Образовательные отношения
Под образовательными отношениями понимаются отношения в сфере образования, т.е. совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимся образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями, цель которых - создание условий для реализации права граждан на образование.
Возникновение образовательных отношений
Под образовательными отношениями в смысле, определённом Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", понимаются отношения в сфере образования, т.е. совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимся образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями, цель которых - создание условий для реализации права граждан на образование [СЗ РФ. 2012. N 53 (Ч. 1). Ст. 7598].
Как следует из этого определения, авторы Закона использовали не самый удачный вариант определения предмета рассматриваемых правовых отношений через формулу: "собственно отношения и связанные с ними иные отношения". Такая формула применяется для определения предметов некоторых отраслей права. Например, гражданского права (имущественные отношения и связанные с ними неимущественные отношения); трудового (отношения труда и связанные с ними отношения отдыха); авторского права (авторские и иные связанные с ними отношения) и др. Недостаток таких определений предмета правовых отношений состоит в том, что они не определяют исследуемый предмет исчерпывающим образом. Однако в данном случае можно привести несколько аргументов в пользу именно такого подхода. Во-первых, образовательное право - это относительно "молодая" отрасль права, с не до конца сформированными и устоявшимися общественными отношениями, регулируемыми нормами этой отрасли права. Во-вторых, образовательные отношения, как и большинство общественных отношений, относящихся к категории социальных, относятся к числу динамичных, развивающихся в ходе исторического процесса отношений. В-третьих, отношения, "связанные с образовательными", - это даже не вполне правовые отношения, а материальные, социальные, экономические, входящие скорее не в предмет отрасли права, а в предмет науки "образовательное дело", о которой шла речь выше.
Так или иначе образовательные отношения - это комплексные, длящиеся правовые отношения, заслуживающие поэтапного анализа с точки зрения их развития и основных форм образования. Итак, начнём с дошкольного образования. В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции РФ в нашей стране гарантируются общедоступность и бесплатность этого вида образования, а само дошкольное образование согласно ст. 64 Закона "направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. На первый взгляд всё сказанное не вызывает сомнений с точки зрения целесообразности и правовой обоснованности и объективности, если бы не одно обстоятельство. Это - физическая массовая нехватка в нашей стране дошкольных учреждений. Указанное обстоятельство не имеет правовых решений и скорее относится к группе отношений, входящих во вторую группу, регулируемых приведённым выше определением предмета образовательных отношений. Тем не менее факт остаётся фактом: прежде чем добиться получения, как того требует ч. 1 ст. 53 Закона, "распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приёме лица на обучение в организацию дошкольного образования", родителям приходится постоять некоторое (иногда немалое) время в очереди, в ряде случаев дать взятку, отдать ребёнка в переполненную воспитательную группу и т.д. В этих условиях всё сказанное об общедоступности, бесплатности и высоких целях дошкольного образования превращается в фикцию.
Одним из выходов из сложившейся ситуации, на наш взгляд, является кардинальный пересмотр отношения к платному дошкольному образованию. Очевидно, что низкая производительность труда в нашей стране не позволяет ей в массовом порядке тотально предоставлять бесплатное дошкольное образование. Другое дело, что плата за это образование должна быть сопоставима с разумным процентом от средней зарплаты в регионе, к частичной оплате этого вида образования должны быть привлечены работодатель, органы местного самоуправления, кредитные организации и др. Всё сводится к тому, что в стране отсутствует внятная, понятная для всех система предоставления платного дошкольного образования на льготных условиях. Так же необходимо шире использовать семейное дошкольное образование в соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона.
Любопытно, что ч. 2 ст. 53 Закона гласит, что изданию вышеназванного акта о приёме лица на дошкольное обучение предшествует заключение договора об образовании. Получается юридический абсурд: лицо, ещё не принято в дошкольное образовательное учреждение, а некие обязательства и ответственность оно (его родители, законные представители) уже несут на основании заключённого ими договора. Правда, ч. 4 ст. 53 Закона устанавливает, что права и обязанности обучающегося возникают у лица с момента издания названного выше акта, но это, с нашей точки зрения, существенно не меняет абсурдность рассмотренной выше ситуации.
Возьмём следующий уровень образования - основное общее образование, направленное "на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности" (подробнее см. ч. 1 ст. 66 Закона). Для этого уровня образования в соответствии с названной выше нормой Конституции РФ также гарантируются "общедоступность и бесплатность". Правда, ч. 1 ст. 55 Закона, подтверждая принцип равных условий приёма для всех поступающих, оговаривает преимущества при приёме на обучение для лиц, названных в настоящем Законе. Вместе с тем ч. 1 и 5 ст. 66 того же Закона не определяет каких-либо льготных категорий лиц, принимаемых для получения начального общего образования. Однако общеизвестен факт, что при приёме для получения начального общего образования для детей устраивают вступительные испытания. А раз есть такие испытания, следовательно, кто-то может их не пройти.
Учредители организаций начального школьного образования мотивируют необходимость таких испытаний стремлением сформировать учебные группы для детей с равными начальными возможностями. Однако если ребёнок не получил в полном объёме дошкольное образование, а ответственность родители за неполучение ребёнком дошкольного образования Конституцией РФ не установлена, то в чём же состоит вина ребёнка за то, что он не прошёл вступительные испытания? Юридически этот вопрос Законом не решён. Очевидно, необходимо предусмотреть административную ответственность образовательного учреждения за неполучение ребёнком начального школьного образования, как это было прежде в СССР.
Следующий уровень образования - это основное общее образование (в современном понимании 9 классов), "направленное на становление и формирование личности обучающегося" (подробнее см. ч. 2 ст. 66 Закона). Начальное общее и основное общее образование в соответствии с ч. 5 ст. 66 являются обязательными уровнями образования. Переход от одной ступени к следующей сопровождается сдачей итоговых испытаний. Применительно к основному общему образованию согласно ст. 58 Закона это - государственная итоговая аттестация (ГИА). Обучаемые, не сдавшие ГИА и достигшие возраста 15 лет, могут с согласия родителей (представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и органа местного самоуправления оставить учебное заведение. В отношении не получивших начальное образование лиц такая норма в Законе отсутствует.
Среднее общее образование - это завершающий уровень обязательного бесплатного базового образования, конституционно установленный сегодня в нашей стране. Его цель в соответствии с ч. 3 ст. 66 - дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации. Из всего этого многословия необходимо выделить ключевую характеристику: "подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности". Примечательно, что продолжение образования - это не единственная и далеко не главная задача этого уровня образования. Однако в современных условиях подготовка обучающегося к жизни в обществе путём передачи ему базовых знаний заменена в деятельности средней школы "натаскиванию" его на правильное заполнение тестов, из которых состоит Единый государственный экзамен (ЕГЭ), проводимый в соответствии со ст. 59 Закона. Причин здесь несколько. Прежде всего по итогам ЕГЭ проводится оценка эффективности работы школы, определяются формы, в том числе и материального поощрения педагогов. Во-вторых, ни один из выпускников 11 класса не станет своим товарищам заявлять, что не будет поступать в вуз, просто из соображений поддержать своё реноме. В-третьих, поскольку результаты ЕГЭ - это в большинстве случаев пропуск в вуз, а если в негосударственный и большую часть государственных, то и 100%. Поэтому, как таковая, конкурсная основа получения высшего образования, предусмотренная ч. 3 ст. 43 Конституции РФ, на самом деле является не входным условием попадания в него, а выходным итогом получения школьного образования, за редким исключением творческих и "блатных" вузов, пытающихся с помощью собственных дополнительных экзаменов "отсечь" количество абитуриентов с необъективными итогами ЕГЭ. В-четвёртых, не последнюю роль в этом процессе играет стремление выпускника средней школы избежать службы в армии. Таким образом, на наш взгляд, налицо конфликт интересов между законодательными целями и фактическим положением лиц, получающих основное общее образование и претендующих на получение высшего образования. Более подробно содержание общего образования изложено в гл. 6 настоящего издания.
Несколько особняком от этой общей схемы расположено профессиональное образование. Остановимся на характеристике условий возникновения образовательных отношений этих уровней. Прежде всего это уровень среднего профессионального образования. К его получению в соответствии с ч. 2 ст. 68 допускаются лица, имеющие основное общее (9 классов) или среднее общее (11 классов) образование. Примечательно, что если в первом случае для поступления на практике требуются итоги ГИА, то во втором случае достаточно аттестата о полном среднем образовании. Этот факт лишний раз доказывает, что итоги ЕГЭ необходимы только для получения высшего образования. Возникает вопрос: для чего же этому испытанию подвергать поголовно всех обучаемых?
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования (9 классов) сопровождается получением полного среднего образования (11 классов). В этом случае, по нашему мнению, такие образовательные организации более качественно выполняют конституционное требование об обязательном законченном среднем образовании, поскольку окончание среднего профессионального образования пока не требует сдачи ЕГЭ.
В завершение рассмотрим условия возникновения образовательных отношений при получении высшего образовании. Как следует из смысла ч. 2 ст. 69, получение образования бакалавра возможно при наличии среднего общего образования. При этом Закон не уточняет, каким именно документом должно быть подтверждено наличие этого образования: аттестатом или результатами ЕГЭ. Этот вопрос решается правилами приёма в вуз. Коллизия между названными нормативными правовыми актами, на наш взгляд, порождает неизбежные судебные споры, исход которых потребует внесения изменений в названный Закон.
А вот к поучению образования магистра согласно ч. 3 ст. 69 может быть допущено лицо, имеющее любое высшее образование. Имеется в виду диплом бакалавра или специалиста, причём любого профиля. Здесь вновь возникает коллизия между лицами, имеющими диплом о профильном высшем образовании и не имеющими такого диплома. Учитывая наличие вступительных испытаний при поступлении в магистратуру, в таких условиях трудно уравнять шансы различных с точки зрения образования абитуриентов. Следовательно, возникает необходимость использовать иные критерии, непосредственно не связанные с оценкой базовых знаний.
На основании вышеизложенного можно заключить, что новый Закон об образовании, вместо того, чтобы внести большую ясность в условия получения того или иного образования, внёс в рассматриваемые правоотношения ещё большую сумятицу и неразбериху.
Договор об образовании. Целевой приём
На сегодняшний день в отечественной системе образования договоры об образовании заключаются только в случае поступления в вуз или в случае целевого приёма либо при получении платного образования. Однако, как следует из смысла ст. 54 Закона, после вступления его в силу договор об образовании будет заключаться при поступлении на любой уровень образования и на любую его форму. Такое решение нельзя не приветствовать, поскольку оно юридически оформляет права, обязанности и ответственность сторон образовательных отношений. Хотя из смысла названной статьи Закона этого не следует, очевидно, что она определяет элементы, составляющие обязательное содержание такого договора. Тем не менее ч. 10 ст. 54 Закона устанавливает обязанность Министерства образования и науки России утверждать примерные формы такого договора. К числу обязательных элементов договора рассматриваемая статья относит:
1) определение сторон договора - обучаемого (его родителей или законных представителей) и образовательного учреждения. На практике в случае оказания платных образовательных услуг возможно заключение трёхстороннего договора, если оплату осуществляет не сам обучаемый;
2) основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы, форма обучения, нормативный срок освоения программы (продолжительность обучения);
3) в случае заключения договора об оказании платных образовательных услуг в нём должны быть указаны полная стоимость этих услуг и порядок их оплаты. Однако Закон никак не регулирует вопрос об оказании частично платных услуг, что в последнее время вызывает много нареканий со стороны обучаемых и их законных представителей;
4) так же запрещено в договор включать условия, противоречащие данному и иным Законам РФ;
5) помимо официальных условий расторжения договора по основаниям, предусмотренным ст. 61 Закона, договор должен содержать пункт о праве образовательного учреждения в одностороннем порядке расторгнуть договор в случае неуплаты очередного денежного транша обучаемым (или его законным представителем) по истечении срока, предусмотренного договором.
Необходимо отметить, что Закон предусматривает весьма ограниченный набор обязательных требований к договору об образовании, в основном ограничиваясь регулированием вопросов оказания образовательных услуг. В нём практически не отражено содержание обязанностей сторон по качественному их оказанию и получению, поощрению и наказанию обучаемых и иных характеристик публичной функции образования. Договор заключается в простой письменной форме. Правила оказания платных услуг утверждаются Правительством РФ.
В связи с рассмотрением вопроса о договоре об образовании необходимо несколько слов сказать о целевом приёме, поскольку его проведение предполагает обязательное заключение подобного договора.
Итак, целевой приём по программам высшего образования в пределах квот на обучение за счёт бюджетных ассигнований федерального, региональных и местных бюджетов (ст. 100 Закона) осуществляется отдельными образовательными учреждениями в целях восполнения дефицита специалистов по необходимым в хозяйственной деятельности региона специальностям. Речь идёт об учителях, врачах, работниках отдельных сельскохозяйственных специальностей и др. Особенность этого вида образовательной деятельности состоит в том, что в его рамках решаются вопросы социально-экономического развития отдельных территорий или отраслей хозяйства. Проведение такого рода приёма имеет ряд специфических особенностей, получающих отражение в договоре об образовании:
1) обязательство образовательного учреждения обучить лицо по определённой программе за свой (бюджетный) счёт и в случае успешного освоения им установленного набора знаний выдать ему документ о получении соответствующей специальности (квалификации);
2) трудоустроить выпускника по соответствующей специальности (квалификации), обеспечить при необходимости жильём и условиями проживания (отопление, освещение и др.);
3) обязательство выпускника отработать ряд лет по избранной специальности по месту его единственного обязательного трудоустройства;
4) договор содержит взаимные материальные обязательства сторон: хозяйствующего субъекта - за трудоустройство выпускника по специальности и обеспечение его установленными договором социальными условиями проживания, а также выпускника - за работу в соответствии с условиями договора на образование. Последний в случае невыполнения условий договора компенсирует расходы на его образование, а также выплачивает штраф в размере двойной цены платы за обучение.
Следует также иметь в виду, что даже среди "целевиков" могут устанавливаться разные условия приёма. Например, часть из них может нуждаться в последующем предоставлении им жилья и иных социальных льгот, а другая часть может постоянно проживать по месту будущей работы. Следовательно, затраты будущего работодателя на подготовку кадров будут разными, а значит, и условия поступления разные. На наш взгляд, при проведении целевого набора следует ориентироваться на лиц, проживающих в месте будущего трудоустройства. Таких лиц надо поощрять к получению образования по специальностям, необходимым в данной местности (отрасли), а от этого зависит и набор стимулов, предоставляемых им при приёме на обучение.
Такой же договор заключается с государственным и муниципальным служащим в случае получения им специального образования или повышения квалификации. Условия и порядок заключения договора устанавливаются Правительством РФ (ст. 56 Закона).
Общие требования к приёму на обучение в образовательную организацию
Такие общие требования определены ст. 55 Закона об образовании. Вместе с тем возникают вопросы: что такое общие требования приёма и насколько общими они могут быть для всех форм и уровней обучения? Попытаемся найти ответы на указанные вопросы в тексте названной статьи Закона. Уже в ч. 1 рассматриваемой статьи заложено внутреннее противоречие: приём на обучение в образовательную организацию проводится на принципах равных условий приёма для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с Законом предоставлены особые права (преимущества) при приёме на обучение.
Авторы далеки от отрицания необходимости установления преимуществ при приёме на обучение для инвалидов, лиц с ограниченными физическими возможностями, сирот, талантливых детей, детей из многодетных семей и иных категорий граждан. Но тогда надо отказываться от циничного заявления о "равных условиях приёма для всех поступающих". Не секрет, что сегодня получение льгот при поступлении в образовательную организацию превращается в криминальный бизнес. Чем бороться с его проявлениями, лучше было бы отказаться от декларации принципа общих требований и проводить приём по результатам отдельных конкурсов для различных категорий обучаемых. В качестве наглядного аргумента в пользу данного предложения необходимо отметить, что все девять частей рассматриваемой статьи содержат аналогичные оговорки: "если иное не предусмотрено...".
Тем не менее следует отметить ряд положительных моментов, установленных рассматриваемой статьёй Закона. Во-первых, гласность в установлении правил приёма, о проводимом конкурсе и его итогах (ч. 2 ст. 55). Во-вторых, в ч. 3 ст. 55 ещё раз подчёркнуто, что приём на обучение по программам основного общего и среднего профессионального образования проводится за счёт бюджетных ассигнований, а приём по программам высшего образования - в основном на конкурсной основе. Что касается обучения по дополнительным образовательным программам, то его условия определяются локальными нормативными актами. В-третьих, отдельной нормой (ч. 6 ст. 55) установлены гарантии поступления для лиц, отвечающих прочим равным условиям.
Примечательно, что порядок приёма по образовательным программам каждого уровня учитывает результаты вступительных испытаний, установленных Министерством образования и науки России, а вот правила приёма в конкретную образовательную организацию устанавливаются самой организацией самостоятельно. При этом возникает вопрос: что имеет большую юридическую силу - порядок или правила приёма? От ответа на этот вопрос зависят эффективность и объективность итогов приёма в образовательную организацию. В заключение отметим, что рассматриваемая статья не даёт объективного вопроса на поставленные выше вопросы, и в случае сохранения её редакции в неизменном виде, ответ придётся искать в суде.
Изменение образовательных отношений. Аттестации обучаемых
Образовательные отношения - это длящиеся, иногда на протяжении нескольких лет, отношения. Поэтому возникает необходимость их изменения по объективным и субъективным основаниям. Речь не идёт об отчислении обучаемого по его вине. Поэтому возможность изменения образовательных правоотношений предусмотрена ст. 57 Закона.
Названная статья устанавливает три группы условий, при наступлении которых изменяются образовательные отношения. Первая - изменение условий получения обучающимся лицом образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе. В гражданском праве такие условия носят название "обстоятельства непреодолимой силы" или "force majeure", т.е. обстоятельства, наступающие внезапно и не зависящие от воли сторон правовых отношений. В цивилизованных странах к таковым относятся стихийные бедствия, экологические или техногенные катастрофы. Примером действия таких отношений в нашей стране в прошлом стало начало Великой Отечественной войны, в связи с чем сроки обучения младшего командного состава были сокращены в ряде случаев вдвое.
В современной России к форс-мажорным обстоятельствам чаще всего относят вступление в силу нового нормативного правового акта. В рассматриваемом случае - вступление с 1 сентября 2013 г. в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Так, если для основного высшего образования переход от специалитета к бакалавриату и магистратуре имеет установленный переходный период, то требование, например, наличия обязательного высшего юридического образования по отношению к обучаемым в аспирантуре поставил перед многими обучаемыми неразрешимое противоречие. В любом случае, как того требует ч. 1 ст. 57 Закона, такие обстоятельства влекут за собой изменение взаимных прав и обязанностей обеих сторон договора об образовании.
Следующим основанием для изменения образовательных отношений выступает проявление воли одной из сторон образовательных отношений: обучаемого (его законных представителей) или организации, осуществляющей образовательную деятельность. Закон не конкретизирует названные обстоятельства. Однако можно предположить, что для обучаемого это - желание перейти с одной формы обучения на другую (например, с очного отделения на заочное или наоборот, с платного на бюджетное и т.д.). Такие изменения, на наш взгляд, зависят от взаимных возможностей сторон, для образовательной организации - наличие места на новой форме обучения или самой этой формы и др. Поэтому ч. 3 ст. 57 Закона устанавливает, что сначала изменения вносятся в договор об образовании конкретного обучаемого, а затем издаётся распорядительный акт образовательной организации, легитимирующий эти изменения.
Что же касается изменения условий для образовательной организации, то вопрос решается ровно наоборот. Так, в 2013 г. 146 высших учебных заведений России были распоряжением Министерства образования и науки объявлены неперспективными. Законность настоящего решения вызывает у авторов серьёзные сомнения, однако иски в суд пока никто не подал. В любом случае, по нашему мнению, должен быть сначала издан акт, определяющий судьбу такой образовательной организации (например, о присоединении к другому вузу), и лишь после этого с согласия обучаемых должны быть внесены изменения в договоры об образовании. Однако ч. 4 ст. 57 Закона устанавливает ровно обратный порядок, который также, на наш взгляд, должен стать предметом судебного разбирательства.
Теперь об аттестациях. Закон предусматривает два вида аттестации: промежуточную (ст. 58) и итоговую (ст. 59). Остановимся подробнее на характеристиках их содержания.
Промежуточная (по факту - текущая) аттестация - это форма оценки освоения обучающимися образовательной программы или её частей (курса, предмета, дисциплины). Это форма проверки текущих знаний обучающихся, в отличие от итоговой аттестации, которая представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися всей образовательной программы, позволяющей говорить о каком-то законченном освоении профессии или получении определённого уровня образования (квалификации).
Промежуточная аттестация - это часть учебного плана и её успешное прохождение, позволяет обучающемуся двигаться дальше в освоении образовательной программы. Отрицательный результат промежуточной аттестации признаётся академической задолженностью, которую обучаемые обязаны ликвидировать. Ликвидация задолженности производится не более двух раз в установленный образовательной организацией срок. Первый раз - индивидуально, второй раз - комиссионно. Плата за ликвидацию задолженности не взимается, а обучаемые, не прошедшие её, переводятся в следующий класс (курс) условно. Наличие хронической задолженности приводит к курсу повторного обучения либо к обучению по индивидуальному учебному плану. Другой формой наказания хронического задолжника является перевод с семейного образования на продолжение образования в образовательной организации или к отчислению из неё.
Та и другая виды аттестации проводятся на всех уровнях образования, за исключением дошкольного.
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающегося. Из чего можно заключить, что промежуточная аттестация проводится на основе иных принципов. Так же итоговая аттестация является обязательной и проводится в форме, установленной образовательной организацией или Законом. Из чего можно сделать вывод о том, что промежуточная аттестация не является обязательной и проводится исключительно в форме, установленной самой образовательной организацией.
Не все, но некоторые итоговые аттестации являются итоговыми государственными аттестациями, проводимыми государственными экзаменационными комиссиями (порядок их формирования определён той же статьёй Закона), а их итоги означают соответствие знаний, полученных обучаемым, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по тем учебным курсам, где они установлены официально (в отличие от просто образовательных стандартов).
Разумеется, в духе нового Закона об образовании формы государственной итоговой аттестации устанавливаются отсылочной нормой к подзаконному нормативному правовому акту Министерства образования и науки России, сроки и форма принятия которого даже не определены. К её прохождению допускаются только те обучающиеся, которые выполнили все требования учебного плана в полном объёме. Обучаемые, не прошедшие аттестацию или прошедшие её с неудовлетворительными результатами, допускаются к повторной аттестации в сроки, определёнными вышеназванным подзаконным актом. И здесь Закон также подчёркивает, что плата за прохождение итоговой аттестации, как и промежуточной, не взимается. Только один вид государственной итоговой аттестации прямо прописан в Законе - это ЕГЭ. Все остальные её виды устанавливаются подзаконным актом Министерства.
Документы об образовании и (или) квалификации. Документы об обучении
В Российской Федерации по окончании изучения соответствующего набора образовательных программ и после успешного прохождения итоговой аттестации выдаются следующие документы:
1) документы об образовании и (или) квалификации, к которым относятся:
- документ об образовании;
- документ об образовании и квалификации;
- документ о квалификации;
2) документы об обучении, к которым относятся:
- свидетельство об обучении;
- свидетельство об освоении дополнительных профессиональных программ в области искусств;
- иные документы, выдача которых установлена уставом данного образовательного учреждения.
С точки зрения подтверждения уровней образования выдаются следующие документы:
1) подтверждающие общее образование - аттестат об основном общем образовании;
2) подтверждающие среднее общее образование - аттестат о среднем общем образовании;
3) подтверждающие среднее профессиональное образование - диплом о среднем профессиональном образовании;
4) подтверждающие высшее образование - дипломы бакалавра, специалиста, магистра, об окончании аспирантуры (адъюнктуры, ординатуры, ассистентуры-стажировки).
Дипломы выдаются по решению государственной аттестационной комиссии после успешной сдачи государственной итоговой аттестации. Выдаются дипломы государственного образца, за исключением МГУ и СПбГУ, которые выдают собственные дипломы. Лицам, не прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдаются справки по образцу и в порядке, установленным Министерством образования и науки РФ. Плата за выдачу дипломов не взимается. В последние два года в России в стадии формирования находится система признания дипломов об образовании и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве. Поскольку процедура эта для нашей страны новая, представляется необходимым проследить все этапы её правового регулирования:
1. Статья 6.2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ, действующего в редакции от 25 апреля 2012 г. N 389-ФЗ, "О науке и государственной научно-технической политике" - "Признание документов иностранных государств об учёных степенях и званиях на территории Российской Федерации" [СЗ РФ. 2011. N 49 (Ч. 5). Ст. 7063].
2. Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 389 "Об утверждении критериев включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации, и критериев включения иностранных образовательных организаций, научных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об учёных степенях и учёных званиях, признаваемые на территории Российской Федерации" [СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2414].
3. Распоряжения Правительства РФ от 21 мая 2012 г. 811-Р "Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации" [СЗ РФ. 2012. N 22. Ст. 2903].
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 мая 2012 г. N 404 "Об утверждении форм свидетельств о признании документов иностранных государств об учёных степенях и званиях на территории Российской Федерации и технических требований к ним" [Российская газ. 2013. 11 сент.].
5. Статья 107 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Как известно, названный Закон вступает в силу 1 сентября 2013 г. [СЗ РФ. 2012. N 53. Ст. 7598].
И всё равно, несмотря на нагромождение нормативных правовых актов, "образовательные организации высшего образования вправе самостоятельно осуществлять признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации" (ч. 11 ст. 107 Закона об образовании).
Прекращение образовательных отношений
Как отмечалось выше, образовательные отношения - это длительные правовые отношения. Поэтому их прекращение зависит от двух групп причин:
1) позитивных - в связи с получением образования (завершением обучения);
2) негативных - досрочно по инициативе сторон отношения, а также форс-мажорным обстоятельствам.
Закон (ст. 61) подробно регламентирует последнюю группу причин прекращения образовательных отношений. Остановимся на них особо. Образовательные отношения прекращаются досрочно:
1) по инициативе обучающегося (его законных представителей) в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую образовательную организацию. Удивительно, но у авторов Закона даже не возникает мысли о разочаровании обучающегося в системе российского образования, изменения его жизненных планов и иных причинах. Иными словами, в случае свободного принятия им волевого одностороннего решения;
2) по инициативе образовательной организации в случае:
- отчисления как меры дисциплинарного взыскания (как правило, не связанного с процессом обучения, а вызванного грубым дисциплинарным проступком);
- невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы или учебного плана;
- установления нарушения порядка приёма в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию (например, незаконное присвоение себе льгот или иных преференций);
3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося (его законного представителя) и образовательной организации, в том числе в случае ликвидации организации.
Досрочное прекращение образовательных отношений оформляется изданием образовательной организацией соответствующего распорядительного акта. Плата за его издание не взимается.
В любом случае досрочное прекращение образовательных отношений не является императивным, не подлежащим пересмотру решением. В соответствии со ст. 62 Закона, а также локальными нормативными правовыми актами образовательной организации возможно восстановление обучающегося в учебном заведении, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором он был отчислен.
Ю.А. Дмитриев,
доктор юридических наук,
профессор,
член-корреспондент РАО
А.Г. Кучерена,
доктор юридических наук,
профессор
"Право и жизнь", N 5, май 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Право и жизнь"
Научный и научно-популярный журнал "Право и жизнь" издается с 1992 года.
Его публикации тематически и содержательно отражают сложность и противоречивость развития отечественной научной и практической юриспруденции. Журнал выступал инициатором принятия различных нормативных правовых актов, разрабатывал вопросы конституционного, административного, муниципального, финансового, налогового, гражданского и уголовного права, помещал многочисленные материалы по тематике защиты прав человека и гражданина, большое внимание уделял развитию регионального законодательства, институтов местного самоуправления. Особое внимание уделялось вопросам теории права и государства, институциональной политологии.