Новации в правовом регулировании сделок
В начале мая был опубликован Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ (далее - Закон N 100-ФЗ). Указанным законом в Гражданский кодекс внесен ряд существенных изменений, относящихся к регулированию сделок, представительства, исковой давности, решений собраний. Большинство положений Закона N 100-ФЗ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Принятие Закона N 100-ФЗ направлено на поэтапное реформирование гражданского законодательства РФ. Теперь в Гражданском кодексе (далее - Кодекс) появились статьи о сделках, требующих согласия в силу закона, и юридически значимых сообщениях. Изменены положения о простой письменной и нотариальной формах сделок, государственной регистрации сделок. Эти и другие нововведения рассмотрим в нашей статье.
Согласие на совершение сделки
Одной из новелл гражданского законодательства выступают положения статьи 157.1 Кодекса, посвященные вопросам согласия на совершение сделки*(1).
В действующем законодательстве содержится ряд норм, в соответствии с которыми действительность сделки поставлена в зависимость от того, согласно ли с такой сделкой лицо, не являющееся в ней стороной. Например, уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника, не допускается без согласия последнего*(2), при переводе долга должником на другое лицо необходимо согласие кредитора*(3) и др.*(4) В нормативных правовых актах других отраслей законодательства также обозначена необходимость получения согласия на совершение сделки*(5).
Отметим, что сделки, требующие согласия третьих лиц, имеют ряд особенностей. Лицо, чье согласие необходимо для совершения сделки, не выступает стороной такой сделки. Согласие такого лица - это необходимый элемент действительности сделки. Сделка, совершенная без согласия, нарушает охраняемый законом интерес лица, признанный юридически значимым для действительности сделки. В некоторых случаях необходимость получения согласия третьего лица вызвана публичными интересами, и субъектом такого согласия выступает определенный государственный или муниципальный орган*(6).
Положения о согласии на совершение сделок, внесенные в Кодекс, носят универсальный характер. Принципы, заложенные в них, должны применяться к различным случаям. В то же время нормы статьи 157.1 Кодекса являются диспозитивными и подлежат применению, если иное не предусмотрено законом или иным правовым актом*(7).
Если на совершение сделки в силу закона требуется согласие третьего лица, органа юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления, о своем согласии или об отказе в нем сообщается лицу, запросившему согласие, либо иным заинтересованным в разумный срок после получения соответствующего обращения*(8).
Категория "согласие на совершение сделки" бывает двух видов: предварительное и последующее. Последующее согласие именуется также одобрением. Согласие на совершение сделки должно быть определенным вне зависимости от момента, в который о нем может быть сообщено. Закон устанавливает обязательные требования к содержанию согласия. В предварительном согласии должен быть указан предмет сделки, на совершение которой оно дается, при одобрении - сделка, в отношении которой согласие дано*(9).
Обратите внимание, что молчание не считается согласием на совершение сделки, за исключением случаев, установленных законом*(10).
Закон N 100-ФЗ не устанавливает форму, в которой должно быть дано согласие (устное или письменное). В некоторых случаях в законодательстве содержится указание на необходимость получения письменного согласия третьего лица на совершение сделки*(11). В этой связи можно предположить, что при отсутствии в законе иного указания согласие может быть дано в любой форме с соблюдением требований к его содержанию.
До внесения рассматриваемых изменений действующее законодательство не содержало и общих норм о последствиях отсутствия необходимого в силу закона согласия третьих лиц на совершение сделок. Законом N 100-ФЗ в Кодекс вводится специальная статья, регламентирующая данные вопросы.
По общему правилу сделка, совершенная без согласия, необходимость получения которого установлена законом, является оспоримой. В то же время законодательством может быть предусмотрено, что такая сделка ничтожна или не влечет правовых последствий для лица, управомоченного давать согласие, при отсутствии такого согласия. Также ему принадлежит право обращения в суд с требованием о признании сделки недействительной.
В некоторых случаях отсутствие согласия на совершение сделки может привести к иным последствиям, чем к ее недействительности. Это должно быть установлено законом или соглашением с лицом, дающим согласие*(12).
Если лицо, давшее необходимое согласие на совершение оспоримой сделки, в момент выражения согласия знало или должно было знать о наличии основания для признания такой сделки недействительной, то оно не вправе ее оспаривать по данному основанию*(13).
Гражданский кодекс Российской Федерации
Безусловно, закрепление в Кодексе вопросов, касающихся согласия на совершение сделок, имеет важное значение для развития гражданского законодательства и правоприменительной практики. В то же время научное сообщество указывает на необходимость исследования ряда моментов, также относящихся к данной категории (возможность отзыва выданного согласия на совершение сделки и его последствия, срок действия согласия и др.). Эти вопросы в дальнейшем могут найти отражение в общих положениях Кодекса о сделках.
Изменения гражданского законодательства, посвященные вопросам согласия на совершение сделки, схематично показаны на рисунке ниже.
Особенности согласия на совершение сделки
/-----------------\ /-------------------\
| третьего лица |---\ | |
\-----------------/ | | предварительное |
/-----------------\ | /----------------\ /---|(должен быть указан|
| органа |---| | | | | предмет сделки) |
|юридического лица| | | Согласие на | | | |
\-----------------/ | | совершение | | \-------------------/
/-----------------\ |--| сделки |--| /-------------------\
|государственного | | | | | | |
| органа |---| | | | |последующее (должна|
\-----------------/ | \----------------/ | | быть указана |
/-----------------\ | \---| сделка) |
| органа местного | | | | |
| самоуправления |---/ | | |
\-----------------/ /----------------\ \-------------------/
| |
| Сделка, |
| требующая |
|согласия в силу |
| закона |
\----------------/
/----------------------------------------------------\
/-----------------\ /-------------------\
|согласие получено| /---| согласие |
| |----\ | | отсутствует |
\-----------------/ | | \-------------------/
/-----------------\ | | /-------------------\
| действительная | | |---| оспоримая сделка |
| сделка |---/ | | |
\-----------------/ | \-------------------/
| /-------------------\
|---| ничтожная сделка |
| \-------------------/
| /-------------------\
| | иные последствия, |
| | установленные |
| | законом или |
\---| соглашением с |
| лицом, согласие |
|которого необходимо|
| для совершения |
| сделки |
\-------------------/
Письменная форма сделки
Сделки, заключаемые гражданами между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, должны совершаться в письменной форме*(14). При этом исчисление указанной суммы производят исходя из установленной базовой суммы, равной 100 рублей*(15).
Законом N 100-ФЗ внесено изменение, согласно которому расчетная величина цены сделки, подлежащей заключению гражданами в письменной форме, заменена фиксированной суммой - десять тысяч рублей*(16).
С 1 сентября 2013 года утратит силу норма Кодекса о недействительности внешнеэкономической сделки, заключенной без соблюдения простой письменной формы*(17), которая в российской судебной практике и доктрине обычно квалифицируется в качестве сверхимперативной нормы.
Данное правило было введено в отечественный правопорядок в условиях государственной монополии внешней торговли и отражало особое отношение государства к таким сделкам. В настоящее время его сохранение в гражданском законодательстве было признано неоправданным, поскольку оно ставит стороны внешнеэкономических сделок в неравное положение по сравнению со сторонами обычных сделок*(18).
Определенные изменения затронули положения Кодекса о нотариальной форме сделок.
Нотариальное удостоверение является проверкой законности сделки, в том числе наличия у каждой из сторон права на ее совершение. Оно осуществляется нотариусом или должностным лицом, имеющим право совершать такое действие*(19).
Также в статье 163 Кодекса появилась норма о последствиях несоблюдения обязательной нотариальной формы сделки. Такая сделка является ничтожной*(20). Отметим, на данный момент норма о недействительности сделки, подлежащей нотариальному удостоверению, содержится в статье 165 Кодекса.
Гражданский кодекс Российской Федерации
Последствия уклонения от нотариального удостоверения сделки в связи с внесением изменений в Кодекс останутся прежними. Если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения, суд по требованию исполнившей стороны вправе признать такую сделку действительной. В этом случае последующего нотариального удостоверения сделки не требуется. Для такого требования устанавливается специальный срок исковой давности - один год*(21).
Государственная регистрация сделок
Законом N 100-ФЗ вводятся изменения в правовое регулирование государственной регистрации сделок. После вступления рассматриваемых изменений в силу Кодекс будет предусматривать возможность установления законом обязательной государственной регистрации любых сделок, а не только тех, предметом которых является недвижимое имущество или движимое имущество определенных видов.
Устанавливается, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают непосредственно после ее регистрации. Сделка, предусматривающая изменение условий уже зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации*(22). Необходимо обратить внимание, что правила о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащиеся в статьях 558, 560, 574, 584 Кодекса*(23), не подлежат применению к договорам, заключаемым после 1 марта 2013 года*(24).
Рассматриваемые изменения не коснулись норм о последствиях уклонения от государственной регистрации. Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда. По указанным требованиям также устанавливается специальный срок исковой давности - один год*(25).
Юридически значимые сообщения
В гражданское законодательство впервые введена новая правовая категория "юридически значимые сообщения". К ним относятся заявления, уведомления, извещения, требования и иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица*(26).
Гражданский кодекс Российской Федерации
Гражданско-правовые последствия для лица возникают с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или последний не ознакомился с ним*(27).
Следовательно, риск последствий неполучения юридически значимого сообщения или неознакомления адресата с таким сообщением по зависящим от него обстоятельствам возлагается на самого получателя.
Презумпция надлежащего извещения известна иным отраслям законодательства, например налоговому*(28). Но наиболее эффективно проблема надлежащего извещения решена в арбитражном процессуальном законодательстве *(29).
Практическая значимость указанных изменений очевидна, поскольку нередки случаи, когда сообщения, которые Закон N 100-ФЗ квалифицирует как юридически значимые, направленные по ранее указанному получателем адресу или по месту нахождения юридического лица, возвращаются отправителю в связи с тем, что истек срок хранения его службой связи, или с отметкой "организация не значится".
Следует обратить внимание, что термин "юридически значимые сообщения" начал использоваться судебными органами еще до вступления в силу Закона N 100-ФЗ*(30).
Нормы о юридически значимых сообщениях носят диспозитивный характер и применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон*(31).
Таким образом, описанные выше изменения Кодекса в значительной части являются новеллами гражданско-правового регулирования и в целом соответствуют разработкам современной правовой доктрины в данной сфере и тенденциям развития судебной практики.
Ю. Храмцова,
главный юрист энергетической практики
юридической компании "НАФКО-Консультанты", к.ю.н.
"Актуальная бухгалтерия", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) п. 3 ст. 1 Закона N 100-ФЗ
*(2) п. 2 ст. 388 ГК РФ
*(3) п. 1 ст. 391 ГК РФ
*(4) п. 4 ст. 292, п. 2 ст. 295, п. 2 ст. 430, п. 2 ст. 615, п. 4 ст. 706 ГК РФ
*(5) федеральные законы от 26.07.2006 N 135-ФЗ, от 26.12.1995 N 208-ФЗ, от 02.12.1990 N 395-I
*(6) Концепция совершенствования общих положений ГК РФ (проект), рекомендованная Президиумом Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства к опубликованию в целях обсуждения (протокол N 2 от 11.03.2009)
*(7) п. 1 ст. 157.1 ГК РФ (п. 3 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(8) п. 2 ст. 157.1 ГК РФ (п. 3 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(9) п. 3 ст. 157.1 ГК РФ (п. 3 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(10) п. 4 ст. 157.1 ГК РФ (п. 3 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(12) п. 1 ст. 173.1 ГК РФ (п. 18 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(13) п. 3 ст. 173.1 ГК РФ (п. 18 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(14) ст. 161 ГК РФ
*(15) ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ
*(16) п. 5 ст. 1 Закона N 100-ФЗ
*(17) п. 6 ст. 1 Закона N 100-ФЗ
*(18) Концепция развития гражданского законодательства РФ (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)
*(19) п. 1 ст. 163 ГК РФ (п. 7 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(20) п. 3 ст. 163 ГК РФ (п. 7 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(21) п. 1 ст. 165 ГК РФ (п. 9 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(22) ст. 164 ГК РФ (п. 8 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(23) ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ
*(24) с учетом норм Федерального закона от 04.03.2013 N 21-ФЗ
*(25) п. 4 ст. 165 ГК РФ (п. 9 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(26) ст. 165.1 ГК РФ (п. 10 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(27) п. 1 ст. 165.1 ГК РФ (п. 10 ст. 1 Закона N 100-ФЗ)
*(28) п. 5 ст. 68, п. 6 ст. 69, п. 1 ст. 93 НК РФ
*(29) п. 2 ч. 4 ст. 123 АПК РФ
*(30) пост. ФАС ЗСО от 30.04.2013 N Ф04-2006/13, от 21.03.2013 N Ф04-927/13
*(31) п. 2 ст. 165.1 ГК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.