Новый порядок открытия и ведения лицевых счетов
Согласно ст. 161 БК РФ казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе. В свою очередь, порядок ведения и открытия лицевых счетов устанавливает также Федеральное казначейство. В частности, в апреле 2013 года в Минюсте был зарегистрирован Приказ Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства" (далее - Порядок N 24н). Об этом документе и пойдет речь в статье.
В связи с принятием Порядка N 24 признан утратившим силу Приказ Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" (далее - Порядок N 7н).
Конечно же, Порядок N 24н, как и утративший силу документ, в первую очередь является главным для работы Федерального казначейства и его территориальных отделений. Но казенным учреждениям также необходимо знать его основные положения, чтобы грамотно взаимодействовать с указными органами. С этой целью и рассмотрим те положения Порядка N 24н, которые могут быть полезны для работы учреждений - получателей бюджетных средств (далее - учреждения).
Порядок открытия лицевых счетов
Как и прежде, документы, необходимые для открытия соответствующих лицевых счетов, представляются учреждениями в ОФК (его структурное подразделение) по месту их нахождения (месту обслуживания) (п. 12 Порядка N 24н).
Учреждениям, для которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, при их временной дислокации в другом субъекте РФ открываются соответствующие лицевые счета ОФК по месту временной дислокации. При этом лицевые счета по постоянному месту обслуживания не подлежат закрытию. Соответствующие лицевые счета открываются на срок, указанный в составленном в письменной форме разрешении главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение. При этом соответствующему лицевому счету присваивается новый номер (п. 37 Порядка N 24н).
Лицевые счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения, открываются в органе ОФК по месту открытия учреждению лицевого счета получателя бюджетных средств (п. 38 Порядка N 24н).
Для открытия соответствующего лицевого счета учреждение представляет на бумажном носителе следующие документы (п. 13 Порядка N 24н):
а) заявление на открытие лицевого счета (ф. 0531752) (далее - заявление);
б) карточку образцов подписей к лицевым счетам (ф. 0531753) (далее - карточка подписей).
При электронном документообороте с использованием электронной подписи (ЭП), осуществляемом в соответствии с договорами (соглашениями), заключаемыми между ОФК и учреждениями, наличие образца подписи (подписей) уполномоченного лица (уполномоченных лиц), подписавшего (подписавших) ЭП электронный документ, в карточке подписей не требуется (п. 16 Порядка N 24н).
Дополнительно учреждения представляют на бумажных носителях (п. 41 Порядка N 24н):
1) для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств:
- копию учредительного документа, заверенную учредителем либо нотариально, копию положения об обособленном подразделении, заверенную участником бюджетного процесса, создавшим обособленное подразделение, либо нотариально (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению участника бюджетного процесса);
- копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем или нотариально, либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;
- копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению участника бюджетного процесса), заверенную выдавшим их налоговым органом либо нотариально.
Оформление на лицевом счете получателя бюджетных средств раздела для учета операций по расходам за счет источника дополнительного бюджетного финансирования, источником финансового обеспечения которых являются доходы от приносящей доход деятельности, полученные федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, осуществляется ОФК на основании обращения, представленного указанным учреждением, в течение пяти рабочих дней после предоставления обращения. Обращение оформляется в произвольной письменной форме и должно быть подписано руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) федерального казенного учреждения, исполняющего наказания в виде лишения свободы.
Если деятельность учреждения связана только с осуществлением оперативно-разыскных мероприятий, в ОФК представляется ходатайство вышестоящего участника бюджетного процесса об открытии указанному учреждению лицевого счета получателя бюджетных средств в связи с осуществлением им оперативно-разыскных мероприятий. При этом представления перечисленных выше дополнительных документов не требуется;
2) для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств:
- копию учредительного документа, заверенную учредителем либо нотариально, копию положения о подразделении судебных приставов, заверенную создавшим его территориальным органом Федеральной службы судебных приставов либо нотариально (в случае открытия лицевого счета подразделению судебных приставов);
- копию свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета подразделению судебных приставов), заверенных выдавшим их налоговым органом либо нотариально;
- ходатайство территориального органа Федеральной службы судебных приставов, создавшего подразделение судебных приставов, об открытии лицевого счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, подписанное руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) территориального органа, Федеральной службы судебных приставов (в случае открытия лицевого счета подразделению судебных приставов).
При этом представления документов, подтверждающих наделение полномочиями получать средства во временное распоряжение, не требуется.
К сведению. Не требуется представлять учредительные документы и копии документов о государственной регистрации для открытия лицевых счетов (п. 44 Порядка N 24н):
- федеральным органам государственной власти или их территориальным органам;
- государственным органам;
- судебным органам;
- федеральным казенным учреждениям с условным наименованием "войсковая часть", не имеющим собственного положения (устава) и действующим на основании общего положения (устава).
Следовательно, перечень документов для открытия счетов не изменился.
Формирование заявления и карточки подписей
Как и в Порядке N 7н, в приложениях к Порядку N 24н приведены формы документов, необходимых для открытия и ведения лицевых счетов.
Напомним, что в Порядке N 7н указания по заполнению форм документов были выделены в отдельный раздел, а в Порядке N 24н необходимые правила по заполнению приведены в конкретных разделах. Например, в разделе II "Порядок открытия, переоформления и закрытия лицевых счетов клиентам" говорится, как заполнять заявление и карточку подписей.
Принцип заполнения заявления тот же, что и установленный Порядком N 7н, но п. 14 Порядка N 24н уточнено, что в строке "Наименование клиента" указывается его полное наименование с учетом прописных (заглавных) и строчных букв, буквы "ё" и символа "N", наличия (отсутствия) пробелов, кавычек, скобок, знаков препинания. Это наименование должно соответствовать полному наименованию, указанному в учредительных документах, положении об обособленном подразделении (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению), а также в соответствующей реестровой записи Сводного реестра, если клиент является участником бюджетного процесса федерального уровня, или с полным наименованием клиента, указанным в информации, представленной финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) в перечне участников бюджетного процесса, если клиент является участником бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования).
Что касается формирования карточки подписей, в целом она заполняется, как и прежде. Но, как и в случае с заявлением, здесь расширено требование к заполнению строки "Наименование клиента" (п. 18 Порядка N 24н). Указывается полное и сокращенное (в случаях, когда при оформлении платежных и иных документов информация, подлежащая заполнению в обязательном порядке, имеет ограничение по числу символов с учетом прописных (заглавных) и строчных букв, буквы "ё" и символа "N", наличия (отсутствия) пробелов, кавычек, скобок, знаков препинания) наименование клиента в соответствии с полным и сокращенным наименованием, указанным в его учредительных документах, положении об обособленном подразделении, а также в соответствующей реестровой записи Сводного реестра или с полным и сокращенным наименованием клиента, указанным в информации, представленной финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) в перечне участников бюджетного процесса.
В пункте 15 Порядка N 24н приведены особенности оформления и представления клиентом карточки подписей:
1) карточка подписей представляется клиентом в ОФК в одном экземпляре;
2) в зависимости от условий размещения структурных подразделений ОФК клиент по требованию ОФК представляет дополнительные экземпляры карточки подписей. Они заверяются главным бухгалтером ОФК (уполномоченным руководителем лицом) после сличения с заверенным экземпляром карточки подписей;
3) карточку подписей подписывают руководитель и главный бухгалтер (уполномоченные руководителем лица) клиента, которому открывается лицевой счет. Право первой подписи принадлежит руководителю клиента и (или) иным уполномоченным им лицам. Право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и (или) лицам, уполномоченным руководителем клиента на ведение бухгалтерского учета;
4) если в штате клиента нет должности главного бухгалтера (другого должностного лица, выполняющего его функции), карточка подписей подписывается только руководителем (уполномоченным им лицом). В графе "Фамилия, имя, отчество" вместо указания лица, наделенного правом второй подписи, делается запись "бухгалтерский работник в штате не предусмотрен", в соответствии с которой расчетные, платежные и иные документы, представленные в ОФК, считаются действительными при наличии на них одной первой подписи;
5) при смене руководителя или главного бухгалтера клиента, а также при назначении временно исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера в случае освобождения руководителя или главного бухгалтера от ранее занимаемой должности представляется новая заверенная карточка подписей с образцами подписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи;
6) карточка подписей, представляемая клиентом, не требует дополнительного заверения в случае замены или дополнения подписей лиц, имеющих право первой и второй подписи, при условии, что подписи руководителя и главного бухгалтера клиента остаются прежними. Она принимается главным бухгалтером ОФК (уполномоченным руководителем лицом) после сверки подписей руководителя и главного бухгалтера, подписавших карточку подписей, с образцами их подписей на заменяемой карточке подписей;
7) при назначении исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера клиента дополнительно представляется заверенная временная карточка подписей, в которую включается только образец подписи лица, исполняющего обязанности руководителя или главного бухгалтера, с указанием срока их полномочий;
8) при временном предоставлении лицу права первой или второй подписи (кроме случаев, предусмотренных в п. 7), а также при временной замене одного из лиц, включенных в карточку подписей, уполномоченных руководителем клиента, новая карточка подписей не составляется, а дополнительно представляется карточка подписей только с образцом подписи лица, которому временно предоставлено право первой или второй подписи, с указанием срока ее действия. Временная карточка подписей подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) клиента и дополнительного заверения не требует.
Если клиенту в установленном порядке уже открыт лицевой счет, представление карточки подписей для открытия других лицевых счетов не требуется, если лица, имеющие право подписывать документы, на основании которых осуществляются операции по вновь открываемым лицевым счетам, остаются прежними. В заголовочной части ранее представленной карточки подписей проставляются номера вновь открытых клиенту лицевых счетов. При этом в случае необходимости к строке "Особые отметки" приводится примечание.
В случае замены или дополнения подписей лиц, имеющих право подписывать документы, на основании которых осуществляются операции по вновь открываемым лицевым счетам, клиент представляет новую оформленную и заверенную карточку подписей с образцами подписей всех лиц, имеющих право первой и второй подписи.
Карточка подписей для открытия лицевого счета распорядителю или получателю средств федерального бюджета, находящихся в ведении Минобороны, подписывается руководителем и главным бухгалтером либо только руководителем данного распорядителя или получателя средств федерального бюджета и заверяется подписью руководителя (уполномоченного им лица) вышестоящего участника бюджетного процесса и оттиском гербовой печати на подписи вышеуказанного лица либо нотариально на оборотной стороне; карточка подписей для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, подписывается руководителем и главным бухгалтером (уполномоченными руководителем лицами) получателя средств федерального бюджета, осуществляющего операции со средствами во временном распоряжении, на лицевой стороне и заверяется на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного им лица) главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета и оттиском гербовой печати на подписи вышеуказанного лица либо нотариально (п. 46 Порядка N 24н).
Документооборот при ведении лицевых счетов
Принцип взаимодействия ОФК с учреждением при ведении лицевых счетов остался прежним. Напомним основные положения.
ОФК по месту обслуживания учреждения осуществляет сверку операций, учтенных на лицевых счетах, с учреждениями (далее - сверка).
Сверка производится путем предоставления ОФК учреждению на бумажном носителе или в электронном виде выписки из лицевого счета (с копиями документов, служащих основанием для отражения операций на лицевом счете) (далее - выписка) (п. 159 Порядка N 24н).
Выписки формируются по всем видам лицевых счетов, открытым в ОФК, в разрезе первичных документов по операциям за соответствующий операционный день (п. 160 Порядка N 24н). Предоставляются выписки не позднее операционного дня, следующего за днем совершения операции, с приложением документов, служащих основанием для отражения операций на лицевых счетах. При бумажном документообороте на выписке и каждом приложенном к ней документе ОФК ставит отметку об исполнении с указанием даты, должности, фамилии, инициалов и подписи уполномоченного работника ОФК. Если при электронном документообороте с применением ЭП необходимо подтвердить произведенные на лицевом счете операции, отметка ОФК проставляется на копиях документов на бумажном носителе, представленных учреждением в ОФК, после проверки указанной в них информации на ее соответствие данным, содержащимся в соответствующем электронном документе, хранящемся в информационной базе ОФК.
Перечень документов, которые формируются ОФК по письменному запросу учреждения и предоставляются ему, также остался прежним.
Приложения к выпискам формируются в разрезе кодов бюджетной классификации и (или) иных аналитических признаков по всем видам лицевых счетов, открытых ОФК, за исключением лицевых счетов для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения - получателя бюджетных средств.
Выписки и приложения к ним на бумажном носителе выдаются под расписку лицам, включенным в карточку подписей по данному счету, или их представителям по доверенности либо в соответствии с решением руководителя (уполномоченного им лица) ОФК и письменным заявлением учреждения в произвольной форме (п. 161 Положения N 24н).
Работникам учреждения, подписи которых не включены в карточку подписей, документы могут выдаваться на основании доверенности.
Кроме выписок ОФК должен представлять учреждениям отчеты о состоянии лицевого счета в срок не позднее третьего рабочего дня, следующего за отчетным месяцем. Указанные отчеты формируются в разрезе кодов бюджетной классификации и (или) иных аналитических признаков нарастающим итогом на 1-е число месяца, следующего за отчетным, по всем видам лицевых счетов (п. 162 Положения N 24н).
Если после получения учреждением выписок или отчетов от него не поступают возражения в течение трех рабочих дней, операции, совершенные по лицевому счету, и остатки, отраженные на этих счетах, считаются подтвержденными (п. 165 Порядка N 24н). Поэтому учреждению при обнаружении сумм, ошибочно отраженных на его лицевом счете, необходимо письменно сообщить об этом в ОФК в срок не позднее чем через три рабочих дня после получения выписки или отчета.
* * *
Как видим, утверждение Порядка N 24н кардинальных изменений казенным учреждениям не принесло. Напомним, что в ходе реформирования бюджетной системы (в частности, деления государственных (муниципальных) учреждений на три типа: казенные, бюджетные, автономные) в Порядок N 7н вносились изменения с 2009 года. Таким образом, можно сказать, что новый документ утвержден с целью обновления, конкретизирования и детализирования особенностей взаимоотношения между участниками бюджетного процесса всех уровней, бюджетных и автономных учреждений и ТОФК.
О. Фурагина,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"