Отпуск и списание материалов в учреждении
В процессе работы учреждения материалы выбывают. Они могут быть списаны в производство, израсходованы на ремонт основных средств, проданы на сторону, переданы безвозмездно, утрачены в результате хищения, порчи, стихийного бедствия. Рассмотрим порядок списания материалов в подобных ситуациях в учете бюджетного и автономного учреждения.
По разным видам (группам) материалов допускается использовать разные способы списания. При этом в течение финансового года этот способ должен применяться непрерывно. В этот период изменению он не подлежит*(1).
Фактическую стоимость списывают одним из двух способов*(2):
- по фактической стоимости каждой единицы;
- по фактической средней стоимости.
Рассмотрим особенности каждого способа.
Списание по фактической стоимости каждой единицы
Как правило, этот способ применяют при небольшой номенклатуре материалов. Кроме того, он применяется в отношении ценностей, которые используются в особом порядке (например драгоценных металлов или камней), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга. Данный способ предусматривает, что каждая единица материалов списывается по той фактической стоимости, которая была сформирована при его приобретении и оприходовании.
Поясним порядок применения этого способа на условном примере.
Пример
Для оказания платных медицинских услуг, не облагаемых НДС, за счет приносящей доход деятельности учреждением приобретено:
- 10 сентября - 75 гр. платины по цене 930 руб./гр. (в т.ч. "входной" НДС);
- 15 сентября - 80 гр. платины по цене 950 руб./гр. (в т.ч. "входной" НДС);
- 17 сентября - 140 гр. золота по цене 750 руб./гр. (в т.ч. "входной" НДС);
- 23 сентября - 60 гр. золота по цене 780 руб./гр. (в т.ч. "входной" НДС).
Согласно учетной политике учреждения драгоценные металлы списываются по фактической стоимости каждой единицы.
При покупке данных ценностей в учете учреждения сделаны записи:
- 10 сентября:
Дебет 2 105 26 340 Кредит 2 302 34 730
- 69 750 руб. (75 гр. х 930 руб./гр.) - учтены затраты на приобретение платины и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом "входного" НДС).
- 15 сентября:
Дебет 2 105 26 340 Кредит 2 302 34 730
- 76 000 руб. (80 гр. х 950 руб./гр.) - учтены затраты на приобретение платины и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом "входного" НДС).
- 17 сентября:
Дебет 2 105 26 340 Кредит 2 302 34 730
- 105 000 руб. (140 гр. х 750 руб./гр.) - учтены затраты на приобретение золота и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом "входного" НДС).
- 23 сентября:
Дебет 2 105 26 340 Кредит 2 302 34 730
- 46 800 руб. (60 гр. х 780 руб./гр.) - учтены затраты на приобретение золота и кредиторская задолженность перед поставщиком (с учетом "входного" НДС).
В процессе оказания медицинских услуг было израсходовано:
- 10 гр. платины, приобретенной 10 сентября;
- 18 гр. платины, приобретенной 15 сентября;
- 12 гр. золота, приобретенного 17 сентября;
- 55 гр. золота, приобретенного 23 сентября.
Операции по списанию материалов будут отражены записями:
Дебет 2 109 60 272 Кредит 2 105 26 440
- 9300 руб. (10 гр. х 930 руб./гр.) - списано 10 гр. платины, израсходованной в процессе оказания медицинских услуг;
Дебет 2 109 60 272 Кредит 2 105 26 440
- 17 100 руб. (18 гр. х 950 руб./гр.) - списано 18 гр. платины, израсходованной в процессе оказания медицинских услуг;
Дебет 2 109 60 272 Кредит 2 105 26 440
- 9000 руб. (12 гр. х 750 руб./гр.) - списано 12 гр. золота, израсходованного в процессе оказания медицинских услуг;
Дебет 2 109 60 272 Кредит 2 105 26 440
- 42 900 руб. (55 гр. х 780 руб./гр.) - списано 55 гр. золота, израсходованного в процессе оказания медицинских услуг.
Списание по фактической средней стоимости
При использовании этого способа определяют среднюю фактическую стоимость одной единицы материалов. Ее рассчитывают по формуле:
Стоимость материалов в остатке : Стоимость материалов, поступивших на дату списания х Количество материалов в остатке : Количество материалов, поступивших на дату списания = Средняя стоимость материалов
Стоимость материалов, которые подлежат списанию, определяют по формуле:
Средняя стоимость материалов х Количество списываемых материалов = Стоимость списываемых материалов
Стоимость остатка материалов рассчитывают по формуле:
Средняя стоимость материалов х Количество материалов в остатке = Стоимость оставшихся материалов
Подобные расчеты делают на каждую дату выбытия или отпуска материалов (метод скользящей фактической средней стоимости)*(3).
Пример
Учреждение ведет реконструкцию здания собственными силами. Здание реконструируется за счет субсидии на иные цели и используется в деятельности, не облагаемой НДС.
В учете учреждения числится 5000 шт. кирпичей марки М-12. Их средняя фактическая стоимость составляет 32 руб./шт. Общая стоимость - 160 000 руб. (5000 шт. х 32 руб./шт.).
В течение месяца организация приобрела кирпичи этой же марки. Они были куплены четырьмя партиями:
- 10 сентября - 1900 шт. - 45 руб./шт. (в т.ч. НДС);
- 15 сентября - 1850 шт. - 35 руб./шт. (в т.ч. НДС);
- 23 сентября - 3200 шт. - 55 руб./шт. (в т.ч. НДС);
- 28 сентября - 2500 шт. - 42 руб./шт. (в т.ч. НДС).
На строительство здания было отпущено:
- 12 сентября - 6100 шт.;
- 25 сентября - 1400 шт.;
- 29 сентября - 5200 шт.
На 12 сентября (дату первого списания) средняя фактическая стоимость кирпича составила:
(160 000 руб. + 1900 шт. х 45 руб./шт.) : (5000 + 1900) = 35,58 руб./шт.
Стоимость материалов, которая должна быть списана, составит:
35,58 руб./шт. х 6100 шт. = 217 038 руб.
На 12 сентября количество материалов в остатке составило:
5000 + 1900 - 6100 = 800 шт.
Их стоимость равна:
35,58 руб./шт. х 800 шт. = 28 464 руб.
На 25 сентября (дату второго списания) средняя фактическая стоимость кирпича составила:
(28 464 руб. + 1850 шт. х 35 руб./шт. + 3200 шт. х 55 руб./шт.) : (800 + 1850 + 3200) = 46,02 руб./шт.
Стоимость материалов, которая должна быть списана, составит:
46,02 руб./шт. х 1400 шт. = 64 428 руб.
На 25 сентября количество материалов в остатке составило:
800 + 1850 + 3200 - 1400 = 4450 шт.
Их стоимость равна:
46,02 руб./шт. х 4450 шт. = 204 789 руб.
На 29 сентября (дату третьего списания) средняя фактическая стоимость кирпича составила:
(204 789 руб. + 2500 шт. х 42 руб./шт.) : (4450 + 2500) = 44,57 руб./шт.
Стоимость материалов, которая должна быть списана, составит:
44,57 руб./шт. х 5200 шт. = 231 764 руб.
На 29 сентября количество материалов в остатке составило:
4450 + 2500 - 5200 = 1750 шт.
Их стоимость равна:
44,57 руб./шт. х 1750 шт. = 77 997,50 руб.
Указанные операции будут отражены в учете учреждения записями:
- 10 сентября:
Дебет 5 105 34 340 Кредит 5 302 34 730
- 85 500 руб. (1900 шт. х 45 руб./шт.) - оприходована первая партия кирпича.
- 12 сентября:
Дебет 5 106 11 310 Кредит 5 105 34 440
- 217 038 руб. - списано 6100 шт. кирпича, отпущенного на строительство здания.
- 15 сентября:
Дебет 5 105 34 340 Кредит 5 302 34 730
- 64 750 руб. (1850 шт. х 35 руб./шт.) - оприходована вторая партия кирпича.
- 23 сентября:
Дебет 5 105 34 340 Кредит 5 302 34 730
- 176 000 руб. (3200 шт. х 55 руб./шт.) - оприходована третья партия кирпича.
- 25 сентября:
Дебет 5 106 11 310 Кредит 5 105 34 440
- 64 428 руб. - списано 1400 шт. кирпича, отпущенного на строительство здания;
Дебет 5 105 34 340 Кредит 5 302 34 730
- 105 000 руб. (2500 шт. х 42 руб./шт.) - оприходована четвертая партия кирпича.
- 29 сентября:
Дебет 5 106 11 310 Кредит 5 105 34 440
- 231 764 руб. - списано 5200 шт. кирпича, отпущенного на строительство здания.
"Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 110 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция)
*(2) п. 108 Инструкции
*(3) п. 108 Инструкции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.