Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 25 сентября 2012 г. N 3.5-03/1067
на проект федерального закона N 100527-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 сентября 2012 года, Комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и направлен на продление срока применения нулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, по деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции.
При рассмотрении Федерального закона во втором чтении депутатами Государственной Думы были внесены поправки, предусматривающие изменения в главы: 21 "Налог на добавленную стоимость" (далее - НДС), 23 "Налог на доходы физических лиц" (далее - НДФЛ) и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее - ЕНВД) части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также было изменено его наименование. Члены Совета Федерации поправки не вносили.
В части налога на добавленную стоимость Федеральным законом устанавливается пониженная налоговая ставка в размере 10% при реализации племенных сельскохозяйственных животных (статья 164). Предполагается, что пониженная налоговая ставка будет действовать по 31 декабря 2017 года включительно.
От налогообложения налогом на доходы физических лиц освобождаются суммы, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств за счет бюджетных средств в виде грантов на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, грантов на развитие семейной животноводческой фермы, субсидий (статья 217). Положения в части освобождения от налогообложения НДФЛ применяются в отношении грантов и субсидий, полученных после 1 января 2012 года.
В части системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности изменения, вносимые Федеральным законом, сводятся к следующему. Устраняется ограничение по численности наемных работников (не более 100 человек), не позволяющее применять ЕНВД, для организаций потребительской кооперации, а также хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы (статья 346.26). Данное положение применяется по 31 декабря 2017 года включительно, то есть до окончания действия системы налогообложения в виде ЕНВД.
Предлагаемые Федеральным законом изменения в части налога на прибыль организаций предусматривают, что сельскохозяйственные товаропроизводители и рыбохозяйственные организации, которые отвечают критериям налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога, применяют нулевую ставку налога на прибыль организаций (статья 284). Указанные положения будут применяться с 1 января 2013 года.
Комитет считает необходимым отметить, что реализация положений Федерального закона может повлечь уменьшение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Оценить их влияние не представляется возможным, поскольку в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона дана оценка изменения налогового законодательства только в части продления срока действия льготного режима налогообложения прибыли для сельскохозяйственных организаций в целях поэтапного перехода к общим условиям налогообложения. Однако и это положение в ходе работы над законопроектом претерпело значительное изменение.
Несмотря на то, что Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации неоднократно обращался к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации с предложениями о систематизации работы палат в этой области законодательства Российской Федерации (Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 февраля 2012 года N 16-СФ), в очередной раз рассматривается Федеральный закон без финансово-экономического обоснования предлагаемых изменений налогового законодательства и оценки их влияния на бюджетную систему Российской Федерации.
Вместе с тем в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО отдельным отраслям экономики необходима дополнительная поддержка и прежде всего сельскому хозяйству.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.