Порядок формирования фонда денежного довольствия военнослужащих в Министерстве обороны Российской Федерации
С момента введения новой системы денежного довольствия военнослужащих прошло уже более года, но, несмотря на данный факт, порядок формирования фонда денежного довольствия военнослужащих был определен лишь в конце 2012 г. В связи с нормативно-правовой неурегулированностью данного вопроса возникало множество противоречий между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации при планировании расходов на денежное довольствие военнослужащих в процессе формирования бюджета Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. Порой данные противоречия выливались в более серьезные последствия, вплоть до увольнения высших должностных лиц в Правительстве Российской Федерации.
Понятие и состав фонда денежного довольствия военнослужащих
Определение порядка формирования фонда денежного довольствия военнослужащих в соответствии с п. 7 ст. 4 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ находится в компетенции Правительства Российской Федерации. Именно оно 1 октября 2012 г. своим Постановлением N 1000 "О порядке формирования фонда денежного довольствия военнослужащих федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба" и установило порядок формирования фонда денежного довольствия военнослужащих для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная службы, и Министерства обороны Российской Федерации в том числе.
Новый порядок формирования фонда денежного довольствия военнослужащих устанавливает, что фонд денежного довольствия формируется исходя из численности Вооруженных Сил Российской Федерации, которая на современном этапе их развития установлена в 1 млн. человек. При этом соотношение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, находится на уровне 30 и 70% соответственно, а в последнее время постепенно изменяется в сторону увеличения численности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в связи с изменением политики в области национальной обороны и развитием программы набора граждан на военную службу на контрактной основе.
Далее последовательно рассмотрим структуру фонда денежного довольствия военнослужащих, порядок его формирования, утверждения и перераспределения.
Как установлено ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, фонд денежного довольствия военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации состоит из фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (рис. 1). В свою очередь, фонд денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, подразделяется на фонд денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в центральном аппарате Министерства обороны Российской Федерации, и фонд денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу в остальных (кроме центрального аппарата) воинских частях и формированиях. Такая структура фонда денежного довольствия военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, по мнению автора, обусловлена необходимостью разграничить денежные средства, направляемые на выплату денежного довольствия различным категориям военнослужащих, чтобы впоследствии исключить их перераспределение в процессе определения экономии фонда денежного довольствия и дальнейшего осуществления дополнительных выплат за счет полученной экономии в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации" от 26 июля 2010 г. N 1010.
/--------------\
|Фонд денежного|
| довольствия |
|военнослужащих|-----------\
| центрального | |
|аппарата МО РФ| |
\--------------/
/---------------\ /---------------\
|Фонд денежного | |Фонд денежного |
| довольствия | /--------------------------\ | довольствия |
|военнослужащих,|-----|Фонд денежного довольствия|---|военнослужащих,|
| проходящих | | Министерства обороны РФ | | проходящих |
|военную службу | \--------------------------/ |военную службу |
| по контракту | | по призыву |
\---------------/ \---------------/
/---------------\
|Фонд денежного | |
| довольствия | |
|военнослужащих |----------/
| остальных |
|воинских частей|
|и формирований |
\---------------/
Рис. 1. Структура фонда денежного довольствия военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации по категориям личного
Кроме того, существует структурирование фонда денежного довольствия по направлениям выплаты средств (пп. 3-5 ст. 4 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ) (рис. 2, 3). Исходя из этого, в фонде денежного довольствия Министерства обороны Российской Федерации отдельно предусматриваются средства для следующих выплат:
а) для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту:
- оклады по воинским званиям;
- оклады по воинским должностям;
- ежемесячные надбавки за выслугу лет;
- ежемесячные надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
- ежемесячные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- ежемесячные надбавки за особые условия военной службы;
- ежемесячные надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
- ежемесячные надбавки за особые достижения в службе;
- премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей;
- ежегодная материальная помощь;
- повышающие коэффициенты за службу за пределами Российской Федерации и в условиях чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов;
- районные коэффициенты и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
- иные выплаты.
б) для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву:
- оклады по воинским должностям;
- ежемесячные надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс);
- ежемесячные надбавки за особые условия военной службы;
- ежемесячные надбавки за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время;
- ежемесячные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
- повышающие коэффициенты за службу за пределами Российской Федерации и в условиях чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов;
- иные выплаты.
Следует особо отметить, что по решению Министра обороны Российской Федерации средства фонда денежного довольствия военнослужащих могут перераспределяться между указанными выше выплатами как в пределах фонда денежного довольствия одной категории военнослужащих, так и между фондами денежного довольствия различных категорий. Например, денежные средства, предназначенные для выплаты окладов по воинской должности военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, в случае их экономии могут быть направлены для осуществления иных выплат военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Возникновение такой ситуации вполне оправданно, в частности, из-за ежегодного увеличения доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в общей численности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Далее рассмотрим, по каким нормативам происходит планирование фонда денежного довольствия и от чего зависит его фактический размер.
Планирование фонда денежного довольствия военнослужащих
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке формирования фонда денежного довольствия военнослужащих федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба" от 1 октября 2012 г. N 1000 предусмотрено, что в фонде денежного довольствия военнослужащих на одну штатную единицу военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год должно быть заложено 18 окладов по воинской должности для выплаты окладов по воинскому званию и окладов по воинской должности.
Объем средств, закладываемых в фонд денежного довольствия на осуществление дополнительных выплат, зависит от состава военнослужащих, особенностей структуры всех Вооруженных Сил Российской Федерации и их структурных подразделений, а также специфики прохождения службы в Министерстве обороны Российской Федерации и не может быть менее 14 окладов по воинской должности на каждую штатную должность военнослужащего, проходящего военную службу по контракту (рис. 4).
Следовательно, всего на одного военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в год необходимо не менее 32 окладов по воинской должности. Для наглядности приведем минимальный объем средств, предусматриваемых в годовом фонде для выплаты денежного довольствия командиру роты, проходящему службу в центральном регионе Российской Федерации: 22 000 руб. х 32 = 704 000 руб. Как мы видим, объем денежных средств, предназначенный для выплаты денежного довольствия отдельному военнослужащему, значителен, однако нельзя делать вывод о том, что военнослужащий получит денежные средства именно в таком объеме, ввиду того, что данная цифра носит плановый характер, а денежное довольствие военнослужащих дифференцировано по различным критериям.
Как было отмечено ранее, кроме средств, предусмотренных для выплаты денежного довольствия военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в фонде денежного довольствия Министерства обороны Российской Федерации предусматриваются и ассигнования для выплат военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Для данной категории личного состава Министерства обороны Российской Федерации в фонд закладывается 16 окладов по воинской должности в год на каждую штатную единицу. Эти средства планируются как для выплаты окладов по воинской должности, так и для осуществления дополнительных выплат.
Кроме фондов денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву, порядок формирования которых нами уже рассмотрен, в фонд денежного довольствия Министерства обороны Российской Федерации включаются средства, направляемые для выплаты повышающих коэффициентов за службу за пределами Российской Федерации и в условиях чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов; районных коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных выплат, установленных законодательством. Нормативный объем этих средств законодательно не определен и зависит от численности и состава военнослужащих, имеющих на них право.
Рассчитанный фонд денежного довольствия Министерства обороны Российской Федерации подлежит утверждению Министерством финансов Российской Федерации. В случае возникновения разногласий между Министерством финансов Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации по объему планируемых в фонд денежного довольствия бюджетных средств (как, например, это было в 2011 году) данный вопрос подлежит рассмотрению Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.
В заключение отметим, что порядок определения фонда денежного довольствия влияет на такие немаловажные показатели, как уровень доходов военнослужащих, полнота обеспечения денежным довольствием личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, от него напрямую зависит эффективность планирования бюджетных средств. Таким образом, формирование фонда денежного довольствия военнослужащих является ключевым моментом в ходе бюджетного процесса в Министерстве обороны Российской Федерации.
В.М. Копров,
преподаватель кафедры автоматики и вычислительных
средств Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского
(филиал г. Ярославль),
кандидат экономических наук, капитан
"Право в Вооруженных Силах", N 5, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок формирования фонда денежного довольствия военнослужащих в Министерстве обороны Российской Федерации
Автор
В.М. Копров - преподаватель кафедры автоматики и вычислительных средств Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского (филиал г. Ярославль), кандидат экономических наук, капитан
"Право в Вооруженных Силах", 2013, N 5