Аналитические процедуры при аудите продаж организаций оптовой торговли
В настоящей статье автором предлагаются аналитические процедуры аудита продаж организаций оптовой торговли в части договорных отношений с покупателями, определен подход к формированию информации для осуществления таких процедур.
Оптовая торговля играет значительную роль в экономике, поскольку связывает практически все ее отрасли, предприятия и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение, по существу, обеспечивает продвижение товара от изготовителей до организаций розничной торговли.
Оптовая торговля включает в себя, по сути, всю совокупность товарных ресурсов. В оптовой торговле товар закупается крупными партиями, которые именуются оптовыми закупками посреднических организаций, с целью последующей перепродажи низовым оптовым организациям, а также организациям розничной торговли. В большинстве случаев оптовая торговля не связана с реализацией продукции конкретным конечным потребителям, т.е. она позволяет изготовителям с помощью посредников сбывать товары при минимальных непосредственных контактах с потребителями [13].
Аудит организаций оптовой торговли
Аудит организаций оптовой торговли требует особых программ, приемов и методов проведения проверки, при этом особое внимание должно уделяться процессу реализации товаров. Под аудитом продаж организаций оптовой торговли необходимо понимать проверку процессов организации, приводящих либо к получению доходов от обычных и прочих видов деятельности, либо к образованию дебиторской задолженности, либо к оттоку денежных средств. В отдельную аудиторскую процедуру необходимо выделять аудит договорных отношений с покупателями (то же самое, что и аудит продаж в части расчетов с покупателями и заказчиками).
Основная цель аудита продаж организаций оптовой торговли - подтверждение правильности отражения операций по выбытию товаров в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций. Так как аудит продаж в части расчетов с покупателями и заказчиками является составляющей частью аудита продаж, то цель аудита договорных отношений с покупателями можно определить как установление соответствия совершенных операций действующему законодательству и подтверждение достоверности отражения данных операций в бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
С учетом указанных целей можно говорить о том, что аудит продаж организаций оптовой торговли в части расчетов с покупателями и заказчиками заключается в проверке дебиторской задолженности перед покупателями организации оптовой торговли; проверке ее законности и полноты, достоверности, правильности учета и списания на финансовые результаты деятельности организации [8].
Аналитические процедуры как аудиторские доказательства
Как известно, к аудиторским доказательствам относятся детальная проверка, тесты средств контроля и аналитические процедуры. При аудите продаж организаций оптовой торговли в части договорных отношений с покупателями в качестве аудиторских доказательств можно эффективно использовать аналитические процедуры. Отметим, что порядок аудита продаж организаций оптовой торговли в части договорных отношений будет следующим:
- сбор и подготовка информации для аудита продаж в виде подборки бухгалтерской первичной документации;
- проверка надлежащего оформления договорных отношений (форм договоров);
- проверка наличия совокупности существенных условий, обязательных для данного типа договоров;
- проверка наличия прочих условий, снижающих налоговые риски организации;
- проверка наличия реквизитов сторон и подписей их полномочных представителей [8];
- осуществление аналитических процедур.
Применение аналитических процедур в качестве аудиторских доказательств позволяет повысить качество и эффективность аудита продаж организаций оптовой торговли. Учитывая специфические особенности бухгалтерского учета и аудита продаж организаций оптовой торговли, аналитические процедуры аудита продаж в части договорных отношений с покупателями могут заключаться в следующих элементах экономического анализа:
- в оценке основных направлений управления дебиторской задолженностью;
- в анализе политики расчетов и обосновании условий предоставления кредита отдельным покупателям;
- в оценке состояния выручки и дебиторской задолженности, их состава и структур;
- в оценке влияния дебиторской задолженности на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации и ее финансовое состояние;
- в оценке реальной стоимости дебиторской задолженности;
- в анализе сроков возникновения дебиторской задолженности;
- в анализе соотношения дебиторской и кредиторской задолженности.
Аудиторская проверка организаций оптовой торговли как в целом, так и в части аудита продаж должна начинаться с проверки и анализа договорных отношений с покупателями. При этом аудитор должен убедиться в достоверности соответствующих документов.
Для аудита продаж организаций оптовой торговли в части договорных отношений основным документом является договор купли-продажи между аудируемой организацией и ее покупателями, при этом все сопутствующие бухгалтерские первичные документы будут проверяться в части других составляющих аудита продаж. Для аудита продаж в части договорных отношений аналитические процедуры в качестве аудиторских доказательств должны быть достаточными и надежными, количественными и качественными. Аналитические процедуры позволяют провести сопоставление сведений, полученных из разных источников, и сформулировать вывод, основанный на проведенном анализе финансово-хозяйственной деятельности с учетом степени аудиторского риска.
По степени надежности и достоверности наиболее ценными являются аудиторские доказательства, полученные самим аудитором в ходе проверки. Аудиторские доказательства, полученные из внешних источников информации, являются более надежными, чем полученные из внутренних, потому что внешние корреспонденты не имеют личного интереса в результатах аудита. Таким образом, можно говорить о том, что при аудите продаж анализ договорных отношений имеет важное значение для вынесения мнения о достоверности формирования выручки от реализации товаров.
Анализ договорных отношений в качестве аудиторских доказательств строго привязан к характеристикам проверяемых хозяйственных операций продаж, при этом первичные документы составляются двумя сторонами. Можно утверждать, что аналитические процедуры аудита продаж организаций оптовой торговли в части аудита договорных отношений с покупателями соответствуют целям аудита продаж и полученные результаты будут отвечать всем требованиям, предъявляемым к аудиторским доказательствам.
Юридическое содержание договоров с покупателями заключается не только в определении существенных условий сделки, но и в оформлении, например, в наличии печатей и подписей руководителей, обязательных реквизитов и т.п. Финансовые и нефинансовые данные для аналитических процедур аудита продаж в части договорных отношений формируются не только на основании договора, заключенного между аудируемой организацией и покупателем, но и иных бухгалтерских первичных документов, в частности:
- для определения оснований и момента перехода права собственности на имущество необходимы такие документы аудируемой организации, как договоры и расчетные документы;
- для оценки товара необходимы журналы-ордера и ведомости, в т.ч. ведомости расчета торговой наценки;
- для правильности отражения товарных операций необходимы первичные учетные документы;
- для правильности отражения товарных операций на счетах бухгалтерского учета необходимы журналы регистрации хозяйственных операций;
- для достоверности и полноты отражения товарных операций в регистрах бухгалтерского учета необходимы первичная документация и регистры бухгалтерского учета;
- для соблюдения правил ведения хозяйственных операций необходимы журналы регистрации хозяйственных операций;
- для формирования данных бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимы регистры бухгалтерского учета, учетная политика аудируемой организации оптовой торговли.
Можно утверждать, что аудитор проверяет не только юридические аспекты договоров, но и их влияние на порядок отражения связанных с ними операций в бухгалтерском учете [8]. Для аналитических процедур аудита продаж организаций оптовой торговли необходимы все регистры бухгалтерского учета, которые взаимосвязаны между собой и поэтому позволяют проверить полноту, правильность, достоверность и своевременность отражения операций бухгалтерского учета в части продаж товаров. При этом необходимо отметить, что в ходе аудита особое внимание обращается на правильность отражения в бухгалтерском учете операций по продаже товаров. С точки зрения правильности отражения торговых операций в бухгалтерском учете проверяются основные счета, участвующие в отражении операций по реализации товаров, а именно: 90 "Продажи", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При проверке организации учета реализации продукции необходимо установить и проверить:
- наличие договоров на поставку готовой продукции и правильность их оформления;
- правильность оформления документов и применяемых цен;
- соблюдение способа определения выручки;
- корректность ведения синтетического и аналитического бухгалтерского учета.
Применение аудитором аналитических процедур при аудите продаж организаций оптовой торговли в части договорных отношений позволит выявить типовые обстоятельства, влияющие на налоговые риски организации, т.е. на возможное наступление нежелательных финансовых последствий (штрафы, пени, доначисления налогов в бюджет) по результатам проведения налоговых проверок [12]; сформулировать исчерпывающий перечень рекомендаций, которым должна следовать организация при согласовании с контрагентами условий договоров и оформлении первичных документов, предусмотренных соглашением сторон [12].
Во время аудиторской проверки анализу подвергается процесс заключения, исполнения и прекращения договоров. Аудит продаж организаций оптовой торговли в части договорных отношений включает изучение и высказывание профессионального суждения относительно элементов договорных отношений между аудируемой организацией оптовой торговли и ее покупателями. При проверке законности первичной учетной документации по расчетам с покупателями, заказчиками аудитору необходимо обеспечить получение достаточного количества доказательств, что первичная бухгалтерская документация имеет юридическую силу, т.е. соблюдены все требования к оформлению документации. К проверке документации, на основании которой оформляются хозяйственные операции, по которым были обнаружены расхождения, нужно подходить с особой тщательностью. По результатам проверки аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по этому участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по операциям, по которым документов нет либо они оформлены неверно, обязательно будет учтена в дальнейшем, при проверке их отражения на счетах учета [8].
Информационная база для аналитических процедур при аудите продаж
Как отмечалось ранее, при аудите продаж организаций оптовой торговли собирается и подготавливается информация для оценки договорных отношений с покупателями. Кроме договоров, бухгалтерских первичных документов, необходимая информация отражается в данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. Так, в табл. 1 представлены данные бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО "Тяжелая техника" (занимающейся оптовой торговлей машин для лесного и сельского хозяйства), необходимые для осуществления аналитических процедур при аудите продаж организаций оптовой торговли.
Анализ данных табл. 1 говорит о том, что ассортимент товаров организации оптовой торговли ООО "Тяжелая техника" не изменился, в то же время выручка от реализации выросла почти на 42%, несмотря на специфичность номенклатуры продукции. Размер дебиторской задолженности ООО "Тяжелая техника" увеличился почти на 21 млн. руб. за счет увеличения количества контрагентов. Так как количество покупателей увеличилось, то в состав аудиторской выборки для документального подтверждения операций покупки-продажи необходимо включать и договоры, заключенные с новыми контрагентами, в добавление к уже действующим договорам с покупателями на начало отчетного периода.
Таблица 1
Данные бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО "Тяжелая техника"
Показатель | Значение, тыс. руб. | Изменение | Структура, % | ||||
2012 г. | 2011 г. | тыс. руб. | % | 2012 г. | 2011 г. | Изменение | |
Выручка от реализации | 157 529,9 | 91 445,2 | 66 084,7 | 41,9 | 100,0 | 100,0 | |
комбайнов | 26 780,1 | 24 690,2 | 2 089,9 | 7,8 | 17,00 | 27,00 | 3,16* |
тракторов | 51 984,9 | 21 032,3 | 30 952,4 | 59,5 | 33,00 | 23,00 | 46,84 |
прицепов к тракторам | 31 505,0 | 20 117,9 | 11 388,0 | 36,1 | 20,00 | 22,00 | 17,23 |
запчастей для комбайнов | 14 177,7 | 9 144,5 | 5 033,1 | 35,5 | 9,00 | 10,00 | 7,62 |
запчастей для тракторов | 15 752,0 | 10 973,4 | 4 779,5 | 30,3 | 10,00 | 12,00 | 7,23 |
запчастей для прицепов | 11 027,1 | 4 572,2 | 6 454,8 | 58,5 | 7,00 | 5,00 | 9,77 |
прочее | 6 301,2 | 914,4 | 5 386,7 | 85,4 | 4,00 | 1,00 | 8,15 |
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков | 91 705,0 | 70 952,0 | 20 753,0 | 22,6 | - | - | - |
* 3,16 = (2089,9 / 66084,7) х 100%. |
В ходе анализа информации возникает необходимость в формировании набора различных качественных и количественных показателей, характеризующих дебиторскую задолженность и выручку от продаж организаций оптовой торговли. Набор показателей, характерных для организаций оптовой торговли, которые могут использоваться в процессе аналитических процедур при аудите продаж таких организаций, представлен в табл. 2.
Таблица 2
Набор показателей для анализа условия хозяйственных договоров с покупателями, заключенных аудируемой организацией ООО "Тяжелая техника"
Показатели | Контрагент | ||||||
Имтех Руссланд | ТОТАЛЬ РАЗВЕДКА РАЗРАБОТКА | Авангард-Энерго | Трансмонолит | Агрохолдинг "Рассвет" | |||
Тип контрагента | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | Покупатель | ||
Название договора, ссылка на электронную версию договора | Ам_2011_054 | Ам_2010_023 | Ам_2011_058 | Ам_2011_051 | Ам_2011_062 | ||
Тип договора | Купля-продажа | Купля-продажа | Купля-продажа | Купля-продажа | Купля-продажа | ||
Дата заключения договора | 02.02.2011 | 08.05.2010 | 09.05.2011 | 10.06.2011 | 25.03.2011 | ||
Сумма сделки | Рамочный договор | Рамочный договор | Рамочный договор | Рамочный договор | Рамочный договор | ||
Валюта договора | Рубль | Рубль | Рубль | Рубль | Рубль | ||
Задолженность на начало отчетного периода, тыс. руб. | - | 2 435,1 | 203,3 | 435,1 | 9,9 | ||
Дебетовый оборот по договору за прошлый период, тыс. руб. | - | 9 481,0 | 1 232,4 | 89,6 | 76,5 | ||
Кредитовый оборот по договору за прошлый период, тыс. руб. | - | 10 882,5 | 1 435,7 | 524,7 | 106,7 | ||
Задолженность на начало отчетного периода, тыс. руб. | - | 1 033,6 | - | - | -20,4 | ||
Дебетовый оборот по договору за отчетный период, тыс. руб. | 12 999,7 | 24 453,2 | 19 987,4 | 23 850,7 | 35 159,2 | ||
Кредитовый оборот по договору за отчетный период, тыс. руб. | 518, 672 | 13 677,9 | 12 000,3 | 16 792,9 | 31505,9 | ||
Задолженность на конец отчетного периода, тыс. руб. | 12 481, 0 | 11 808,9 | 7 987,2 | 7 057,9 | 3 632,9 | ||
Залог, поручительство | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | ||
Договор начинает действовать с... | Даты подписания | Даты подписания | Даты подписания | Даты подписания | Даты подписания | ||
Договор прекращает свою силу... | Через 3 года | Через 5 лет | Через 2 года | Через 2 года | Через 2 года | ||
Содержание договора (тип товара, услуг) | Приобретение тракторов | Приобретение тракторов | Приобретение комбайнов | Приобретение тракторов | Приобретение прицепов к тракторам | ||
Условия поставки | Доставка по адресу клиента | Доставка по адресу клиента | Доставка по адресу клиента | Доставка по адресу клиента | Доставка по адресу клиента | ||
Сроки поставки | В течение 10 дней после получения заявки на приобретение | В течение 10 дней после получения заявки на приобретение | В течение 10 дней после получения заявки на приобретение | В течение 10 дней после получения заявки на приобретение | В течение 10 дней после получения заявки на приобретение | ||
Условия оплаты | Аванс - 50% | Аванс - 50% | Аванс - 50% | Аванс - 50% | Аванс - 50% | ||
Передача прав собственности | В момент получения клиентом заказа | В момент получения клиентом заказа | В момент получения клиентом заказа | В момент получения клиентом заказа | В момент получения клиентом заказа | ||
Пени, штрафы | Не установлены | Не установлены | Не установлены | Не установлены | Не установлены | ||
Прочие условия, детали договора | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | ||
Условия для предоставления (получения) скидки | Скидки не предоставляются | Бонус в виде аксессуаров в технике | Скидки не предоставляются | Скидки не предоставляются | Скидки не предоставляются | ||
Условия возврата брака, товара, гарантии | Договором не предусмотрено | Договором не предусмотрено | Договором не предусмотрено | Договором не предусмотрено | Договором не предусмотрено | ||
Возможность возникновения риска "Cut-off"* | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | ||
Дополнительные соглашения по договору | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | ||
Условия дополнительного соглашения | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | ||
* Это утверждение в финансовой отчетности переводится как "Точность и отсечение", т.е. операции и события, отраженные в отчетности, действительно произошли и относятся к компании. |
Анализ договорных отношений с покупателями позволяет проверить соблюдение графика документооборота по операциям с покупателями, заказчиками, а именно - проследить за движением конкретного документа и исполнением сроков его создания и обработки. Такой анализ можно провести на основании информации, представленной в табл. 2, в которой в соответствии с финансовыми и нефинансовыми показателями отражены условия хозяйственных договоров с покупателями, заключенных аудируемой организацией ООО "Тяжелая техника". Анализ договорных отношений с покупателями товаров, выполненный на основании данных табл. 2, позволяет говорить об эффективной работе юридического отдела ООО "Тяжелая техника", который максимально снижает риски отражения операций по выручке в несоответствующем периоде. Данные таблицы свидетельствуют также о том, что при аудите продаж нет необходимости в применении для аудируемой организации оптовой торговли такой аудиторской процедуры, как расчет скидок для покупателей, но при этом особое внимание необходимо уделить аудиторским процедурам в части возврата товара, брака и сторнирования выручки. В составе прочих расходов и доходов следует обратить внимание на начисление и уплату штрафов и пеней за нарушение условий договорных отношений.
На основании информации, представленной в таблицах 1 и 2, можно провести аналитические процедуры, реализуемые в ходе аудита продаж в части договорных отношений с покупателями (расчет доли выручки отдельных контрагентов в совокупной выручке ООО "Тяжелая техника" представлен в табл. 3).
Таблица 3
Расчет доли выручки контрагентов ООО "Тяжелая техника", %
Показатели | Контрагенты | ||||||
Имтех Руссланд | ТОТАЛЬ РАЗВЕДКА РАЗРАБОТКА | Авангард-Энерго | Трансмонолит | Агрохолдинг "Рассвет" | |||
Доля в выручке от реализации (2012 г.) | 6,99* | 13,15 | 10,75 | 12,83 | 18,91 | ||
комбайнов | - | - | 63,25 | - | - | ||
тракторов | 21,19** | 39,86 | - | 38,88 | - | ||
прицепов к тракторам | - | - | - | - | 94,57 | ||
запчастей для комбайнов | - | - | - | - | - | ||
запчастей для тракторов | - | - | - | - | - | ||
запчастей для прицепов | - | - | - | - | - | ||
прочее | - | - | - | - | - | ||
Доля в выручке от реализации (2011 г.) | - | 8,79 | 1,14 | 0,08 | 0,07 | ||
комбайнов | - | - | 4,23 | - | - | ||
тракторов | - | 38,20 | - | 0,36 | - | ||
прицепов к тракторам | - | - | - | - | 0,3 | ||
запчастей для комбайнов | - | - | - | - | - | ||
запчастей для тракторов | - | - | - | - | - | ||
запчастей для прицепов | - | - | - | - | - | ||
прочее | - | - | - | - | - | ||
Доля в дебиторской задолженности на 31.12.2012 | 13,61 | 12,88 | 8,71 | 7,70 | 3,96 | ||
Доля в дебиторской задолженности на 31.12.2011 | - | 1,46 | - | - | -0,03 | ||
* 6,99% = [(12 999,7 тыс. руб. (табл. 2) х 100 / 118) / 157 529,9 тыс. руб. (табл. 1)] х 100%, т.к. в табл. 2 отражены кредитовые и дебетовые обороты по счетам дебиторской задолженности с учетом НДС. ** 21,19% = [(12 999,8 тыс. руб. (табл. 2) х 100 / 118) / 26 780,1 тыс. руб. (табл. 1)] х 100%, т.к. в табл. 2 отражены кредитовые и дебетовые обороты по счетам дебиторской задолженности с учетом НДС. |
Данные, представленные в табл. 3, позволяют говорить о значимости каждого контрагента для ООО "Тяжелая техника", а также о зависимости от определенных покупателей, потеря которых может привести к значительному сокращению выручки от реализации товаров. Представленная в таблицах 1-3 информация позволяет аудитору в ходе проверки организации оптовой торговли ООО "Тяжелая техника" оценить риск появления искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности и риск их необнаружения. При оценке информации, полученной из табл. 2, можно говорить о факторах, способствующих повышению риска появления как преднамеренных, так и непреднамеренных искажений. Использование аналитических процедур (табл. 3) в ходе аудита договорных отношений с покупателями и заказчиками позволяет выявить следующие факторы возможных искажений бухгалтерской (финансовой) отчетности:
- зависимость аудируемой организации оптовой торговли в отчетном периоде от числа покупателей и заказчиков;
- изменения в практике договорных отношений или в учетной политике, которые ведут к значительному изменению прибыли и выручки от реализации товаров;
- присутствие нетипичных сделок (особенно в период окончания отчетного периода), которые существенно влияют на величину финансовых показателей;
- наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам.
Таким образом, в ходе исследования выявлено, что использование аналитических процедур при аудите продаж организаций оптовой торговли в части анализа договорных отношений с покупателями, которые основываются на наборе показателей, представленных в таблицах 1 и 2, позволяет говорить о следующих фактах, учитываемых при выражении аудиторского мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций оптовой торговли в части продаж:
- соответствия отражения в учете дебиторской задолженности и выручки учетной политике;
- реальности существования, правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности и выручки от реализации;
- полноты представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности дебиторской задолженности и выручки от реализации.
Анализ на основании информации условий договорных отношений, представленной в табл. 2, для организации оптовой торговли ООО "Тяжелая техника" определяет дальнейшее направление аудита продаж в части несвоевременного и неполного отражения в учете реализованных товаров. При отражении в учете реализованных товаров возможны два варианта ошибок:
- отражение в учете товаров как реализованных, в то время как в соответствии с договором они еще не могут быть признаны реализованными, а должны быть отражены в учете и отчетности как отгруженные;
- отражение в учете товаров как отгруженных, в то время как в соответствии с договором они уже реализованы, т.е. момент перехода права собственности от продавца к покупателю уже состоялся.
Выявленные в процессе аудита продаж факты искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемой организации оптовой торговли, которые рассмотрены выше, подробно отражаются в рабочей документации аудитора. Предложенные в статье аналитические процедуры, реализуемые в ходе аудита продаж организаций оптовой торговли в части аудита договорных отношений, и способы формирования информации для проведения такого аудита рекомендуется использовать при аудите организаций оптовой торговли в качестве унифицированных аудиторских процедур.
Список литературы
1. Федеральный закон от 30.12.08 N 307 "Об аудиторской деятельности" (с изменениями, внесенными Федеральными законами от 13.12.10 N 358-ФЗ, от 21.11.11 N 327-ФЗ).
2. Постановление Правительства РФ от 23.09.02 N 696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".
3. Андреев В.Д. Практикум по аудиту / В.Д. Андреев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006.
4. Аренс А. Аудит / А. Аренс, Дж. Лоббек; пер. с англ.; гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 560 с.
5. Подольский В.И. Аудит: учебник для бакалавров: учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 587 с.
6. Булыга Р.П. Аудит: учебник для бакалавров / Р.П. Булыга. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2009.
7. Бурыкин А.И. Аналитические процедуры в аудите // Аудиторские ведомости. - 2003. - N 10. - С. 35-41.
8. Ерофеева В.Д. Аудит / В.Д. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт; Высшее образование, 2010. - 638 с.
9. Клейникова В.Г. Оптовая торговля. Учет и налогообложение / В.Г. Клейникова. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2004.
10. Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите / В.Г. Когденко, М.В. Мельник. - М: Юнити, 2007.
11. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс / Ф. Котлер; пер. с англ. - М.: Издат. дом "Вильямс", 2007. - 656 с.
12. Пятов М.Л. Учет продаж при моменте перехода права собственности "по оплате" // БУХ. 1С. - 2006. - N 8.
13. Маркетинг: учебник / А.Н. Романов [и др.]; под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1995. - 560 с.
Е.А. Железнякова,
ведущий специалист Департамента отчетности
по международным стандартам ОАО "РКС",
аспирант кафедры "Аудит и контроль"
ФГОБУ ВПО "Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации"
"Аудитор", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015