Досье на проект федерального закона
В настоящее время статья 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) закрепляет положение о том, что "обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки".
Данное положение в юридической науке и практике называется преюдиция. При этом преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
Данная норма в указанном виде была введена с 1 января 2010 года Федеральным законом от 29 декабря 2009 года N 383-ФЗ. До этого она допускала возможность суда, прокурора, следователя и дознавателя перепроверять обстоятельства, которые уже установлены вступившим в законную силу приговором, при наличии сомнений у суда. Хотя даже из прежней редакции статьи (действовавшей с 1 июля 2002 года по 1 января 2010 года) непонятно, каким образом прокурор, следователь и дознаватель может что-либо перепроверять, если дело еще не передано в суд и "наличия сомнений у суда" пока еще нет.
Новая редакция статьи никакой ясности не внесла, а просто отменила любою возможность "сомнения у суда", при этом приравняв значение решений арбитражного, гражданского и уголовного суда друг к другу по своей силе.
Применение преюдиции судом, а также прокурором, следователем и дознавателем до направления дела в суд, влечет за собою множество опасностей процессуального характера.
Например, рассмотрение основного дела может превратиться в формальность, где все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст. 73 УПК РФ, уже установлены, а их оценки не могут быть изменены по сравнению с уже имеющимися. На долю основного дела выпадает лишь исследование причастности остальных подсудимых к совершению преступления.
Тем самым в деле, которое будет опираться на преюдицию ранее вынесенного в особом порядке приговора, выхолащивается суть судоговорения - состязательность, беспристрастная оценка доказательств и т.п. Поэтому право подсудимых на защиту и на объективное рассмотрение своего дела судом может быть нарушено.
Также, не исключается возможность произвола. Любое уголовное дело, в судебных перспективах которого органы предварительного следствия сомневаются, будет стимулировать недобросовестных следователей к выделению дела в отношении соучастника и направлению его в суд в особом порядке с целью получения приговора "с преюдицией", чтобы лишить остальных подсудимых возможности отстаивать свою позицию.
Следователь является стороной обвинения, и такой тактический ход вполне приемлем для него с точки зрения современного процессуального законодательства, но абсолютно недопустим с точки зрения соблюдения прав обвиняемого.
Эти опасения подкреплены и тем, что категории преступлений, по которым можно заключать сделку с правосудием, законом четко не определены.
Данный проект федерального закона предлагает закрепить за судом, а также прокурором, следователем и дознавателем право проверять все обстоятельства дела, в том числе те, которые уже установлены вступившим приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства.
Законопроект направлен на защиту прав граждан и совершенствование уголовно-процессуального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.