"Энергосервисный контракт - возможности для бюджетной сферы"
(интервью с И.В. Петровым, главным специалистом дирекции по реализации энергосервисных контрактов ООО "Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС")
Продолжаем серию статей, посвященных проблемам энергосбережения*(1). В соответствии со ст. 24 Закона об энергосбережении*(2) начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им топливно-энергетических ресурсов в течение пяти лет не менее чем на 15% объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%.
Бюджетные учреждения вправе заключать энергосервисные договоры, предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов. Поговорим о проблемах и особенностях заключения таких договоров. Наш собеседник - Петров Иван Валерианович, главный специалист дирекции по реализации энергосервисных контрактов ООО "Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС".
- Что такое энергосервисный контракт?
- Согласно ст. 19 Закона об энергосбережении предметом энергосервисного договора является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.
То есть энергоэффективными являются мероприятия, направленные на снижение потребления объектом топливно-энергетических ресурсов (газа, мазута, угля, электроэнергии, воды, компонентов охлаждения). Особенно актуальными в бюджетной сфере являются следующие мероприятия:
1. Реконструкция индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) с внедрением автоматического узла регулирования подачи тепловой энергии.
2. Установка тепловых экранов за батареями, промывка, гидравлическая наладка систем отопления, установка термоклапанов на радиаторы отопления.
3. Замена ртутных ламп и светильников на натриевые или светодиодные для уличного освещения и светодиодных для внутреннего освещения.
4. Автоматическое регулирование электрического освещения путем использования датчиков освещенности помещений (для учета погодных условий и времени суток).
5. Установка ЧРП на насосы водоснабжения, приточно-вытяжные электромоторы, моторы с рваным графиком работы или требующие снижения скорости работы, внедрение устройств плавного пуска.
6. Внедрение многоставочных счетчиков.
7. Внедрение компенсаторов реактивной мощности, автотрансформаторов, устройств перераспределения нагрузки по фазам.
- Какие формы сотрудничества возможны у бюджетного учреждения с энергосберегающими организациями?
- Существуют два варианта энергосервисного договора. Первый можно назвать классической энергосервисной схемой, когда энергосервисная компания на основании заключенного контракта вкладывает деньги в объект. За счет проведения энергосберегающих мероприятий достигается планируемая экономия. Часть сэкономленных средств в течение оговоренного периода энергосервисная компания оставляет себе, окупая затраты на модернизацию и получая определенную прибыль. Заказчик при этом не платит за энергоресурсы больше, чем он платил раньше.
Другой вариант сотрудничества - подряд в рассрочку. Заказчик заключает с подрядчиком энергосервисный контракт, например на три года. Подрядчиком выступает энергосервисная компания. Она выполняет запланированные работы по энергосбережению и получает оплату за эти работы по определенному оговоренному графику, не претендуя на прибыль, полученную от сбереженных ресурсов, то есть независимо от достигаемой экономии. Первоначально платежи - и ежеквартальные, и ежемесячные - для заказчика, скорее всего, перекроют достигаемую экономию в денежном выражении. Это нормально - так энергосервисная компания страхует свои риски. Говорить об энергоэффективности можно будет сразу после проведенных мероприятий, об окупаемости затрат - только через несколько лет. Но это уже будет гарантированная экономия. Такие контракты более интересны энергосервисной компании - это реальные деньги.
- Часто ли бюджетные организации заключают договор на процент от экономии?
- Такие договоры менее популярны и среди заказчиков, и среди исполнителей. Документы, которыми регулируется энергосервисный контракт (Закон об энергосбережении, Закон N 94-ФЗ*(3), Постановление N 636*(4)), накладывают массу ограничений на эту сферу деятельности, которые не совсем выгодны для энергосервисной компании.
Пока в "сером поле" находится все, что связано со сроком реализации контрактных бюджетов. Бюджеты утверждаются на год, планируются на три, а после трех лет перспектива туманна. Получается, когда энергосервисная компания вкладывает деньги в проекты сроком больше трех лет, по сути, она действует вслепую, не зная планов заказчика.
Хотелось бы отметить и другую проблему - отсутствие у инвестора возможностей зачитывать в экономию ресурсов сокращение эксплуатационных расходов заказчика. Поясню. Энергосервисная компания организует мероприятия по сокращению употребления ресурсов (электричества, тепловой энергии, воды и т.д.). Одним из этапов реализации этих мероприятий является поставка, монтаж и ввод в эксплуатацию нового оборудования. Современное оборудование не только позволяет экономить энергоресурсы, но и существенно снижает прочие расходы заказчика, связанные с его эксплуатацией. Допустим, речь идет о технической практике эксплуатации системы освещения. Современные источники света выходят из строя с меньшей периодичностью, чем их устаревшие аналоги. Служба сервиса реже получает вызов на устранение неисправностей, одновременно сокращаются расходы на замену эксплуатационных материалов: лампочек, выключателей и т.д. Новое оборудование, которое поставляется и монтируется энергосервисной компанией, служит дольше и не требует больших расходов на обслуживание.
- Получается, что заказчик экономит не только на сбереженных ресурсах, но и на сервисе и расходных материалах?
- Да. Зачет этой экономии энергосервису в "плюс" возможен при заключении договоров в частном секторе, но невозможен при работе с бюджетниками. В Законе N 94-ФЗ указано, что в экономию средств на оплату топливно-энергетических ресурсов зачитывается исключительно экономия собственного потребления ресурсов, но никак не экономия на запасных материалах, ремонте, обслуживании и прочая "непрямая" экономия. Согласно п. 3 ст. 72 БК РФ государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры, в которых цена определена как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).
Еще один минус работы с бюджетниками по проценту экономии состоит в том, что у энергосервисной компании возникает так называемый риск перераспределения, связанный со злоупотреблениями со стороны заказчика. Допустим, в школе поставили новые сушилки, снижающие расход электроэнергии в три раза. Но в то же время школьная администрация закупила несколько электрочайников и распределила их среди трудового коллектива. Если на всю систему стоит один прибор учета, он будет показывать рост потребления электроэнергии, несмотря на энергосберегающие мероприятия.
- То есть экономии как таковой не будет и энергосервисная компания не получит никакой прибыли, хотя она добросовестно выполнила свои обязательства?
- К сожалению, это так. Поэтому инвестиционные контракты энергосервисной компании выгодно заключать при условии дифференциации учета сэкономленных ресурсов - то есть при условии, что у подрядчика имеется возможность отслеживать и доказывать реальную эффективность проводимых мероприятий.
- Поэтому договор на проценты с экономии более популярен при сотрудничестве с коммерческими организациями?
- Да, поскольку там нет ограничений. В договоре с коммерческой организацией можно записать в экономию фактически все бонусы, которые заказчик получает при проведении энергосервисных мероприятий, обеспечив тем самым меньший срок возврата инвестиций. Любой коммерческий заказчик понимает, что ежемесячно кроме расходов на электроэнергию он несет расходы на оплату труда персонала, который эксплуатирует эту систему, на текущие ремонты и т.д. Эти расходы исчезают при введении в эксплуатацию нового оборудования. В "бюджетке" экономия - это исключительно показания приборов учета.
- И все-таки может ли бюджетная организация, испытывающая проблемы с финансированием, но вынужденная проводить требуемые мероприятия по энергосбережению, заинтересовать энергосервисную компанию сотрудничеством по "классической" энергосервисной схеме?
- Подобные контракты с бюджетниками интересны, если среднесуточное потребление энергоресурсов на объекте постоянно, а пребывание людей определено графиком работы (10-12 часов в день). Это позволяет снизить потребление тепловой и электрической энергии в промежуток времени, когда люди в помещении отсутствуют, то есть ввести "дежурный режим". Или если тариф на энергоресурс в отдельно взятом регионе выше среднего - тогда тоже возможна окупаемость. Хотя, по сути, инвестиционный энергосервис в бюджетном учреждении - это абсолютная лотерея.
- Что нужно учитывать бюджетным организациям, которые заключают энергосервисный контракт по "классической" энергосервисной схеме?
- Механизм заключения контрактов по "процентной" схеме номинально обозначен в гл. 7 Закона N 94-ФЗ. Однако повторю, что ограничения, накладываемые на законодательном уровне, либо не позволяют говорить об эффективной окупаемости из-за установленного законом небольшого срока, либо риски, связанные с достижением экономии, слишком велики и оценить эту экономию невозможно. Поэтому работать по таким энергосервисным контрактам исполнителю непросто. При этом заказчик защищен законом. Что бы ни случилось, плата за энергоресурсы у него не увеличится. Он не рискует, даже если экономия не достигнута. Законодательство максимально страхует риски заказчика, а деньгами рискует исключительно энергосервисная компания.
- Если бюджетное учреждение выбирает сотрудничество по второй схеме - по подряду, может ли оно самостоятельно выбрать подрядчика, разбив объем работ на суммы до 100 тыс. руб., и заключить договор на поэтапное выполнение работы?
- Теоретически можно. Но энергосервисное мероприятие - это не те деньги, которые можно разбить на несколько частей. Делать необходимо в комплексе. Серьезную модернизацию частями провести невозможно. Мероприятия, которые позволяют добиться значительного эффекта, требуют инвестиций больше чем 100 тыс. руб. Например, разбивать установку одного теплового пункта стоимостью 1 млн. руб. на десять частей проблематично и нецелесообразно. Требуется серьезное инвестирование.
- Правильно ли я понимаю, что, с одной стороны, с бюджетников требуют проведения мероприятий по энергосбережению, с другой - механизм реализации этих мероприятий недостаточно проработан?
- Да, пока проработаны только общие положения реализации энергосберегающих мероприятий. С одной стороны, не учтены интересы инвесторов. С другой - для бюджетных заказчиков нет конкретных руководств к действию.
Такая же "целина" во всем, что касается подзаконных актов.
- На что обращать внимание бюджетной организации, планирующей энергосервисные мероприятия? Что ей нужно сделать в первую очередь?
- Во-первых, у организации уже должен быть готов полноценный энергопаспорт. Хочу подчеркнуть, я говорю о качественно составленном документе, созданном по результатам профессионального обследования объекта, а не о "бумажке для инспектора". В составе отчета аудитора должна быть программа энегорсбережения, в которой перечислены рекомендуемые мероприятия и для каждого мероприятия указаны примерные требуемые инвестиции, сроки окупаемости и т.д. В первую очередь руководителю организации следует обратить внимание на наиболее эффективные предложения, то есть на мероприятия с самыми маленькими сроками окупаемости. Тогда эффект от их реализации будет максимальным. Такие мероприятия представляют больший интерес и для энергосервисной компании, инвестора.
В энергопаспорте, скорее всего, в качестве примера будет приведен производитель оборудования, которое требуется установить. Однако имеет смысл обратиться в независимую инжиниринговую или энергосервисную компанию с вопросом о возможных альтернативах и из предложенных вариантов выбрать оптимальные решения в отношении цена/качество. Одновременно следует обратить внимание на сервис - сколько он стоит и насколько он оперативен по отношению к выбранному оборудованию? Это очень важный вопрос. Если нет хороших сервисных центров, доставка быстроизнашивающихся частей может занимать месяцы, экономия получится мнимой.
Определившись с мероприятиями, дальше уже надо будет действовать по стандарту - размещать заявку на госзаказ. Порядок реализации этой процедуры прописан в гл. 7 "Размещение заказов на энергосервис для нужд заказчиков" Закона N 94-ФЗ и в Постановлении N 636. Разумеется, указывая производителя оборудования в заявке, следует обязательно добавить оговорку об эквиваленте.
- Что должно быть обязательно прописано в энергосервисном контракте? Есть ли подводные камни?
- Главное - составить техническое задание так, чтобы объем работ был понятен исполнителю. Все расчеты будут производиться заказчиком и исполнителем только исходя из достигнутой экономии по показаниям приборов учета. Если что-то в объем работы не вошло и из-за этого работа не может быть завершена в полном объеме, это оборачивается риском исключительно для энергосервисной компании - мероприятие не доработано, экономия не обеспечена, условия контракта нарушены...
В техническом задании обязательно должны быть указаны сроки, поскольку некоторые работы привязаны к сезону. Одни можно проводить только летом, другие - только зимой. То есть в техзадании должны быть учтены стоимостные, временные и технические факторы.
- Может ли бюджетное учреждение самостоятельно оформить заявку на проведение работ, учитывая все нюансы ЭСКО?
- Если учреждение крупное, наверняка у него в штате есть соответствующие компетентные специалисты. Если это небольшая школа, дом культуры или больница, самостоятельное оформление правильной заявки на выполнение перечня работ может стать проблемой. Поэтому специалисты рекомендуют приступать к подготовке таких проектов параллельно с тем, кто знает, как реализовать все это на практике, кто знает все нюансы этой работы. Обратите внимание, специалисты могут быть именно в области составления конкурсных заявок, а сами в торгах не участвовать.
- Разберем следующую ситуацию. Существуют два клиента: один занимает старое здание, где проводка и коммуникации требуют полной замены, другой - новое, современное. Какой выгоднее для энергосервисной компании?
- Ни тот, ни другой, и вот почему. Контракты окупаются в среднесрочной перспективе. То есть пять лет - это не самый длинный срок, на который рассчитывает энергосервисная компания. За эти пять лет изношенная инфраструктура старого здания неоднократно может выйти из строя, и энергосервисная компания не получит ожидаемого эффекта. Поэтому в ветхих объектах энергосервис неэффективен - велики риски выхода из строя старого оборудования. Поясню на примере. Рассмотрим энергосберегающие мероприятия по системе отопления - автоматизацию тепловых пунктов. Узел погодного регулирования в тепловом пункте призван обеспечить эффективный расход тепла в зависимости от температуры на улице. Однако эффективность эксплуатации таких узлов сходит на нет, если в здании неправильно функционирует система вентиляции. Если с вентиляцией проблемы, скорее всего, на одном этаже будет жара, на другом - холод. Капитальный ремонт системы вентиляции - ее прочистка и реконструкция - это уже колоссальные деньги. Когда инвестиции значительно увеличивают срок окупаемости мероприятий по энергосервису, энергосервисной компании это невыгодно.
Что касается нового здания - если в нем стоят современные системы, максимум, десятилетней давности, потери там незначительные. Энергосервисные мероприятия, конечно, помогут их сократить, но не настолько, чтобы говорить о рентабельности, поскольку разница между затратами на энергоресурсы "до" и "после" окажется незначительной. Экономия практически не окупится.
- Какой заказчик наиболее интересен энергосервисной компании?
- Тот, который может получить хорошую экономию при разумных затратах. Как вы уже поняли, у него должны быть не ветхие, но и не слишком современные здания. Есть пожелания и к условиям эксплуатации. Идеальный клиент - тот, кто в течение последнего времени потребляет ресурс с более или менее постоянным графиком. К тому же надо помнить, что, чем большее количество часов в течение года работает энергопотребляющее устройство, тем быстрее оно окупает инвестиции в реализацию энергосберегающих мероприятий. Одно дело, если энергосберегающая лампочка горит только восемь часов - рабочий день. Другое дело, если в помещении свет нужен круглосуточно. Лампочка горит в три раза дольше - объем экономии в три раза больше.
- Если бюджетное предприятие или организация заключили энергосервисный контракт, прибыль, полученную в результате экономии, они могут перераспределить на другие нужды. Однако экономия негативно скажется на последующем финансировании. Можно ли решить этот конфликт интересов?
- Согласно Письму Минфина РФ от 30.12.2010 N 02-03-06/5448*(5) в случае достижения экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счет осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного и автономного учреждения на иные выплаты, в том числе на увеличение заработной платы.
При таком перераспределении денежных средств бюджетному и автономному учреждениям будет необходимо уточнить показатели плана, связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. При этом орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать план руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения*(6). Данное письмо означает, что руководитель вправе по собственной инициативе распоряжаться высвободившимися средствами, полученными от экономии энергоресурсов. В письме указано, на какие цели вправе перераспределять средства руководитель. Никаких изменений в показания приборов учета внести невозможно ни по чьей инициативе.
"Руководитель бюджетной организации", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью Е.А. Жукова "Энергетический паспорт - выгода или затрата?", N 5, 2013.
*(2) Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
*(3) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(4) Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис".
*(5) Письмо Минфина РФ от 30.12.2010 N 02-03-06/5448 "О возможности использования государственными (муниципальными) учреждениями средств, сэкономленных в результате мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности".
*(6) Пункт 22 Приказа Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"