Арбитражная практика
Аптечная организация, уплачивающая ЕНВД, вправе применять пониженные тарифы по страховым взносам
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.04.2013 N А19-18997/2012
Территориальным отделением ФСС РФ проведена камеральная проверка организации на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов. По результатам проверки компании доначислены страховые взносы. Основанием для этого послужил вывод территориального отделения ФСС РФ о том, что компания неправомерно применяла пониженные тарифы, поскольку у сотрудников, имеющих право заниматься фармацевтической деятельностью, отсутствуют соответствующие сертификаты. Организация с таким решением территориального отделения ФСС РФ не согласилась и обратилась в суд.
Арбитры указали, что часть 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ) возлагает на плательщиков страховых взносов обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ для аптечных организаций, уплачивающих ЕНВД, применяются пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности.
Согласно пункту 35 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" аптечная организация - это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями указанного закона.
Пунктом 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ определено, что фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку и изготовление лекарственных препаратов.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами, в том числе аптечными организациями.
В соответствии с пунктом 2 данного Положения фармацевтическая деятельность включает работы и услуги согласно установленному перечню, в том числе хранение и перевозку лекарственных средств для медицинского применения и лекарственных препаратов для медицинского применения, розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.
То есть фармацевтическая деятельность - это такой вид предпринимательской деятельности, который включает комплекс хозяйственных операций (изготовление, продажу, хранение, перевозку), для осуществления которых привлекаются не только работники, имеющие фармацевтическое образование, но и работники иной профессиональной специализации.
Для возникновения права на применение пониженных тарифов страховых взносов организация, занимающаяся фармацевтической деятельностью, должна обладать статусом аптечной организации и применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Арбитры выяснили, что всем необходимым требованиям для применения пониженных тарифов организация удовлетворяет. Таким образом, решение территориального отделения ФСС РФ о доначислении компании страховых взносов является неправомерным.
На уплату ЕНВД переводится только розничная торговля по образцам, осуществляемая в стационарной торговой сети
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.04.2013 N А78-7424/2012
По результатам выездной проверки налоговая инспекция установила, что индивидуальный предприниматель неправомерно применял систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении розничной реализации товаров по образцам. Индивидуальный предприниматель с таким решением налоговой инспекции не согласился и обратился в суд.
В свою очередь арбитры указали, что согласно положениям главы 26.3 НК РФ не признается розничной торговлей и на систему налогообложения в виде ЕНВД не переводится реализация товаров по образцам и каталогам, осуществляемая вне стационарной торговой сети.
Согласно Правилам продажи товаров по образцам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.07.97 N 918, продажа товаров по образцам - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров.
В организации, осуществляющей продажу товаров по образцам, должны быть выделены помещения для демонстрации образцов предлагаемых к продаже товаров.
Для ознакомления покупателей представляются образцы предлагаемых товаров всех артикулов, марок и разновидностей, комплектующих изделий и приборов, фурнитуры и других сопутствующих товаров.
Продавец обязан передать покупателю товар, который полностью соответствует его образцу или описанию, качество которого соответствует информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в техническом паспорте на товар, правилах его использования, на этикетке или ярлыке, прикрепленных к товару, на самом товаре или его упаковке либо другими способами, предусмотренными для отдельных видов товаров).
Арбитры выяснили, что по договору аренды коммерсанту в пользование передано помещение площадью 828 кв. м, состоящее из четырех складов, одного помещения бытового назначения и одного офисного помещения. Расположение помещений соответствует выкопировке из технического паспорта и экспликации, приложенных к договору аренды помещения.
Помещение офисного типа, обозначенное в экспликации к поэтажному плану здания как подсобное помещение, использовалось для демонстрации образцов товаров и расчетов с покупателями. Исполнение договора розничной купли-продажи в части передачи товаров покупателям осуществлялось на складе.
То есть получается, что общее назначение всего арендуемого предпринимателем комплекса - складское. Доказательств, что спорный объект может относиться к стационарной торговой сети, коммерсантом не представлено.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что решение инспекции об отказе в применении системы налогообложения в виде ЕНВД правомерно, поскольку осуществляемая коммерсантом реализация товаров не относится к розничной торговле по образцам.
"Вмененщик" вправе самостоятельно разработать порядок ведения раздельного учета
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2013 N А78-7257/2012
По результатам выездной проверки налоговая инспекция доначислила индивидуальному предпринимателю налоги по общей системе. Основанием для этого послужило отсутствие раздельного учета между "вмененным" видом деятельности и видом деятельности, подпадающим под действие общей системы налогообложения. Коммерсант с таким решением инспекции не согласился и обратился в суд.
Арбитры указали, что, исходя из положений пункта 7 статьи 346.26 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью, подлежащей налогообложению по общей системе, "вмененную" деятельность, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозопераций.
Принцип пропорционального распределения расходов, то есть распределения расходов пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов, применяется лишь при условии, что разделение расходов невозможно.
Также судьи отметили, что законодательством не предусмотрено прямых рекомендаций по ведению раздельного учета доходов и расходов. Соответственно налогоплательщики вправе самостоятельно разработать порядок ведения раздельного учета. При этом раздельный учет необходимо организовать таким образом, чтобы по его данным можно было соотнести показатели разных видов деятельности, которые ведет налогоплательщик.
Арбитры выяснили, что предприниматель во время выездной проверки представил документы, подтверждающие ведение в спорный период раздельного учета. Кроме того, предприниматель на основании счетов-фактур оптовых покупателей доказал, что им велась книга продаж, а также книги покупок, учета доходов и расходов, учет производился не только прямым счетом. Однако налоговая инспекция ни документы, ни аргументы коммерсанта не учла.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что налоговая инспекция не доказала факта отсутствия ведения предпринимателем раздельного учета расходов и доходов в спорные периоды. Следовательно, решение инспекции о доначислении налогов по общей системе налогообложения является неправомерным.
Перевозка грузов самоходным гусеничным транспортом - не "вмененный" вид деятельности
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2013 N А67-4764/2012
Инспекция отказала индивидуальному предпринимателю в применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по оказанию транспортных услуг сторонним организациям с использованием самоходных транспортных средств на пневматическом и гусеничном ходу. Коммерсант с таким решением инспекции не согласился и обратился в суд.
В свою очередь судьи выяснили, что согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
В соответствии со статьей 346.27 НК РФ под транспортными средствами для оказания указанных услуг понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Согласно Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767, автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации, по условиям движения и доступа подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
На основании пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством РФ путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12.08.94 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" предусмотрено следующее.
В целях обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации установлен порядок их регистрации.
Согласно этому порядку подразделения ГИБДД МВД России осуществляют регистрацию автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования. Органы Гостехнадзора регистрируют тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
В формах сведений о транспортных средствах (автомобиле, мотоцикле, мотороллере, автобусе, самоходной машине и механизме на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходе и мотосанях) и лицах, на которых они зарегистрированы, предусмотрены показатели "Тип транспортного средства" и "Назначение (категория) транспортного средства".
Арбитры выяснили, что в проверяемом периоде предприниматель заключал договоры на оказание транспортных услуг транспортно-гусеничными машинами и гусеничными транспортерами-тягачами. Исходя из технических характеристик, технического описания и инструкции по эксплуатации гусеничного транспортера-тягача и легкого многоцелевого гусеничного транспортера-тягача, используемые коммерсантом транспортные средства не предназначены для перевозки по дорогам пассажиров и грузов.
Таким образом, судьи пришли к выводу, что решение инспекции, выразившееся в отказе индивидуальному предпринимателю в применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении автотранспортных услуг с использованием самоходных транспортных средств на пневматическом и гусеничном ходу, является правомерным.
Суммы субсидий, израсходованные в рамках "вмененной" деятельности, налогом на прибыль не облагаются
Постановление ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 N А72-6592/2012
Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненных деклараций по налогу на прибыль, по результатам которой организация привлечена к ответственности, и ей доначислен налог на прибыль. Основанием для принятия данного решения послужил вывод налоговиков о том, что бюджетные субсидии, выделяемые "вмененщикам" на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг, по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Организация с таким решением инспекции не согласилась и обратилась в суд.
Арбитры выяснили, что компания занималась оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и в отношении этого вида деятельности применяла систему налогообложения в виде ЕНВД. Соответственно она не являлась плательщиком налога на прибыль (в отношении доходов, полученных от "вмененной" деятельности).
Организации были предоставлены бюджетные субсидии в целях реализации областной целевой программы "Обновление подвижного состава общественного транспорта". Данная субсидия была использована компанией на приобретение автомобильного транспорта для обновления подвижного состава (автобусов), то есть деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД.
Доказательств осуществления организацией иных видов деятельности, подпадающих под общий режим налогообложения, или предназначения субсидии для осуществления не "вмененной" деятельности налоговым органом не представлено.
При этом судьи, учитывая положения пунктов 4 и 7 статьи 346.26 НК РФ, отметили следующее. Получение субсидии из соответствующего бюджета само по себе не является самостоятельным видом деятельности, в результате которой имелись бы основания для применения общей системы налогообложения.
Таким образом, арбитры пришли к выводу, что, поскольку компания в полном объеме израсходовала субсидию на "вмененную" деятельность, обязанность по уплате каких-либо дополнительных налогов у нее отсутствует. Соответственно решение налоговой инспекции о привлечении организации к ответственности и доначислении ей налога на прибыль неправомерно.
Если перевозка пассажиров осуществляется с использованием транспорта третьих лиц
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2013 N А05-8465/2012
Налоговая инспекция провела выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджет. По результатам этой проверки индивидуальный предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 119 и пунктом 1 статьи 122 НК РФ, и ему доначислены налоги по общей системе налогообложения. Основанием для принятия данного решения послужил вывод налоговиков о том, что предприниматель необоснованно не включил в налоговую базу по НДФЛ суммы, поступившие на его расчетный счет в качестве оплаты за транспортные перевозки грузов, произведенные с помощью автомобилей, которые не принадлежат ему на праве собственности или ином праве (пользования, владения, распоряжения). Коммерсант с таким решением инспекции не согласился и обратился в суд.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ на уплату ЕНВД переводятся автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Определение понятия "автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов" в главе 26.3 НК РФ содержится, поэтому, учитывая положения статьи 11 НК РФ, следует обращаться к Гражданскому кодексу РФ.
Так, договорные отношения в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке регулируются главой 40 ГК РФ. Статьей 784 ГК РФ предусмотрено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяется соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно статье 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Арбитры выяснили, что на расчетный счет предпринимателя поступили денежные средства за транспортные услуги от юридических лиц, с которыми заключены договоры на оказание транспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, на транспортно-экспедиционное обслуживание, на перевозку автотранспортом в междугородном сообщении и др.
Для выполнения обязательств по указанным договорам коммерсант привлекал транспортные средства третьих лиц. При этом с лицами, фактически осуществляющими перевозку грузов, заключены договоры на оказание услуг по организации перевозок и на оказание транспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом.
То есть, исходя их положений указанных договоров, а также первичных документов, содержащихся в деле, судьи пришли к выводу, что деятельность индивидуального предпринимателя сводится к управлению процессом перевозок, а не к самостоятельному оказанию услуг по перевозке.
Доказательства заключения со спорными контрагентами договоров перевозки, свидетельствующих о том, что перевозка грузов клиентов в пункт назначения осуществлялась на транспортных средствах, принадлежащих коммерсанту на праве собственности или ином праве, в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, арбитры пришли к выводу, что фактически автотранспортные услуги оказывали третьи лица. Соответственно решение инспекции, выразившееся в отказе коммерсанту в применении "вмененки" и доначислении ему налогов по общей системе, является правомерным.
"Вмененка", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вмененка"
"Вменёнка" - это единственный журнал, освещающий все вопросы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе региональную специфику и отраслевую практику.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23887 от 28.03.2006, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.