Требование об уплате недоимки по страховым взносам
Полагаем, что читателям будет интересно Решение ВАС РФ от 31.05.2013 N ВАС-3196/13, в котором было признано частично недействующим требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (форма 5-ПФР)*(1). О том, что стало причиной спора в данном требовании, читайте в статье.
Основанием для спора послужило указание в форме 5-ПФР на то, что в случае неисполнения в установленный срок настоящего требования плательщик страховых взносов несет ответственность, определенную ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ*(2), а также к нему применяются меры по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, установленные ст. 19, 20, 21 данного закона.
При этом ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов (в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы). Как мы видим, в данной норме не говорится об ответственности за несвоевременное исполнение указанного требования. Несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов влечет начисление пеней, но не привлечение к ответственности.
Как отмечено в иске общества, спорное положение позволяет органам Пенсионного фонда привлекать страхователей к ответственности за неисполнение ими требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в установленный срок, что и случилось с обществом.
Представители Минтруда в суде пояснили, что практика отдельных территориальных органов ПФР по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за неисполнение в установленный срок требований об уплате страховых взносов, пеней и штрафов основана на неправильном толковании положений оспариваемого приказа в указанной части. Однако, по его мнению, это не свидетельствует о том, что оспариваемый приказ противоречит Федеральному закону N 212-ФЗ и нарушает права заявителя. Но при этом Минтруд отметил, что в настоящее время проводится работа по подготовке новой формы требования, в которой предполагается исключить указание на возможность привлечения к ответственности за неисполнение требования об уплате недоимки в приведенном в требовании срок.
Суд решил
ВАС не стал дожидаться, когда Минтруд поменяет форму требования, и отметил, что в случае неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов при отсутствии факта занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) мера ответственности, предусмотренная ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ, не применяется. При этом на основании ст. 25 данного закона начисляются пени.
Кроме того, аналогичное разъяснение содержится в п. 2.2 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов ПФР РФ по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, утвержденных Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р.
Между тем форма требования, утвержденная Приказом Минздравсоцразвития РФ N 957н, содержит положение, согласно которому в случае неисполнения в установленный срок настоящего требования плательщик страховых взносов несет ответственность, определенную ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ. Из чего следует, что плательщик страховых взносов может быть привлечен к ответственности за сам факт неисполнения в установленный срок требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе в случае, когда сумма страховых взносов, подлежащих уплате, была исчислена им правильно.
Именно из этого исходило управление ПФР при вынесении решения о привлечении к ответственности, позднее оспоренного обществом в суде. К тому же оно пришло к выводу, что Минздравсоцразвития к другим неправомерным действиям (бездействию) по неуплате страховых взносов относит неуплату недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в срок, указанный в требовании.
В итоге довод представителей Минтруда о том, что практика отдельных территориальных органов ПФР по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за неисполнение в установленный срок требований всего лишь основана на неправильном толковании положений оспариваемого приказа в названной части и не свидетельствует о том, что это приказ противоречит Федеральному закону N 212-ФЗ и нарушает права заявителя, был признан неубедительным.
Кроме того, ВАС отметил, что приведенный довод опровергается и самим фактом подготовки Минтрудом новой формы требования, в котором предполагается исключить спорное положение. По мнению суда, оспариваемая норма Приказа Минздравсоцразвития РФ N 957н является причиной формирования территориальными органами ПФР незаконной практики по привлечению к ответственности непосредственно за факт неисполнения в установленный срок требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в том числе в случае, когда сумма страховых взносов, подлежащих уплате, была исчислена им правильно, тем самым нарушает права как заявителя, так и неопределенного круга лиц, являющихся плательщиками страховых взносов.
В связи с этим указание в таком требовании на возможность привлечения к ответственности за неисполнение его в установленный в требовании срок (форма 5-ПФР) было признано недействующим.
* * *
Признание спорного положения требования недействующим означает, что органы ПФР не должны больше брать его во внимание. Соответственно, спорных моментов с необоснованным привлечением плательщиков страховых взносов к ответственности на основании ст. 47 Федерального закона N 212-ФЗ за неисполнение в установленный срок требования быть не должно.
Заметим, что в суде рассматривалась только одна форма требования (5-ПФР). При этом аналогичное положение содержится и в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (форма 5-ФСС РФ), и в уточненных требованиях об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (формы 6-ПФР, 6-ФСС). Если подобный спор возникнет с территориальным органом ФСС, предприятие может смело отстаивать свою точку зрения.
В.А. Кузнецова,
эксперт журнала
"Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 957н.
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"