Налоговая проверка: что нужно знать "вмененщику" (часть 1)
В целях контроля за соблюдением организациями и предпринимателями законодательства о налогах и сборах налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки. Из данной статьи вы узнаете, что такое камеральная проверка, когда и в какие сроки она проводится, какие права имеют налоговики и налогоплательщики.
Деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах признается налоговым контролем проверки (ст. 82 НК РФ). Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки, которые делятся на камеральные и выездные. Далее подробнее остановимся на камеральной проверке.
Примечание. О порядке проведения выездной налоговой проверки мы расскажем в следующем номере.
Общие сведения о камеральных проверках
Порядок проведения камеральной проверки регламентирован статьей 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.
ФНС России в своем письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.
То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.
Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.
Срок проведения камеральной проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.
Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.
Порядок проведения камеральной проверки
Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, - это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ.
Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно статье 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.
Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.
Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:
- визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;
- проверка правильности исчисления налоговой базы;
- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.
При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:
- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.
Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банке
В случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.
После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.
Об этом - пункт 3 статьи 76 НК РФ.
Проверяем декларацию по ЕНВД
Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно пункту 3 статьи 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД - не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных декларации по единому налогу.
Примечание. Этим же приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.
Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют контрольные соотношения.
ФНС России своим письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь, налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.
Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в приложении к письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.
Что же такое контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.
В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:
- внутридокументные;
- междокументные.
Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N 1.1-1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.
Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N 4.1.1-4.3.55).
Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности "вмененщика", налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков - в органы БТИ.
Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки
Специалисты ФНС России в письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений "вмененщику" предоставляется пять дней.
В свою очередь, организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.
Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.
Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Оформляем результаты камеральной проверки
После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.
В соответствии со статьей 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого - 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений пункта 6 статьи 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих "вмененщик" может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений - 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.
К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.
К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом - пункт 4 статьи 101, статья 137, пункты 1 и 2 статьи 138 НК РФ, статья 41 АПК РФ, постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.
По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение "вмененщик" вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.
Е.Г. Ромашкина,
эксперт журнала "Вмененка"
"Вмененка", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Вмененка"
"Вменёнка" - это единственный журнал, освещающий все вопросы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в том числе региональную специфику и отраслевую практику.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-23887 от 28.03.2006, выданное Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.