Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 93550-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по международным делам на своем заседании рассмотрел Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 19 октября 2012 года.
Закон в соответствии с пунктом "г" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года (далее - Протокол) подписан в г. Санкт-Петербурге 18 октября 2011 года. Протокол временно применяется с даты подписания и внесен на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 15 июня 2012 года с нарушением шестимесячного срока, установленного пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Белорусская Сторона ратифицировала Протокол, Казахстанская Сторона проводит внутригосударственные процедуры, необходимые для ратификации Протокола.
Протокол заключен с целью углубления экономической интеграции Сторон и установления в Таможенном союзе правил применения инструментов торговой защиты, соответствующих нормам и правилам ВТО. Протокол вносит изменения в правила проведения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных расследований и применения соответствующих мер защиты внутреннего рынка государств - членов Таможенного союза, включая предварительные меры, вводимые на период проведения расследований. При этом установленные Протоколом нормы применения инструментов торговой защиты соответствуют правилам, предусмотренным Соглашением ВТО по специальным защитным мерам, Соглашением ВТО по субсидиям и компенсационным мерам и Соглашением ВТО по применению статьи VI ГАТТ - 1994.
По тексту Протокола имеются замечания редакционного характера.
В соответствии с Протоколом по тексту Соглашения слова "единая таможенная территория государств Сторон" заменяются на слова "единая таможенная территория Таможенного союза", однако согласно подпункту е) пункта 12 Приложения в пункте 11 статьи 11 Соглашения такая замена не произведена.
Наименование статьи 28-1 (пункт 27 Приложения) содержит формулировку "возврат специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин", тогда как в соответствии со статьей 2 Соглашения в его тексте должен использоваться термин "специальная пошлина", а не "специальная защитная пошлина".
В абзаце втором на странице 44 Приложения (пункт 34) некорректно используются слова "уведомлен о предстоящем расследовании" вместо "уведомлен о предстоящей проверке" по аналогии с нижеследующим абзацем (речь в данном положении идет именно о проверочных действиях, а не расследовании).
Согласно пункту 4 статьи 37 Соглашения в редакции Протокола (пункт 36 Приложения) за разглашение и нецелевое использование конфиденциальной информации, представленной органу, проводящему расследование, его сотрудники и должностные лица могут быть лишены привилегий и иммунитетов, предусмотренных Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества от 31 мая 2001 года. Названная Конвенция распространяет привилегии и иммунитеты только на должностных лиц и сотрудников органов ЕврАзЭС, однако в статье 3 Соглашения не указано, что орган проводящий расследование, является одним из органов ЕврАзЭС. Названное положение может в дальнейшем вызвать необходимость дополнительного толкования.
Протокол соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием Правительства Российской Федерации реализация Протокола не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Протокол подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "д" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части установления порядка уплаты и зачисления специальных защитных антидемпинговых и компенсационных пошлин, а также процедур судебного обжалования решений и нормативных правовых актов, связанных с применением специальных мер, содержит положения иные, чем предусмотренные Федеральным законом "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", а также содержит положения, устанавливающие юридическую обязательность для Российской Федерации решений Комиссии Таможенного союза, полномочия которой в настоящее время переданы Евразийской экономической комиссии.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживают ратификацию Протокола. Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации по указанному Федеральному закону положительное.
На основании вышеизложенного Комитет Совета Федерации по международным делам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года".
Председатель Комитета |
М.В. Маргелов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.