переоборудование неприспособленных городских объектов. Данные об объектах старой застройки, которые невозможно приспособить для инвалидов (по заключению специализированной организации), заносятся в специализированную общегородскую базу данных и доводятся до сведения инвалидов и их общественных организаций.
Для осуществления предложенной Стратегии предлагается сохранить отработанную в 2007 - 2008 годах практику:
1) формирование префектурами административных округов по предложениям органов социальной защиты населения, подготовленным совместное общественными организациями инвалидов, адресных списков объектов, подлежащих адаптации в первоочередном порядке, и последующим представление их в заинтересо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.