Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 308179-6 "О Российском научном фонде"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О Российском научном фонде" (далее - законопроект) разработан в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации от 16 мая 2012 г. N Пр-1525 и перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 29 октября 2012 г. (от 12 ноября 2012 г. N Пр-3048) в целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на финансирование научных исследований и разработок, а также достижения высоких результатов в таких исследованиях и разработках.
Законопроектом определяются правовое положение, полномочия и функции Российского научного фонда (далее - Фонд), устанавливаются порядок управления его деятельностью и порядок формирования его имущества.
Создание Фонда обусловлено необходимостью
совершенствования имеющихся механизмов финансирования в научной и научно-технической областях и потребностью в более гибком инструменте поддержки научных исследований, максимально учитывающем специфику данной сферы.
В настоящее время при финансировании научных исследований государственные фонды поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, являющиеся федеральными государственными бюджетными учреждениями, испытывают ряд затруднений. Основанием расходования средств государственных фондов - бюджетных учреждений является соответствующее государственное задание, утверждаемое учредителем.
Государственное задание принимается один раз в год, процедура внесения в него изменений сложна. Кроме того, операционная деятельность фондов должна быть отражена в планах их финансово-хозяйственной деятельности, как и соответствующие вносимые фондами коррективы при реализации таких планов. Все это, в свою очередь, влияет на своевременность финансирования поддержанных фондами проектов.
Государственные научные фонды, являющиеся бюджетными учреждениями, не осуществляют поддержку проектов, направленных на развитие, повышение конкурентоспособности научных организаций и организаций высшего образования.
Фонд создается в целях поддержки фундаментальных и поисковых исследований, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки.
Для достижения цели своей деятельности Фонд проводит конкурсный отбор научных, научно-технических программ и проектов по нескольким направлениям, в частности:
проведение инициативных фундаментальных и поисковых исследований научными коллективами, отдельными научными и научно-педагогическими работниками, в том числе молодыми учеными, а также научными организациями и образовательными организациями высшего образования;
развитие научных организаций и образовательных организаций высшего образования (в части, касающейся укрепления кадрового потенциала науки, выполнения научных исследований и разработок мирового уровня, создания наукоемкой продукции);
создание в научных организациях и образовательных организациях высшего образования лабораторий и кафедр мирового уровня, развитие экспериментальной базы для проведения научных исследований;
развитие международного научного сотрудничества.
Относительно поддержки Фондом развития научных организаций и образовательных организаций высшего образования необходимо отметить следующее.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определено, что развитие федеральных университетов осуществляется в рамках программ, разработанных федеральными университетами и утвержденных Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 24).
Кроме того, Правительством Российской Федерации определяется порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования (в том числе условия их финансового обеспечения), претендующих на присвоение категории "национальный исследовательский университет" (часть 5 статьи 24).
Таким образом, Фондом не будет осуществляться поддержка программ развития федеральных университетов и национальных исследовательских университетов.
Законопроектом также определяются иные функции, осуществляемые Фондом для достижения основной цели своей деятельности, в частности участие в формировании и пополнении целевого капитала научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
Законопроект определяет органы управления Фонда: попечительский совет Фонда, правление Фонда и генеральный директор Фонда, а также закрепляет их полномочия.
В состав попечительского совета Фонда входят пятнадцать членов, в том числе генеральный директор Фонда. Председатель и члены попечительского совета Фонда, генеральный директор Фонда назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более пяти лет. Полномочия председателя и членов попечительского совета Фонда могут быть прекращены досрочно на основании решения Президента Российской Федерации. Генеральный директор Фонда является единоличным исполнительным органом Фонда. Правление Фонда является коллегиальным исполнительным органом Фонда и осуществляет руководство текущей деятельностью Фонда. Члены правления Фонда назначаются на должность и освобождаются от должности попечительским советом Фонда по представлению генерального директора Фонда.
В целях экспертного обеспечения деятельности Фонда законопроектом предусмотрено образование консультативных органов - экспертных советов Фонда.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Фонда создается ревизионная комиссия Фонда. Законопроектом определяется порядок ее формирования и деятельности.
В соответствии с законопроектом Фонд обязан ежегодно подготавливать годовой отчет Фонда и представлять его Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Законопроектом также устанавливается, что государственная регистрация Фонда осуществляется в течение 60 дней, а формирование органов управления Фонда в 3-месячный срок со дня официального опубликования предлагаемого Федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О Российском научном фонде"
Проект федерального закона "О Российском научном фонде" (далее - законопроект) разработан в целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на финансирование научных исследований и разработок, а также достижения высоких результатов в таких исследованиях и разработках.
Для реализации указанных целей Фонд разрабатывает программу деятельности на трехлетний период, включающую в себя основные мероприятия по поддержке фундаментальных и поисковых исследований, подготовки высококвалифицированных научных кадров, развития научных коллективов, занимающих лидирующие позиции в определенной области науки.
Финансовое обеспечение программы деятельности Фонда предполагается осуществлять за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, средств, высвобождаемых в результате исключения из федеральных целевых программ мероприятий по проведению поисковых научных исследований, что предусмотрено перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию 29 октября 2012 г.
Кроме того, через Фонд может осуществляться предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные учреждения государственных академий наук и государственные научные центры Российской Федерации" грантовая поддержка научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования, учреждениях государственных академий наук и государственных научных центрах Российской Федерации. Ежегодный объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на эти цели составляет до 3 млрд. рублей.
В дальнейшем финансовое обеспечение программы деятельности Фонда на трехлетний период возможно в том числе с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области науки и техники", касающихся докапитализации научных фондов.
Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, доходов, получаемых от деятельности Фонда, добровольных имущественных взносов, иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. В качестве имущественного взноса Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации Фонду передаются бюджетные ассигнования федерального бюджета. Дополнительными источниками поступления в Фонд денежных средств могут быть созданные в Российской Федерации институты развития (в том числе Внешэкономбанк, Российская корпорация нанотехнологий, Российская венчурная компания) применительно к конкретным проектам, поддерживаемым Фондом.
Реализация принятых по инициативе Правительства Российской Федерации крупнейшими компаниями с государственным участием программ инновационного развития также может повлиять на поступление в Фонд внебюджетных средств. Данными программами установлено, что у таких компаний расходы на исследовательские работы и модернизацию технологий уже в среднесрочном периоде должны в целом соответствовать аналогичным расходам крупнейших зарубежных компаний, работающих в сходных отраслях. Одним из возможных путей достижения этих программных целей может быть внесение компаниями соответствующих финансовых средств в Фонд для целей поддержки поисковых научных исследований, направленных на модернизацию и технологическое развитие отраслей экономики с использованием грантовой поддержки науки, реализуемой Фондом. Кроме того, участие представителей бизнеса в экспертизе проектов Фонда как доноров поступающих в Фонд внебюджетных средств позволит обеспечить дополнительную привязку поддерживаемых Фондом поисковых научных исследований к конкретным потребностям реальных секторов экономики и тем самым повысить результативность и востребованность таких научных исследований.
Принятие Федерального закона "О Российском научном фонде" не повлечет возникновения дополнительных финансовых обязательств Российской Федерации. Размер первоначального и последующих имущественных взносов Российской Федерации, направляемых Фонду, будет определяться в пределах общих бюджетных ассигнований, предусматриваемых на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в гражданской сфере.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О Российском научном фонде"
Принятие Федерального закона "О Российском научном фонде" потребует внесения изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в части определения понятия "поисковые научные исследования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.