Комментарий к решению Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 31.05.2013 N ВАС-3196/13
Обратившись в ВАС, организация просила признать не соответствующей закону форму требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (форма 5-ПФР), утвержденную Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н. Как фирма обосновала свою позицию и почему решение этой проблемы принципиально важно для плательщиков страховых взносов? Дело в следующем.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов. Эти же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% неуплаченной суммы страховых взносов. Таким образом, данной статьей установлена ответственность только за неуплату или неполную уплату страховых взносов.
Вместе с тем в форме 5-ПФР имеется указание, что в случае неисполнения в установленный срок данного требования плательщик страховых взносов несет ответственность, определенную ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ. Это положение позволяет органам ПФР налагать штрафы за неисполнение страхователями требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в установленный срок (что и происходит на практике). Однако в силу ст. 25 названного закона несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов влечет начисление пеней, но не ответственность в виде уплаты штрафа. Иными словами, несвоевременное исполнение требования формы 5-ПФР не подпадает под действие ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
ВАС признал требования организации обоснованными: из буквального содержания формы 5-ПФР действительно следует, что плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности за сам факт неисполнения в установленный срок требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе и в случае, когда сумма страховых взносов, подлежащих уплате, была исчислена им правильно. Оспариваемое организацией положение является причиной формирования территориальными органами ПФР незаконной практики по привлечению к ответственности за сам факт неисполнения в установленный срок требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе и в случае, когда сумма страховых взносов, подлежащих уплате, была исчислена им правильно, тем самым нарушая права, как заявителя, так и неопределенного круга лиц, являющихся плательщиками страховых взносов.
В итоге ВАС признал недействующим имеющееся в форме 5-ПФР указание, что в случае неисполнения в установленный срок данного требования плательщик страховых взносов несет ответственность, определенную ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ.
Вывод: неуплата недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок, указанный в требовании, не относится к названным в ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ другим неправомерным действиям (бездействию) по неуплате страховых взносов. Неправомерна ссылка территориального органа ПФР на предусмотренную непосредственно формой 5-ПФР возможность наложения штрафа за неисполнение выставленного организации требования. Если контролеры из ПФР вручили организации решение о привлечении к ответственности за нарушение установленного в требовании срока уплаты правильно исчисленных страховых взносов, не спешите перечислять начисленную сумму штрафа. Воспользуйтесь своим правом на обжалование (гл. 7 Федерального закона N 212-ФЗ), подкрепив свою позицию комментируемым решением ВАС. В этом случае вы сможете не только избежать необоснованных трат, но и заработаете репутацию компетентного, осведомленного плательщика. Практика доказывает, что контролеры не любят усложнять себе работу, поэтому впоследствии при проведении проверок они, скорее всего, будут более аккуратны и осторожны и не предъявят вам лишних требований.
А.И. Серова,
эксперт журнала "Строительство:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"