Физическое лицо на территории Курганской области ведет личное подсобное хозяйство (разведение и содержание птицы), то есть осуществляет со своей семьей деятельность для личных нужд на участке, предназначенном для этих целей (договор аренды земли).
На земельном участке находится помещение для содержания и разведения птицы, зарегистрированное как склад. В будущем планируется строительство жилого дома (в настоящее время на участке дома нет). Газ к помещению подведен, но газоснабжающая организация предлагает заключить договор на поставку газа по оптовым ценам.
Возможна ли поставка газа газоснабжающей организацией для отопления помещения для разведения и содержания птицы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" с применением тарифов для населения? Каким нормативным актом в сфере газоснабжения будет регламентирована поставка газа для отопления помещения для разведения птицы данного физического лица?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" потребитель газа - лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила N 549)*(1). Эти правила регламентируют отношения по поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором поставки газа, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него. Из названия и содержания Правил N 549 следует, что они регулируют отношения, возникающие при поставке газа не для любых нужд, а только для обеспечения именно коммунально-бытовых нужд граждан. В п. 3 Правил N 549 указано, что абонентом в договоре на поставку газа может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения). В п. 2 Основных положений под "розничной ценой на газ" понимается цена на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Под "регулируемой оптовой ценой на газ" понимается утвержденная в установленном порядке цена на газ, по которой он должен реализовываться на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта поставщиками газа (газоснабжающими организациями) непосредственно конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям.
Таким образом, розничная цена устанавливается на газ, используемый населением исключительно для удовлетворения личных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, а оптовая цена устанавливается на газ, используемый конечными потребителями в качестве топлива (для отопления), сырья или организациями для дальнейшей перепродажи.
На основании изложенного можно заключить, что для отнесения абонента по договору газоснабжения к той или иной категории потребителей необходимо учитывать цель, для которой приобретался газ. Так, например, при рассмотрении одного из дел суд пришел к выводу, что потребление газа в нежилом помещении (магазин), находящемся в жилом доме, не может квалифицироваться, как потребление для обеспечения коммунально-бытовых нужд собственника этого дома, хоть он сам и не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Владелец такого помещения не может быть признан в качестве абонента, потребляющего услугу газоснабжения для отопления указанного помещения в порядке, предусмотренном Правилами N 549, которыми отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не регулируются (смотрите решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области от 24.07.2012 по делу N 2-574/12). Аналогичный вывод сделан судом и в отношении газоснабжения нежилого помещения нотариальной конторы, размещенного на первом этаже жилого дома (смотрите решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 30.08.2011 по делу N 2-3028/2011).
По условиям вопроса договор на поставку газа заключается с лицом, ведущим личное подсобное хозяйство. В ст. 2 Федерального Закона N 112-ФЗ от 07.07.2003 "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон N 112-ФЗ) личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ) определено как форма не предпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (п. 2 ст. 2 Закона N 112-ФЗ). Учитывая, что абонентом в договоре газоснабжения в рассматриваемом случае является гражданин и цель приобретения коммунального ресурса не связана с предпринимательской деятельностью, такой гражданин по логике законодателя должен относиться к категории потребителей природного газа - "население".
Однако перечень лиц, которые составляют данную категорию, приведенный в п. 2 Основных положений, исходя из буквального его прочтения, такого потребителя не называет. Кроме того, из положений п. 33 Правил N 549 следует, что нормы потребления газа устанавливаются в том числе и на отопление нежилых помещений в надворных постройках домовладений, содержание в личном подсобном хозяйстве сельскохозяйственных животных и домашней птицы (подп. "г", "д" п. 33 Правил N 549)*(2). При этом под индивидуальным домовладением понимается жилой дом или жилой дом и отдельно стоящие надворные постройки (гараж, баня (сауна, бассейн), теплица (зимний сад) и иные капитальные строения), расположенные на общем с жилым домом земельном участке (п. 3 Правил N 549). В рассматриваемой ситуации, как мы поняли, жилой дом на приусадебном участке ещё не возведен, но имеются хозяйственные постройки для содержания и разведения домашней птицы, что также препятствует отнесению личного приусадебного участка с надворными постройками к домовладению, и по формальным признакам дает основание газоснабжающей организации не относить такого потребителя к категории "население". Как видим, действующее законодательство не отличается последовательностью и системностью в регулировании данных отношений, что не позволяет дать однозначный ответ по существу заданного вопроса.
Вместе с тем, на наш взгляд, отсутствие жилого дома в нашем случае не меняет существо данных отношений. Они продолжают оставаться не предпринимательскими. Закон N 112-ФЗ не связывает производство сельскохозяйственной продукции с обязательным возведением жилого дома. Основным целевым назначением таких земельных участков является их использование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции. В ст. 6 Закона N 112-ФЗ указано, что для ведения ЛПХ могут использоваться жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим ЛПХ. При этом сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении ЛПХ, является собственностью граждан, ведущих ЛПХ (п. 3 ст. 2 Закона N 112-ФЗ). В п. 4 ст. 2 Закона N 112-ФЗ особо подчеркивается, что даже реализация гражданами, ведущими ЛПХ, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении ЛПХ, не является предпринимательской деятельностью.
Отметим, что гражданское законодательство не содержит определений термина "бытовые цели", равно как и "потребительские цели", что ведет к различным толкованиям, которые сводятся к противопоставлению их "предпринимательским". Не вызывает сомнения, что потребительские цели гражданина не совпадают с потребительскими целями юридического лица, индивидуального предпринимателя. Обогрев хозяйственных построек, приготовление кормов для сельскохозяйственных животных, домашней птицы, используемых гражданином в личных, не предпринимательских целях, безусловно, не может относиться к производственной деятельности, а потому и оплата должна производиться не по оптовым, а по розничным ценам для группы конечных потребителей "население".
Подчеркнем, что сказанное является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений по данному вопросу нет, судебная практика тоже пока не сложилась.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
21 июня 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что Правила N 549 не распространяются на отношения, которые возникают между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности. Эти отношения регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (смотрите письмо Минэкономразвития от 28.05.2012 г. N 12793/АП/14).
*(2) Нормативы потребления коммунальных услуг на территории Курганской области в отношении газоснабжения (природный газ), дифференцированных по направлениям использования газа, при отсутствии приборов учета газа утверждены постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 21.08.2012 N 32-3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.