Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 24.04.2013 N 02-13-09/14197 "О порядке использования субсидии, предоставляемой государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе остатка указанной субсидии"
В комментируемом нами Письме Минфина РФ от 24.04.2013 N 02-13-09/14197 финансовое ведомство разъясняет возможность изменения объема субсидий для автономных учреждений, а также дает рекомендации федеральным органами власти, органам власти субъекта и муниципальных образований в отношении организации текущего и последующего контроля за исполнением задания учредителя.
Изменение объема субсидий
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" объем субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ в случае принятия решения органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения) в рамках государственного (муниципального) задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
На основании положений п. 2.2 ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ уменьшение объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.
Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 18.03.2008 N 182*(1) установлено, что учредитель вправе изменять государственное задание в установленном порядке, если это не приведет к увеличению объема бюджетных ассигнований, предусмотренных учредителю в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на оказание услуг (выполнение работ). Подобные нормы содержатся и в нормативным актах субъектов РФ и муниципальных образований. Например, в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2011 N 63 "О Порядке формирования государственных заданий для государственных учреждений Санкт-Петербурга и порядке финансового обеспечения выполнения государственных заданий" сказано, что в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также изменения размера выделяемых бюджетных ассигнований бюджета Санкт-Петербурга, которые являются источником финансового обеспечения государственного задания, в государственное задание могут быть внесены изменения, которые утверждаются главным распорядителем средств бюджета Санкт-Петербурга либо учредителем.
Таким образом, уменьшение объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания после завершения финансового года в объеме неиспользованных остатков субсидии на начало очередного финансового года законодательством РФ не предусмотрено и возможно только при изменении государственного (муниципального) задания.
Относительно увеличения объема субсидий в законодательстве не содержится никаких разъяснений. Однако, как показывает практика, бывают случаи, когда в течение года в штатном расписании по распоряжению учредителя появляются новые единицы (согласно им принимаются люди, вводятся новые виды деятельности). Поскольку необходимо платить заработную плату, возникает вполне логичный вопрос об увеличении суммы субсидии. По нашему мнению, если расширение штата производилось в рамках деятельности, выполняемой по заданию учредителя, должны быть внесены изменения в задания учредителя и увеличен объем субсидий (при условии, что у учредителя на это имеются денежные средства), хотя Минфин такую возможность не рассматривает (это в том числе следует из Письма от 24.04.2013 N 02-13-09/14197). Финансисты отмечают, что в целях получения информации, необходимой для принятия решения об изменении показателей государственного (муниципального) задания и сокращении объема субсидии на его выполнение, нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования) о порядке формирования и финансового обеспечения государственного (муниципального) задания должны быть установлены соответствующие положения.
Финансовый контроль
Методическими рекомендациями по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением, утвержденными Приказом Минфина РФ N 136н, Минэкономразвития РФ N 526 от 29.10.2010 (далее - Методические рекомендации), установлено, что контроль за соблюдением федеральными автономными учреждениями требований и условий, предусмотренных для них государственными заданиями, осуществляют федеральные органы исполнительной власти (государственные органы), выполняющие функции и полномочия учредителя.
Согласно положениям п. 21 и 22 Методических рекомендаций контроль за исполнением государственных заданий рекомендуется осуществлять в форме камеральных и выездных проверок. Федеральным органам исполнительной власти (государственным органам), на которых возложены функции и полномочия учредителя в отношении федеральных автономных учреждений, рекомендуется организовать работу по контролю за выполнением государственных заданий, содержанием которой могут быть:
- определение структурного подразделения, уполномоченного осуществлять контроль за выполнением государственного задания, а также формы контроля;
- установление периодичности и последовательности действий при проведении камеральных проверок;
- формирование и утверждение графиков проведения последующих выездных проверок выполнения государственных заданий;
- определение прав и обязанностей должностных лиц при проведении выездных проверок, способа информирования проверяемых об их правах и обязанностях в процессе проверки, требований к оформлению результатов проверки, а также описание мер, которые могут быть приняты по результатам контроля.
Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрации муниципального образования), устанавливающим порядок формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения его выполнения автономными учреждениями субъекта РФ (муниципальными автономными учреждениями), могут быть предусмотрены положения об организации контроля за выполнением государственного (муниципального) задания, проводимом в отношении учреждений соответствующего уровня.
Таким образом, в скором времени будет разработан пакет документов в отношении действий проверяющих при проведении ими контрольных мероприятий, целью которых является проверка выполнения заданий учредителя.
Т. Обухова,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Автономные учреждения: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, июль-август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"