Какие периоды не входят в страховой стаж для назначения досрочной пенсии за работу в районах Крайнего Севера (далее - РКС) для работников, проживающих в РКС, и для работников, выезжающих для работы в РКС?
Включаются ли в стаж для досрочного назначения пенсии за работу в РКС и местностях, приравненных к ним (далее - МПКС), периоды командировок за пределы РКС и МПКС, а также периоды командировок в РКС и МПКС из других регионов?
Пенсионное обеспечение граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ). В соответствии со ст. 28 Закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение пенсии имеют женщины, родившие двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностям (пп. 2 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ), а также мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ).
Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Закона N 173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила). В соответствии с п. 4 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включая досрочную трудовую пенсию по старости за работу на Крайнем Севере, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со ст. 167 ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, который в силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" облагается страховыми взносами.
Правилами и иными правовыми актами не установлено, что периоды командировок исключаются из льготного стажа работы.
Из содержания пп. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ усматривается, что еще одним важным условием досрочного назначения пенсий в соответствии со ст. 28 Закона N 173-ФЗ является выполнение работы непосредственно в экстремальных природно-климатических условиях РКС и МПКС.
В случае направления работника в командировку из другого региона в РКС или МПКС названные условия соблюдаются, поэтому период командировки следует засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Прямой нормы о том, что период командировки за пределы РКС и МПКС следует засчитывать в "северный" стаж работы для досрочного назначения пенсии, законодательство не содержит.
Суды принимают решения о включении периода служебной командировки за пределы РКС и МПКС в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона N 173-ФЗ, основываясь на том, что основным условием включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности служит уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которое в рассматриваемом случае выполняется (Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 августа 2012 г., постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.10.2012 N Ф04-4383/12 по делу N А75-365/2012, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 5 июля 2013 г. по делу N А73-4743/2013).
Такой подход судов представляется не в полной мере основанным на законе. По нашему мнению, период командировки, протекавший за пределами РКС и МПКС, не может быть включен в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 28 Закона N 173-ФЗ, так как не выполняется одно из обязательных установленных законом условий - непосредственная работа в экстремальных природно-климатических условиях РКС и МПКС.
Судебной практики и разъяснений компетентных органов, подтверждающих нашу позицию, нам обнаружить не удалось. Поэтому, учитывая приведенную судебную практику, не исключаем, что в случае судебного спора суд может встать на противоположную позицию.
К сведению:
Информация о периодах работы в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, должна быть представлена в Пенсионный Фонд Российской Федерации для отражения в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
При этом в соответствии с п.п. 22 п. 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, периоды работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат подтверждению. В свою очередь, в соответствии с абз. 3 п. 3 Порядка после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" период работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Порядок подтверждения страхового стажа определен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона N 173-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Дроздова Анжелика
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Бадалян Юлия
23 июля 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.