Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Москвы от 21 мая 2015 г. N 307-ПП в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 6
к постановлению Правительства Москвы
от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП
Положение
об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы
27 августа, 2 сентября 2014 г., 30 июня 2015 г.
1. Настоящее Положение в соответствии с частью 4 статьи 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" устанавливает особенности подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, выразившееся в неправомерных решениях и (или) действиях (бездействии):
1.1. Органов исполнительной власти города Москвы, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, государственных гражданских служащих.
1.2. Органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве, их должностных лиц, муниципальных служащих, предоставляющих государственные услуги при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных законами города Москвы (далее - органы местного самоуправления).
1.3. Подведомственных органам исполнительной власти города Москвы организаций, предоставляющих государственные услуги (далее - подведомственные органам исполнительной власти организации), их работников.
1.4. Подведомственных органам местного самоуправления организаций, предоставляющих государственные услуги при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных законами города Москвы (далее - подведомственные органам местного самоуправления организации), их работников.
1.5. Многофункциональных центров предоставления государственных услуг (далее - многофункциональные центры), их работников.
2. Досудебное (внесудебное) обжалование решений и (или) действий (бездействия) органов исполнительной власти города Москвы, их должностных лиц, государственных гражданских служащих, совершенных при предоставлении государственных услуг в рамках реализации отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, подведомственных органам исполнительной власти или органам местного самоуправления организаций, многофункциональных центров, не связанные с нарушением порядка предоставления государственных услуг города Москвы, подаются и рассматриваются в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
К отношениям, связанным с подачей и рассмотрением указанных жалоб, настоящее Положение не применяется.
4. Физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, юридические лица (далее - заявители) могут обратиться с жалобами, указанными в пункте 1 настоящего Положения (далее - жалобы), в том числе, в следующих случаях:
4.1. Нарушения срока регистрации запроса (заявления) заявителя на предоставление государственной услуги (далее - запрос) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов от заявителя (далее - расписка).
4.2. Требования от заявителя:
4.2.1. Документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
4.2.2. Обращения за оказанием услуг, не включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 15 августа 2011 г. N 359-ПП "Об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг".
4.2.3. Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4.3. Нарушения срока предоставления государственной услуги.
4.4. Отказа заявителю:
4.4.1. В приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4.4.2. В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
4.4.3. В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.
5. Жалобы рассматривают руководители (уполномоченные заместители руководителей) следующих органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб):
5.1. Органы исполнительной власти города Москвы рассматривают жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих указанных органов (за исключением случаев, указанных в пункте 5.6 настоящего Положения).
5.2. Органы местного самоуправления рассматривают жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, муниципальных служащих указанных органов (за исключением случаев, указанных в пункте 5.6 настоящего Положения).
5.3. Подведомственные органам исполнительной власти организации рассматривают жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников указанных организаций (за исключением случаев, указанных в пункте 5.6 настоящего Положения).
5.4. Подведомственные органам местного самоуправления организации рассматривают жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников указанных организаций (за исключением случаев, указанных в пункте 5.6 настоящего Положения).
5.5. Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Многофункциональные центры предоставления государственных услуг города Москвы" (далее - ГБУ МФЦ города Москвы) рассматривает жалобы (за исключением случаев, указанных в пункте 5.6 настоящего Положения):
5.5.1. На решения и (или) действия (бездействие) работников многофункциональных центров при предоставлении отдельных государственных услуг, отнесенных нормативными правовыми актами города Москвы к непосредственной компетенции многофункциональных центров.
5.5.2. На решения и (или) действия (бездействие) работников многофункциональных центров, совершенных при предоставлении государственных услуг по принципу "одного окна" в соответствии с соглашениями о взаимодействии, заключенными с органами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления, подведомственными органам исполнительной власти организациями (далее - соглашения о взаимодействии).
5.6. Вышестоящие органы рассматривают жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителей органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы или органам местного самоуправления организаций, ГБУ МФЦ города Москвы (в том числе на решения и (или) действия (бездействие) руководителей (уполномоченных заместителей руководителей) указанных органов и организаций, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам).
6. Для целей настоящего Положения вышестоящими органами, в том числе, признаются:
6.1. Органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы государственный контроль за реализацией отдельных государственных полномочий города Москвы органами местного самоуправления и подведомственными органам местного самоуправления организациями при обжаловании решений и действий (бездействия) руководителей (уполномоченных заместителей руководителей) органов местного самоуправления и подведомственных органам местного самоуправления организаций.
6.2. Органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие функции и полномочия учредителей государственных учреждений города Москвы, органы исполнительной власти города Москвы, в ведомственном подчинении которых находятся государственные унитарные предприятия города Москвы, при обжаловании решений и действий (бездействия) руководителей (уполномоченных заместителей руководителей) указанных подведомственных организаций.
6.3. Аппарат Мэра и Правительства Москвы при обжаловании решений и (или) действий (бездействия) директора (уполномоченного заместителя директора) ГБУ МФЦ города Москвы.
7. Жалобы могут быть поданы в органы, уполномоченные на их рассмотрение, в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:
7.1. При личном приеме заявителя (представителя заявителя) в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, подведомственных органам исполнительной власти или органам местного самоуправления организациях и многофункциональных центрах (время приема жалоб должно совпадать со временем приема запросов).
7.2. Почтовым отправлением.
7.3. С использованием Портала государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее - Портал) в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
7.4. С использованием официальных сайтов органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления и подведомственных органам исполнительной власти или органам местного самоуправления организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
7.5. С использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" посредством портала федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
8. Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, подведомственных органам исполнительной власти или органам местного самоуправления организаций могут подаваться заявителями (представителями заявителей) через многофункциональные центры только в отношении тех государственных услуг, организация предоставления которых в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с соглашениями о взаимодействии. Полученные жалобы должны быть переданы в органы и организации, уполномоченные на их рассмотрение, в срок не позднее двух рабочих дней после дня получения жалобы.
9. В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность в соответствии с Едиными требованиями к предоставлению государственных услуг в городе Москве.
10. Жалоба, подаваемая заявителем (представителем заявителя) в электронной форме с использованием Портала, должна быть подписана электронной подписью, вид которой определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
11. Жалоба должна содержать:
11.1. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, органа местного самоуправления, подведомственной органу исполнительной власти или органу местного самоуправления организации, в которые подается жалоба, либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) должностного лица (работника), которому направляется жалоба.
11.2. Наименование органа исполнительной власти города Москвы, органа местного самоуправления, подведомственной органу исполнительной власти или органу местного самоуправления организации, многофункционального центра либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного или муниципального служащего, работника, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
11.3. Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
11.4. Дата подачи и регистрационный номер запроса (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
11.5. Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
11.6. Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя либо их копии.
11.7. Требования заявителя.
11.8. Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
11.9. Дату составления жалобы.
12. Жалоба подписывается заявителем или его представителем, имеющим полномочия на ее подписание и подачу.
13. Полномочия представителя (за исключением лиц, уполномоченных действовать от имени организаций на основании закона или учредительных документов, а также законных представителей физических лиц) должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. При подаче жалобы в электронной форме доверенность удостоверяется электронной подписью, вид которой определяется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
14. Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
15. Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.
16. Органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы или органам местного самоуправления организации, ГБУ МФЦ города Москвы, решения и (или) действия (бездействие) руководителей (уполномоченных заместителей руководителей) которых обжалуются в соответствии с пунктом 5.6 настоящего Положения, обязаны:
16.1. Передать в вышестоящие органы все материалы по принятым ими к рассмотрению жалобам в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего мотивированного запроса.
16.2. Представлять объяснения и информацию, необходимые вышестоящим органам для рассмотрения жалоб, в срок, установленный в указанном мотивированном запросе.
17. Утратил силу.
См. текст пункта 17
18. Утратил силу.
См. текст пункта 18
19. Утратил силу.
См. текст пункта 19
20. Утратил силу.
См. текст пункта 20
21. Жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления.
22. Жалоба (в том числе поданная в вышестоящий орган) рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня регистрации жалобы в органе, уполномоченном на ее рассмотрение.
23. Срок рассмотрения жалобы составляет пять рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:
23.1. Отказа в приеме документов.
23.2. Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
23.3. Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.
24. В случаях подачи жалобы через многофункциональные центры срок рассмотрения исчисляется со дня регистрации жалобы в органе, уполномоченном на ее рассмотрение.
25. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган принимает решение об ее удовлетворении (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении.
26. Решение должно содержать:
26.1. Наименование органа, рассмотревшего жалобу; должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
26.2. Реквизиты решения (номер, дата, место принятия).
26.3. Фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица.
26.4. Фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
26.5. Способ подачи и дата регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
26.6. Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
26.7. Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
26.8. Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
26.9. Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
26.10. Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
26.11. Порядок обжалования решения.
26.12. Подпись уполномоченного должностного лица.
27. Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.
28. К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений, в том числе, относятся:
28.1. Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
28.2. Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
28.3. Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
28.4. Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
28.5. Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
29. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:
29.1. Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
29.2. Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и города Москвы.
29.3. Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
29.4. Наличия:
29.4.1. Вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.
29.4.2. Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в соответствии с пунктом 5.6 настоящего Положения).
30. Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, оставляет жалобу без ответа по существу в случаях:
30.1. Утратил силу.
См. текст пункта 30.1
30.2. Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
30.3. В случае если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
30.4. Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
30.5. При поступлении в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, до вынесения решения ходатайства заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы, поданного с соблюдением требований, установленных пунктами 7-10, 12-15 настоящего Положения.
31. Вышестоящие органы направляют копии решений, принятых по результатам рассмотрения жалоб в случаях, предусмотренных пунктом 5.6 настоящего Положения, в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы или органам местного самоуправления организации, ГБУ МФЦ города Москвы, решения и (или) действия (бездействие) руководителей (уполномоченных заместителей руководителей) которых обжаловались, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.
32. Выполнение предусмотренных решением вышестоящего органа мер по устранению нарушений должно быть осуществлено в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения (если более короткий срок не установлен в решении).
33. Органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы или органам местного самоуправления организации, ГБУ МФЦ города Москвы обязаны представить в вышестоящий орган сведения об исполнении решения в письменной форме в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем исполнения.
34. Решения об удовлетворении жалобы и об отказе в ее удовлетворении направляются заявителю (представителю заявителя) не позднее рабочего дня, следующего за днем их принятия по почтовому адресу, указанному в жалобе.
35. По желанию заявителя решение также направляется с использованием официального сайта органа, уполномоченного на рассмотрение жалобы, или Портала на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, удостоверенного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.
36. В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований, предусмотренных пунктом 30 настоящего Положения (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
37. Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, установленных пунктами 5, 6 настоящего Положения, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.
38. Предоставляющие государственные услуги органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные органам исполнительной власти или органам местного самоуправления организации, а также многофункциональные центры должны обеспечивать:
38.1. Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных услуг города Москвы, путем:
Постановлением Правительства Москвы от 30 июня 2015 г. N 396-ПП в пункт 38.1.1 настоящего приложения внесены изменения
38.1.1. Размещения соответствующей информации на информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственных услуг, на своих официальных сайтах и на Портале.
38.1.2. Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.
38.2. Оснащение мест приема жалоб.
39. В органах, уполномоченных на рассмотрение жалоб, назначаются должностные лица, осуществляющие прием и регистрацию жалоб, а также подготовку решений по ним в соответствии с требованиями настоящего Положения.
40. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).
41. Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.