Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 231327-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений",
внесенному депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, И.И. Мельниковым, Г.К. Сафаралиевым и др.
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Согласно проектируемому подпункту "б.3" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) перечень полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации дополняется полномочием по принятию законодательных и иных актов, направленных на соблюдение, реализацию и защиту равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, на гармонизацию национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также на социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов на территории субъектов Российской Федерации. Обращаем внимание, что в подпункте "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ уже содержится общее полномочие по осуществлению законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
В отношении проектируемых подпунктов б.3 пункта 1 статьи 5, д.2 пункта 7 статьи 18, а.1 пункта 2 статьи 21, 20.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ в части установления полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по принятию законодательных актов, направленных на соблюдение, реализацию и защиту равенства прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по обеспечению государственных гарантий соблюдения, реализации и защиты равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, обращаем внимание, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение всех законов (статья 18), равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется государством независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств (часть 2 статьи 19), в связи с чем полагаем указанные проектируемые нормы в данной части излишними. Аналогичное замечание относится к проектируемым пунктам 7.2 части 1 статьи 14, 6.2 части 1 статьи 15, 7.2 части 1 статьи 16, проектируемой части 5.2 статьи 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления вопросов местного значения по осуществлению мер по соблюдению, реализации и защите равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств.
Что касается отнесения к вопросам местного значения муниципальных образований осуществления мер по гармонизации национальных и межнациональных (межэтнических) отношений, сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов России обращаем внимание, что согласно пункту 7 части 1 статьи 14.1, пункту 5 части 1 статьи 15.1, пункту 7 части 1 статьи 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципальных образований относится к правам органов местного самоуправления.
Включение в перечень вопросов местного значения муниципальных образований осуществления мер по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов на территории муниципальных образований, по нашему мнению, нуждается в дополнительном обсуждении с учетом того, что под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В отношении проектируемого пункта 5 части 2 статьи 74.1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которым перечень оснований для удаления главы муниципального образования в отставку дополняется новым основанием по необеспечению соблюдения, реализации и защиты равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сфере межнациональных (межэтнических) отношений, обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 74 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" совершение действий, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, является основанием для отрешения главы муниципального образования от должности.
Также обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации не раскрываются используемые в законопроекте термины "гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений", "этнокультурное многообразие".
Статьей 3 законопроекта вносятся изменения в статью 15 "Основные обязанности гражданского служащего" и статью 18 "Требования к служебному поведению гражданского служащего" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Учитывая, что за нарушение норм указанных статей государственный гражданский служащий может быть уволен с гражданской службы в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 33 Федерального закона либо подвергнут дисциплинарному взысканию в порядке, установленном статьей 57 Федерального закона, из проектируемых норм следует исключить слова "и других обстоятельств".
Исполняющий обязанности |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.