Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
по проекту федерального закона N 103616-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы Е.А. Федоровым
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 103616-6 предлагается дополнить часть 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ограничением на наличие у гражданского служащего зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности на имущество, а также внести в действующую редакцию норму, устанавливающую возможность увольнения гражданского служащего с гражданской службы в случае отказа в срок, определенный руководителем государственного органа, от отчуждения указанного имущества.
Положениями части 3 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" на основании принципа единства правовых и организационных основ государственной службы, законодательно закреплен единый подход к организации государственной службы, а также установлена взаимосвязь государственной и муниципальной службы. Руководствуясь изложенными принципами, дополнительные ограничения должны быть введены также для государственных служащих, замещающих воинские должности и должности правоохранительной службы (статья 8), и для муниципальных служащих.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду статья 3 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ
Помимо этого, согласно пунктам 5 и 6 статьи 7 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) предусматривается установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области. Иными словами нормы Федерального закона N 273-ФЗ направлены на унификацию прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и иных лиц ограничений, запретов и обязанностей.
Руководствуясь указанными положениями, действие проектируемой нормы следует распространить на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, посредством внесения изменений в соответствующие федеральные конституционные и федеральные законы.
Кроме того, предлагаемые законопроектом положения следует соотнести с детально разработанными Федеральным законом N 273-ФЗ принципами и подходами к борьбе с коррупцией, а также правовыми последствиями нарушения норм о противодействии коррупции.
Необходимо учесть тот факт, что Федеральными законами "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" предусмотрено установление обязанности для гражданских служащих и иных лиц представлять сведения о своих расходах, о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, касающихся приобретения земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также сведения об источниках получения расходуемых средств. Данные законопроекты не предусматривают ограничений на приобретение имущества, если его стоимость соотносится с полученными законным путем доходами семьи гражданского служащего или доходами семьи иного лица, обязанного декларировать расходы. Представленная законодательная инициатива не согласуется с указанными федеральными законами.
Кроме того, действующей редакцией части 1 статьи 16 Федерального закона N 79-ФЗ установлена норма об утрате представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", что также не учтено в законопроекте.
Следует также подчеркнуть, что принимая решение об установлении предлагаемого законопроектом ограничения в отношении гражданских служащих, представляется целесообразным оценить коррупционные риски в сфере их профессиональной служебной деятельности.
Так, установленная статьей 20 Федерального закона N 79-ФЗ, обязанность представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи, распространяется не на всех претендентов на замещение должности гражданской службы и гражданских служащих, а исключительно на граждан, претендующих на замещение должности гражданской службы, а также на гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации. Утверждены указанные перечни Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, а также актами руководителей федеральных государственных органов. Они включают в себя должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, а исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает осуществление организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, выполнение контрольных и надзорных мероприятий, подготовку и принятие решений о распределении бюджетных ассигнований, субсидий, межбюджетных трансфертов, а также распределение ограниченного ресурса (квоты, частоты, участки недр и др.), управление государственным имуществом, осуществление государственных закупок либо выдачу лицензий и разрешений, хранение и распределение материально-технических ресурсов и т.д. Следует также подчеркнуть, что указанная норма обязывает декларировать не только имущество, зарегистрированное на территории Российской Федерации, но и за ее пределами.
Для лиц, замещающих должности гражданской службы не включенных в указанные перечни, проектируемая норма будет носить декларативный характер, поскольку контроль за соблюдением ограничения указанными лицами весьма затруднителен.
К тому же, установление такого ограничения как наличие зарегистрированного за пределами Российской Федерации права собственности может способствовать тому, что владение имуществом за пределами Российской Федерации будет осуществляться на иных правовых основаниях (аренда, в том числе с правом выкупа, безвозмездное пользование и т.д.)
Следует также отметить, что требует доработки предлагаемый механизм отчуждения имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, поскольку текст законопроекта не исключает возможности передачи указанного имущества близким родственникам, что в свою очередь не соответствует поставленным законопроектом целям.
Помимо того, формулировка о возложении на руководителя федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации полномочия по определению срока отчуждения имущества гражданского служащего требует уточнения, поскольку в противном случае, в проектируемой норме может быть усмотрен один из факторов коррупциогенности по признаку неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, а также диспозитивности установления возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан.
Требуют дополнительной проработки положения законопроекта, определяющие, что гражданские служащие в случае сохранения права собственности на имущество, зарегистрированное за пределами Российской Федерации, "могут быть уволены со службы в соответствии с законодательством Российской Федерации", поскольку они устанавливают возможность необоснованного применения и исключений из общих правил.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает, что проект федерального закона N 103616-6 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не может быть поддержан в предложенной редакции и на основании частей 6 и 7 статьи 112 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и с учетом пожелания автора законопроекта предлагает депутату Государственной Думы Е.А. Федорову изменить текст законопроекта.
Председатель Комитета |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.