Регламентация локального нормотворчества на деле
Любая развивающаяся компания рано или поздно столкнется с необходимостью бюрократизации своей деятельности: с разграничением полномочий и ответственности между структурными подразделениями, определением порядка разрешения тех или иных хозяйственных ситуаций, утверждением правил внутреннего трудового распорядка.
Нередко работники организации проявляют разумную инициативу и вносят предложения по усовершенствованию тех или иных рабочих процессов. Работодателю игнорировать данные инициативы не стоит: хорошо, когда сотрудники проявляют творческий интерес к своей деятельности, а не просто замыкаются на своих узких обязанностях. В то же время существует риск, что принятый локальный нормативный акт вызовет претензии (в ряде случаев - обоснованные) со стороны руководителей подразделений, сферу деятельности которых он затрагивает, но мнение которых учтено не было. К тому же просто поставить таких работников перед фактом введения новых правил поведения - значит, проявить неуважение к ним и создать в коллективе конфликтную ситуацию.
Организация, в которой трудится автор, столкнулась с такой проблемой. Результатом оперативного реагирования на нее стало разработанное автором, утвержденное его работодателем и применяемое в настоящее время положение, имеющее своей целью установку порядка подготовки и согласования локальных нормативных актов. Автор надеется, что этот небольшой материал будет полезен читателям.
Приложение к приказу
Общества с ограниченной ответственностью "_______________________________________"
от _______________20___ N __
Положение о локальной нормотворческой инициативе работников
Понятия, используемые в настоящем положении:
- общество - Общество с ограниченной ответственностью"________________________";
- руководители подразделений - работники, занимающие в структурных подразделениях общества руководящие должности или работники, исполняющие обязанности руководителей структурных подразделений общества;
- работники - лица, заключившие с обществом трудовые договоры;
- локальный нормативный акт - внутренний документ, оформленный в письменном виде, подписанный генеральным директором, не имеющий персонифицированный характер, устанавливающий (изменяющий, прекращающий) обязанности и (или) права работников общества либо работников одного или нескольких структурных подразделений общества;
- локальная нормотворческая инициатива - осуществляемые по своей воле и в интересах общества инициативные действия работников, направленные на подготовку проектов локальных нормативных актов в порядке, предусмотренном настоящим положением;
- рабочие дни - дни, в которые согласно графику предприятия работник должен исполнять свои трудовые обязанности;
- письменный вид документа - изложение информации на бумажном носителе с использованием соответствующих технических средств;
- электронный вид документа - информация, находящаяся в файле типа "Документ Microsoft Word".
2. Правом локальной нормотворческой инициативы обладают все работники, независимо от их должностей, возраста, опыта и срока работы в обществе.
3. Работники представляют соответствующие предложения в устном или письменном виде (далее - предложения) руководителям подразделений, которым они подчиняются. Если право локальной нормотворческой инициативы реализуется руководителями подразделений, такие предложения представляются непосредственно генеральному директору.
4. Руководители подразделений в течение ______ рабочих дней обязаны рассмотреть предложения и принять следующие решения:
- одобрить предложения полностью;
- одобрить предложения частично;
- отказать в одобрении предложений, объяснив причину принятия такого решения.
При необходимости руководители подразделений вправе предложить работникам внести изменения и (или) дополнения в предложения, а также оформить их в письменном и (или) в электронном виде.
5. Руководители подразделений в течение _____ рабочих дней со дня полного или частичного одобрения предложений должны довести их до сведения генерального директора с обязательными пояснениями к ним (в письменном и (или) электронном виде).
6. Генеральный директор в течение ______ рабочих дней со дня получения от руководителей подразделений предложений рассматривает их и принимает следующее решение:
- одобряет предложения полностью;
- одобряет предложения частично;
- отказывает в одобрении предложений, разъяснив руководителям подразделений причину принятия такого решения.
В случае частичного одобрения предложений генеральный директор предоставляет соответствующим руководителям подразделений время, необходимое на внесение в предложения соответствующих изменений и (или) дополнений.
7. После внесения изменений и (или) дополнений предложения представляются руководителями подразделений генеральному директору в письменном и электронном виде для принятия решения, указанного в п. 6 настоящего положения.
8. После одобрения предложений генеральный директор:
- определяет и назначает структурные подразделения общества или работников, которые будут осуществлять непосредственную подготовку проектов соответствующих локальных нормативных актов (далее - исполнители), а также которые будут участвовать в подготовке этих локальных нормативных актов (далее - соисполнители);
- направляет исполнителям и соисполнителям в электронном виде одобренные предложения с пояснениями, указав сроки, необходимые для ознакомления с ними;
- организует непосредственное обсуждение одобренных предложений между исполнителями и соисполнителями, взаимодействие данных лиц на период подготовки, а также определяет сроки подготовки проектов соответствующих локальных нормативных актов (далее - проекты).
9. Проекты, прошедшие согласование с исполнителем и всеми соисполнителями, направляются исполнителями в электронном виде на проверку в юридический отдел.
10. Юридический отдел в течение ___ рабочих дней со дня получения проектов:
- проводит проверку их соответствия требованиям законов и подзаконных актов, а также локальных нормативных актов;
- при необходимости вносит в тексты проектов исправления, замечания, дополнения;
- уведомляет исполнителей по электронной почте о согласовании проверяемых проектов либо направляет им проверенные проекты в электронном виде с внесенными в них исправлениями, замечаниями, дополнениями.
11. Исполнители в течение _____ рабочих дней со дня получения от юридического отдела уведомлений о согласовании проектов или проектов, в которые юридическим отделом были внесены исправления, замечания, дополнения:
- при необходимости вносят в проекты соответствующие корректировки;
- оформляют проекты в письменном виде (далее - итоговые проекты) и визируют каждую их страницу своими подписями (с расшифровкой фамилий и указанием дат на обратной стороне);
- представляют итоговые проекты соисполнителям и юридическому отделу, которые также визируют каждую страницу итоговых проектов (при наличии замечаний к проекту соисполнители и юридический отдел обязаны указывать их рядом со своими подписями либо прилагать их в письменном виде к итоговым проектам);
- проверяют наличие в итоговых проектах виз и дат, предусмотренных настоящим положением, и передают завизированные итоговые проекты на рассмотрение генеральному директору.
12. Генеральный директор в течение ____ рабочих дней со дня получения завизированных итоговых проектов:
- рассматривает их, при необходимости запрашивает пояснения от исполнителей, соисполнителей, юридического отдела;
- принимает меры к согласованию положений, в отношении которых соисполнителями и (или) юридическим отделом были сделаны замечания;
- утверждает тексты будущих локальных нормативных актов и передает их в административный отдел.
13. Административный отдел в течение ___ рабочих дней со дня получения утвержденных текстов локальных нормативных актов оформляет их в письменном виде и передает генеральному директору для подписания.
Н.Н. Брюховецкий,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"