Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установил жесткое требование к величине собственных средств (капитала) российских кредитных организаций, в которых могут быть открыты специальные счета фонда капитального ремонта многоквартирного дома - она должна составлять не менее двадцати миллиардов рублей. В настоящее время не более 35 из 950 российских банков соответствуют заданному критерию.
Ограничение на участие в системе накопления обязательных платежей на капитальный ремонт по размеру капитала банков существенно сужает возможности привлечения дополнительных кредитных ресурсов на цели капитального ремонта, так как наиболее вероятными кредиторами смогут выступать именно те банки, которые обслуживают специальные счета. Средства собственников, аккумулируемые на специальных счетах, могли бы стать источником долгосрочного фондирования для банков, что позволило бы им выдавать долгосрочные кредиты, необходимые для финансирования капитального ремонта.
Такой подход существенно ограничивает возможности участия региональных банков в системе финансирования капитальных ремонтов, а также препятствует развитию конкуренции в банковском секторе. В то же время Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, принятая Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации, предусматривает принятие мер, направленных на поддержание равных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями независимо от величины и формы собственности.
Российские региональные банки способны сыграть важную роль в развитии региональных систем финансирования капитальных ремонтов, поскольку именно они, как правило, хорошо знают региональные рынки, оказывают банковские услуги местному населению и способны гибко реагировать на потребности регионального рынка. При этом необходимо отметить, что многие региональные банки, не обладая капиталом в размере 20 миллиардов рублей и выше, тем не менее, отвечают показателям финансовой устойчивости и имеют высокий международный кредитный рейтинг.
Представляется, что размер капитала не является единственным и достаточным показателем устойчивости и надежности банков, о чем, в том числе, свидетельствует недавний международный и российский опыт.
Например, Агентство по страхованию вкладов для оценки финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов использует группы показателей, таких, как достаточности и качества капитала, активов, качества управления банком, его операциями и рисками, доходности и ликвидности и пр.
С другой стороны, действующее ограничение по капиталу банков, ограничивает реальные возможности собственника специального счета воспользоваться предоставляемой финансовой услугой на соответствующей территории в силу административных, технологических, экономических барьеров.
Такое ограничение является не только нарушением Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", но, самое главное, нарушением прав хозяйствующего субъекта в выборе контрагента.
Свобода выбора контрагента в рыночной экономике должна подкрепляться уверенностью в надежности партнера. Для принятия решения недостаточно внутренних оценок и зачастую необходима оценка регулирующего органа по результатам проверок и иной информации, предусмотренной в статьях 41 и 44 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Таким образом, внесение в Жилищный кодекс Российской Федерации предлагаемого изменения будет способствовать развитию конкурентной среды, налоговому пополнению местных бюджетов, а также позволит повысить заинтересованность субъектов малого и среднего бизнеса участвовать в процессе капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Принятие законопроекта не потребует материальных затрат.
Председатель |
В.Е. Дерябкин |
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 176 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.