Как распределить риски в договорных обязательствах. Примеры практического применения
В статье даны современное понимание понятия предпринимательского риска, его структура и определяющие факторы. Приведены примеры практического применения юридически обоснованных норм распределения рисков.
Опасность возникновения убытков, вреда, нарушения договорных обязательств сопутствует деловой жизни всегда независимо от исторической эпохи. Поэтому попытки свести к минимуму подобные риски (коль скоро невозможно избавиться от них в принципе) предпринимались во все времена. Очевидно, что правовая система не в состоянии устранить риски субъектов предпринимательской деятельности, но в силах ограничить объем рисковых обязательств, принимаемых на себя конкретным участником.
В связи с этим актуальное значение приобретает поиск основания для распределения между сторонами договорного обязательства потенциальных рисков, т.е. правила, позволяющего на рациональной основе соблюсти баланс их имущественных интересов. Непосредственным предметом исследования является раскрытие достигаемой при этом разумной цели.
Разумный субъект хозяйственной деятельности при выборе варианта своего поведения ориентируется не только на абстрактные негативные имущественные последствия (которые могут и не наступить), но также соотносит их со своими текущими издержками на обеспечение заботливости и осмотрительности. Предел затрат предпринимателя на заботливость и осмотрительность должен равняться стоимости возможных убытков, дисконтированной на вероятность наступления случая.
Таким образом, п. 3 ст. 401 ГК РФ дает основания думать, что рациональный предприниматель, принимая во внимание возложение на него риска случая, должен предусматривать издержки на заботливость и осмотрительность в обычных пределах, соответствующих существу обязательства и требованиям оборота (абзац 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ), а также издержки по предотвращению случая в пределах возможных убытков, уменьшенных на вероятность их возникновения. Издержки по предотвращению случая являются дополнительными по отношению к другим участникам оборота расходами предпринимателя, которые последний как разумный субъект осуществляет с целью избежания больших убытков. Эти издержки ограничиваются пределом выгоды от минимизации риска. Именно для предпринимателя справедлива формула:
B = P x L,
где P - стоимость возможных убытков;
L - вероятность наступления рискового события.
Почему мы говорим только о затратах на предотвращение случайного нарушения обязательства? Потому что непреодолимая сила - это такое событие, действие которого нельзя было ни предусмотреть, ни предотвратить никаким способом и никакими затратами. Поскольку непреодолимая сила не может быть устранена действиями должника, то рациональный субъект не должен предпринимать дополнительных расходов с целью исключения нарушения обязательства по этой причине - это бессмысленно и нерационально.
Рассмотрим некоторые практические ситуации, связанные с распределением рисков договорных обязательств.
Риск удорожания подрядных работ является частным проявлением риска изменения обстоятельств. Данный вид риска по основаниям, которые не подпадают под категорию существенного изменения обстоятельств, "лежит" на подрядчике. Другими словами, последний должен нести расходы из-за неблагоприятных последствий удорожания материалов и услуг (работ) привлекаемых им третьих лиц, что в итоге отрицательно отражается на имущественном положении подрядчика за счет снижения размера причитающегося ему вознаграждения.
Обязательства прекращаются с даты вступления в законную силу решения суда о расторжении договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, т.е. расторжение договора приведет к тому, что в собственности подрядчика окажется результат его работы, который в большинстве случаев не может рассматриваться в качестве полноценного объекта гражданских прав. В этой ситуации подрядчик несет невосполнимые за счет контрагента убытки в размере стоимости материалов и иных понесенных затрат.
Если договор подряда включал в себя пункт об использовании давальческого сырья, то распределение риска будет следующим. Когда подрядчик, произведя определенные работы, частично не успел использовать полученные материалы, то в этом случае при расторжении договора заказчик может истребовать их возврата договорным иском (иск о возврате остатка материалов - ст. 713 ГК РФ). При полной либо частичной переработке материалов заказчику также принадлежит договорный иск о передаче результата незавершенной работы против компенсации подрядчику произведенных затрат (ст. 729 ГК РФ), либо иск об уплате стоимости переданных и переработанных материалов. Как мы видим, в рассмотренных обстоятельствах причитающееся подрядчику вознаграждение остается без возмещения. Думается, что и в этом случае подрядчик несет риск существенного изменения обстоятельств.
Риск исполнения денежного обязательства при расчетах в безналичной форме находит свое выражение в непоступлении денежных средств, фактически списанных с расчетного счета должника, на расчетный счет кредитора из-за банкротства обслуживающих, исполняющих банков либо их неправомерных действий. Для должника этот риск может означать вероятность осуществления расходов на:
- ответственность за несвоевременное исполнение обязательства по причинам, которые зависят от действий банков, привлеченных к исполнению, либо банка, обслуживающего плательщика;
- повторное (в полной сумме либо частично) списание денежных сумм с расчетного счета должника вследствие непоступления денежных средств кредитору из-за банкротства обслуживающего должника банка или банка, привлеченного к исполнению, а также их неправомерных действий.
С момента зачисления денежных средств на корреспондентский счет банка-получателя требование кредитора к должнику прекращается, поскольку последний признается исполнившим обязательство надлежащим образом. В связи с этим для кредитора риск составляет вероятность убытков в полной либо части суммы долга при непоступлении на его расчетный счет денежных средств по причинам, за которые отвечает обслуживающий его банк.
Как видно, при расчетах в безналичной форме для обеих сторон денежного обязательства существует вероятность утраты имущественного блага, поскольку движение эквивалентных сумм от должника кредитору может быть прервано на стадии межбанковского перевода денежных средств.
Возложение на должника указанного риска является экономически эффективным, поскольку именно он привлек конкретный банк для совершения платежа. Именно он с минимальными издержками на выбор надежного контрагента (расходы на сбор и анализ информации о банке и т.д.) мог сделать максимум возможного для того, чтобы исключить вероятность наступления рискового события.
Е. Сейтбекова,
управляющая "Аудиторской фирмой
"БИЗНЕС-СТУДИО"
"Финансовая газета", N 26, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.