Использование фискальных данных ККТ при проведении мероприятий налогового контроля
Федеральная налоговая служба Письмом от 07.06.2013 N АС-4-2/10459 направила информацию об использовании территориальными налоговыми органами в контрольной работе фискальных данных, зафиксированных на контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники (ККТ). Как говорится в преамбуле данного документа - "в целях повышения эффективности использования сведений, находящихся в распоряжении налоговых органов". При этом главное налоговое ведомство указало на необходимость довести названное письмо до территориальных налоговых органов, ознакомить с ним каждого сотрудника контрольного блока УФНС и ИФНС и обеспечить применение положений настоящего письма в практической работе.
В связи с этим полагаем, что читателям будет интересно узнать о содержании документа.
Обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей применять ККТ на территории РФ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг установлена Федеральным законом N 54-ФЗ*(1). При этом ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика. Указанный закон предъявляет определенные требования к ККТ, в частности о наличии в ККТ фискальной памяти, и обязывает фиксировать информацию о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт (фискальные данные) на контрольной ленте и в фискальной памяти.
В результате исполнения налоговыми органами полномочий по регистрации ККТ, по контролю и надзору за соблюдением требований к ККТ, порядком и условиями ее регистрации и применения в налоговом органе собирается, систематизируется и хранится достаточный массив фискальных данных налогоплательщиков, который, как считает ФНС, необходимо использовать в целях налогового контроля.
При этом налоговым органам в целях проведения анализа и выявления рисков занижения налоговой базы помимо использования фискальных данных необходимо запрашивать у банков выписки по операциям на счетах налогоплательщиков в соответствии со ст. 86 НК РФ.
В Письме от 07.06.2013 N АС-4-2/10459 ФНС разъяснила, каким образом осуществляется контроль в зависимости от категории налогоплательщика.
Так, в отношении деятельности индивидуального предпринимателя сравнению подлежит сумма фискальных данных и выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг), полученной (полученного) в безналичном порядке*(2), со следующими показателями:
- суммой, отраженной за соответствующий период по п. 3.1 (общая сумма дохода) листа "В" декларации по НДФЛ (ф. 3-НДФЛ*(3));
- суммой, отраженной за соответствующий период по коду строки 010 (сумма предполагаемого дохода) налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (ф. 4-НДФЛ*(4));
- предельным ограничением доходов налогоплательщика от реализации, установленным пп. 1 п. 1 ст. 346.45 НК РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО, в размере 60 млн. руб. в течение календарного года.
В части налогового контроля деятельности юридического лица, применяющего ОСНО, необходимо сравнить за соответствующий период сумму фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, с суммой, отраженной за соответствующий период по коду строки 010 "Доходы от реализации" листа 02 "Расчет налога на прибыль организаций" декларации по налогу на прибыль организаций*(5).
В части налогового контроля деятельности ИП и юридического лица, применяющих УСНО, сравнению подлежит сумма фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, и сумма, отраженная за соответствующий период по коду строки 210 "Сумма полученных доходов за налоговый период" раздела 2 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО, при этом осуществляется контроль за соблюдением налогоплательщиком ограничения дохода в сумме 60 млн. руб.
Если на протяжении двух и более (для НДФЛ - одного и более) анализируемых отчетных и (или) налоговых периодов разница между указанными суммами за соответствующий период является значительной, а в случае применения налогоплательщиком спецрежимов (ПСНО или УСНО) сумма фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, в отчетном (налоговом) периоде превышает 60 млн. руб., то налоговому органу при проведении камеральных проверок налоговых деклараций на основании п. 3 ст. 88 НК РФ нужно сообщить об этом налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. При необходимости налоговый орган должен пригласить налогоплательщика на заседание комиссии налогового органа по легализации налоговой базы, предварительно проанализировав операции налогоплательщика по счетам в банках с целью выявления сделок, не отраженных в налоговой декларации.
Л.Е. Тимофеева,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 14, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(2) Здесь и далее для определения сумм выручки (доходов) от реализации, полученной (полученных) в безналичном порядке, необходимо анализировать выписки по операциям налогоплательщика на счетах в банках за соответствующий период. Притом в целях исключения двойного учета из поступивших на расчетные счета сумм необходимо исключать суммы, которые должны быть отражены в фискальных данных: это расчеты, которые произведены с использованием платежных карт, а также суммы наличной выручки, сданной (инкассированной) на расчетные счета в банки.
*(3) Утверждена Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/760@.
*(4) Утверждена Приказом ФНС России от 27.12.2010 N ММВ-7-3/768@.
*(5) Форма утверждена Приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"