Университет: опыт проведения экспертизы качества образования
Вятский государственный университет (Киров) первым среди образовательных организаций страны проводит комплексную независимую оценку качества образовательных программ и индивидуальную оценку преподавательского состава. Экспертиза образовательных программ в настоящее время завершена, а по другим направлениям работа продолжается. Что изучали внешние эксперты и как университет будет использовать результаты проведенной оценки?
Причины, которые побудили Вятский госуниверситет пройти непростую и очень важную процедуру внешней оценки, созвучны тем изменениям, которые происходят в российской системе высшего образования. Принят новый Закон об образовании*(1), создавший правовую основу для проведения независимой оценки (ст. 95). Такая экспертиза необходима для определения соответствия образования, предоставляемого вузом, потребностям студентов и работодателей. Кроме того, в целях оценки эффективности работы учреждений ВПО был проведен мониторинг их деятельности*(2).
Еще одной, но уже внутренней причиной стало стремление университета к постоянному улучшению во всех сферах своей деятельности. А это, в свою очередь, обусловлено необходимостью усиления позиций на насыщенном конкурентами рынке образовательных услуг, объективной оценки важнейших процессов и индикаторов деятельности вуза, выявления слабых и сильных сторон и, соответственно, потребностью в разработке путей улучшения.
Фронт работ
Понимание того, что вуз нуждается во внешней экспертной оценке, возникло более полутора лет назад. В 2011 году госуниверситет начал поиск авторитетного, имеющего опыт подобных работ партнера. В результате конкурсного отбора летом прошлого года такой партнер был выбран - им стало известное московское агентство, специализирующееся на независимой оценке качества образования.
В процессе проведения экспертизы были проанализированы практически все стороны деятельности разветвленной структуры университета - от организации питания студентов до вопросов установления заработной платы преподавателям. Объем материалов, которые нам пришлось собрать, систематизировать и представить внешним экспертам, был существенно больше, чем требуется при государственной аккредитации.
Независимая оценка шла по трем основным направлениям:
1) проведение процедуры профессионально-общественной аккредитации по 22 образовательным программам, перечень которых охватывает все факультеты вуза и большинство укрупненных групп специальностей, реализуемых в нем;
2) оказание нашим партнером - экспертной организацией консалтинговых услуг по развитию системы менеджмента качества образования (важнейшей составляющей здесь стал аудит деятельности ста работников из числа профессорско-преподавательского состава);
3) проведение мероприятий по подготовке к международной аккредитации системы электронного обучения.
Конечно, состав оценочных процедур для каждого из перечисленных направлений несколько отличался. Так, в процедуре профессионально-общественной аккредитации наибольшее внимание уделялось соответствию результатов обучения потребности работодателей и обучающихся, в процедуре аудита профессорско-преподавательского состава - развитости профессиональных, педагогических, информационных, личностных и других компетенций, а при оценке системы электронного образования эксперты уделяли большое внимание всестороннему проникновению в основные процессы деятельности вуза современных информационных технологий.
Однако общие подходы к оценке были похожи. Основные стадии оказались следующими: проведение в Вятском госуниверситете самообследования, осуществление экспертами камерального анализа представленных документов, очный визит экспертной группы, выдача предварительного заключения экспертов с указанием позиций, которые требуют улучшения. Затем университет принимал меры по корректировке своей деятельности и представлял отчет о вносимых изменениях. После этого независимые эксперты приезжали в вуз повторно, чтобы подтвердить правильность и зафиксировать результат наших действий, а также устроить консалтинговую сессию. Дальше партнерская организация проводила в соответствии со своими внутренними процедурами, например, заседание экспертного совета, где решался вопрос об аккредитации наших образовательных программ. Последняя стадия как раз и различалась по разным направлениям работ.
Надо сказать, что процедура независимой оценки довольно длительная. К июню 2013 года закончились только работы по профессионально-общественной аккредитации - ее получили все образовательные программы университета. Правда, не все на полный срок (он составляет три года). В частности, по двум программам аккредитация была дана только на один год. Но это тоже неплохой результат, особенно с учетом того, что 17 образовательных программ все же получили полную аккредитацию на три года, а одна была отмечена как соответствующая самым высоким стандартам и аккредитована на максимально длительный срок - шесть лет.
Два остальных направления деятельности пока еще находятся в стадии активной работы. Так, на ближайшее время запланирован визит экспертной группы по международной аккредитации системы электронного образования. Это очень ответственное мероприятие, и мы должны показать не только то, что наша система соответствует высоким мировым стандартам в этой области, но и то, что она динамично развивается.
Довольно интересными получились результаты внешнего аудита деятельности профессорско-преподавательского состава. Эксперты отметили высокий профессионализм преподавателей в своих областях знаний. В то же время выяснилось, что, не будучи профессиональными педагогами, преподаватели придают явно мало значения педагогическим подходам, технологиям и методикам. Несмотря на широкое применение средств визуализации лекционного материала, эффективность его представления в электронных презентациях оставляет желать лучшего. Очень немногие из преподавателей используют интерактивные подходы к организации практических и семинарских занятий. Эти и другие замечания экспертов закладываются в основу разрабатываемой в настоящее время "дорожной карты" повышения качества образования в Вятском госуниверситете.
Узкие места и проблемы
Опыт других образовательных учреждений показывает, что наиболее распространенные проблемы, выявляемые при внешней оценке, касаются профессорско-преподавательского состава, формализма в работе, взаимодействия с работодателями и материально-технической базы. И действительно, сейчас вряд ли найдется хоть один вуз, который не испытывал бы тех или иных проблем с кадровым, материально-техническим обеспечением. Узкие места, которые были отмечены экспертами в нашем случае, в целом отражают сегодняшнее состояние отечественной системы высшего образования.
Полученные от экспертов рекомендации по улучшению различных сторон деятельности в настоящее время тщательно анализируются. Как уже отмечалось, в результате этой работы должна быть создана "дорожная карта" вуза, направленная на ликвидацию узких мест. Появление в университете такого документа очень важно, ведь он, по сути, сфокусирует действия коллектива вуза, задаст ориентиры на будущее и в то же время конкретизирует результаты, на которые мы должны быть нацелены.
На практике нередко возникает и такой вопрос: можно ли улучшить качество образования, приведя в порядок соответствующую документацию вуза, но не затрагивая сути образовательной деятельности? Ответ здесь очевиден. Приведением в порядок одной лишь документации не улучшить качества образования. Однако, упорядочивая документацию, каждый участник образовательного процесса систематизирует еще и свои мысли, действия, а само состояние документов непременно влияет на качество образовательной деятельности.
Строго говоря, без порядка в документах, регулирующих образовательную деятельность, можно работать, готовить замечательных выпускников по отдельным специальностям, добиваться великолепных научных результатов. Но при наличии систематизированной документации образовательный процесс выстраивается четче и становится более прозрачным. То есть приведенная в порядок документация становится для всех участников образовательного процесса реальным рабочим инструментом и отражением этого процесса.
Более того, часть документов - это сама суть образовательного процесса. Как научить инженера разбираться в технической документации (которая обязана подчиняться жестким правилам), если образовательная организация не имеет своей системы упорядоченной документации? Как в этих условиях подготовить юриста или документоведа, для которых умение разбираться в документах является важнейшим профессиональным навыком? Так что здесь дело не в правильно оформленных "бумажках" - документация живет в самой сути процесса образования и его содержании.
Результаты внешней оценки
На основе результатов, полученных в процессе внешней экспертизы, университет разрабатывает "дорожную карту". В нее войдут мероприятия по улучшению деятельности на ближайшие два-три года. Как показывает опыт предыдущих двух лет работы, за такой период можно сделать не просто много, а очень много. Поэтому мы уверены в реализуемости наших планов, которые затрагивают практически все сферы - от работ по международному сотрудничеству в области образования и науки до полного покрытия бесплатным беспроводным Интернетом всех учебных корпусов учреждения.
Разумеется, Вятский госуниверситет, будучи самым крупным вузом Кировской области, готов отвечать на вызовы времени - мы проводили бы эти работы и без внешней оценки. Но нам было важно получить "незамыленный" взгляд на ситуацию со стороны по-настоящему независимой организации (кстати, одним из ее требований к своим экспертам было подтверждение того, что они не состояли и не состоят в финансовых или иных отношениях с оцениваемым образовательным учреждением).
Независимая экспертиза тем и хороша, что позволяет еще раз увидеть горизонты работ, выявить первоочередные задачи. Даже само общение с экспертами, которые представляли различные образовательные учреждения, обогатило опытом многих наших сотрудников. Положительных последствий проведенных работ множество, и вполне возможно, что со временем мы еще сильнее ощутим их значимость.
Преимущества, которые у нас появились в процессе независимой оценки качества образования, связаны не только с подтверждением высокого уровня наших образовательных программ и повышением конкурентоспособности. Кроме свидетельств об аккредитации вуз получил ценный опыт. Это новый взгляд на знакомые проблемы, импульс к самоулучшению, позитивное общение, вовлечение в общероссийские и международные проекты, новые партнеры и многое другое.
С.В. Фомин,
проректор
по учебно-методической работе ФГБОУ ВПО
"Вятский государственный университет"
"Руководитель автономного учреждения", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(2) В соответствии с абз. 4 пп. "а" п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и Приказом Минобрнауки РФ от 03.08.2012 N 583 "О проведении мониторинга деятельности федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"