"Важная задача любого тренинга - вывести человека из зоны комфорта, за рамки его обычного поведения" (интервью с Т. Райзнером, сооснователем международного проекта "Bezgraniz/Без Границ")
- Что такое социальное предпринимательство?
- Социальное предпринимательство - это новая тема для России, да и в мире она получила развитие лишь в последние 5-10 лет. Это не благотворительность, здесь нет хорошего парня, который просто кладет вам деньги на стол. Для выживания представители социального предпринимательства должны зарабатывать сами. Работая с какой-либо социальной проблемой, они независимы от государства, некоммерческих организаций и благотворительности. Как только вы получаете поддержку от правительства, некоммерческой организации или какой-либо компании, вы больше не концентрируетесь на результатах и качестве, как это было раньше, и, что очень важно, не можете иметь долгосрочного плана. Занятые в этом направлении люди помимо денег получают и уважение за свой труд.
- Расскажите о Вашем проекте.
- "Диалог в темноте" - это проект, в полной мере отражающий концепцию социального предпринимательства. Международная компания Dialogue Social Enterprise работает со слепыми и слабовидящими людьми в рамках проекта "Диалог в темноте" и с глухими и слабослышащими - в рамках "Диалога в тишине". Идея состоит в том, что, трудоустраивая таких людей, мы предлагаем бизнесу тренинговую услугу. Дополнительная социальная ценность такой услуги очевидна для ее пользователей. В нашем случае люди с ограниченными возможностями работают в постоянном контакте с клиентами - управленцами всех уровней. Всего в мире в рамках концепции "Диалог в темноте" сейчас трудоустроено 7 тысяч незрячих и плохо видящих, из которых 400 человек являются тренерами, занятыми в обучающем направлении проекта.
Но стоит понимать, что мы находимся в конкурентной среде, соревнуясь с другими компаниями, предлагающими тренинговые услуги. А это означает, что нам необходимо соответствующее качество услуг и профессиональный подход во всем - маркетинге, продажах, HR. При этом нам надо регулярно выплачивать персоналу заработную плату. Поэтому структурно мы организованы как любой другой предприниматель.
- Что Вы сделаете с прибылью?
- Как и другие компании, мы ожидаем получить в определенный момент прибыль, которую называем "социальная прибыль". Это средства, которые мы реинвестируем в подготовку персонала, расширяя в России свое, как мне представляется, довольно благое дело.
- Чем Ваш тренинг отличается от других?
- Мы всегда говорим, что есть множество тренингов и способов их организации, и вовсе не призываем всех скорее "идти в темноту".
Однако что бы вы ни совершили и ни выучили в темноте, остается в памяти на долгий срок. Об этом говорят собранные Европейской школой бизнеса статистические сведения за последние пять-шесть лет, которые относятся к поведенческим моделям людей в темноте в разных частях мира. Основная цель обучения в темноте - сохранить содержание тренинга в долговременной памяти участников.
Еще одна важная задача любого тренинга - вывести человека из зоны комфорта, за рамки его обычного поведения. Когда в помещении светло, хорошему тренеру потребуется для этого около трех часов. В темной комнате это происходит через несколько секунд. В такой момент с человеком начинает работать тренер, который, предлагая ему различные задания, обнаруживает плюсы и минусы поведенческих моделей клиента.
Важно и то, что все задания являются групповыми, ведь вы не можете быть успешны вне команды. Также вы не преуспеете, если не слушаете и не разговариваете. Из-за того что люди не могут видеть друг друга, значимость общения сильно возрастает.
Создание доверительных отношений - еще одна важная возможность темноты. И конечно, темнота провоцирует импульсы креативного мышления.
Человек воспринимает зрением 75% информации, и при попадании в темноту ему приходится полагаться на оставшиеся 25%. Мы просим участников для выполнения менеджерских функций использовать именно их.
- В описании тренинга говорится об эмоциональном интеллекте - что это такое и почему Вы решили с этим работать?
- Эмоциональный интеллект - это способность работать с эмоциями, чьими угодно.
Анализ отзывов о тренингах "Диалог в темноте" демонстрирует сильную взаимосвязь между воздействием семинара на его участников и пятью навыками, формирующими "эмоциональный интеллект" (ЭИ), которые, по мнению Дэвида Гоулмана, являются ключевыми для эффективного руководства. Это самосознание, саморегуляция, мотивация, эмпатия и социальные навыки.
Если вы посмотрите на топ-менеджеров, то увидите, что они постоянно сконцентрированы только на достижении результата. При этом они забывают использовать свои чувства и эмоции, способные сделать бизнес успешнее в долгосрочной перспективе. Именно для них очень важно сфокусироваться на эмоциональном интеллекте и понять, как использовать его в бизнесе.
Разные исследования говорят о том, что множество деловых решений, принимаемых сегодня, зависит не только от hard skills (навыки и способность выполнять определенный тип задач. - Ред.), но также и от soft skills (черты личности, способствующие эффективному взаимодействию с другими людьми: социальные добродетели, личные привычки, дружелюбие и оптимизм и т.п. - Ред.). И наш проект в значительной степени охватывает эту область - развития "мягких" навыков, которые и определяют эмоциональный интеллект.
- Что представляют собой Ваши тренинги для HR-директоров?
- Ежемесячно мы проводим мероприятия для HR-директоров. После "темной части" в среде своих коллег из других компаний они обсуждают, как использовать этот опыт в профессиональной деятельности.
Кроме того, мы проводим тренинги, позволяющие давать оценку персоналу. Например, помещаем топ-менеджеров и тех, кого работодатель планирует повысить, в нестандартную стрессовую ситуацию. Компания, не знающая сильных и слабых сторон своего топ-менеджера, может столкнуться с серьезными проблемами. Если вы заходите в темноту, это стресс с первых секунд.
- Запросы российского бизнеса к Вам отличаются от таковых в других регионах?
- Как раз в этом направлении было проведено много исследований. Прежде всего, где бы в мире ни проходил тренинг, поведение людей в темноте одинаково: 95% это нравится, 2% говорят, что это интересно, но ничего им не дало, оставшиеся боятся и никогда не придут на тренинг.
Российские и китайские менеджеры выделяются сфокусированностью на серьезных результатах тренинга, на том, что он может им дать. Для немецкого или американского менеджера более значимы эмоциональная составляющая, в том числе ощущения от взаимодействия с незрячим человеком.
Оба подхода нормальны. Но конечно, для менеджеров из России и Китая мы используем несколько отличную методику.
- "Диалог в тишине" - в чем его специфика? Так же покидается зона комфорта?
- Да, особенно если вы очень интровертированный человек. Я в большей степени интроверт, и первый раз на "Диалоге в тишине" оказался для меня нелегким: я люблю читать чужую мимику. Вы лишаетесь слуха и вновь вынуждены решать различные менеджерские задачи, решать при помощи вашей мимики и жестов так, чтобы, к примеру, другой участник понял, что вы пытаетесь продать или получить. Одновременно вы учитесь понимать мимику и жесты своего собеседника.
- За счет чего тренинги увеличивают креативность?
- Представьте: темнота, вокруг вас семь человек. Вам нельзя прикасаться ни к ним, ни к предметам, с которыми они работают. Например, от вас и других участников требуется совместно придумать различные способы измерения размера предмета, чтобы в итоге представить общий результат. И здесь необходимо быть креативным, ведь надо описать вещи так, чтобы вас все понимали, включая и тех, с кем вы впервые встречаетесь.
Неожиданно вы понимаете, что мужской и женский большие пальцы могут иметь разную длину, и если вы выберете именно этот метод измерения, не зная, кто сидит с вами за столом, то будете обречены на поражение. Это очень простой пример, но достаточно наглядный.
Также в этих условиях важно определить лидера, чтобы вместе двигаться в одном направлении, а не все говорили одновременно. А когда в тренинге участвуют топ-менеджеры, последнее бывает затруднительно, - в их компаниях обычно говорят они.
Справка. Управляющий директор проекта "Диалог в темноте Россия", входящего в состав компании "Маркеткомпас", основатель и руководитель проекта "Диалог в темноте Россия". Проект существует на условиях франшизы, полученной от немецкой компании Dialogue Social Enterprise Ltd.
Тобиас является создателем и владельцем нескольких предпринимательских проектов и компаний в России в области информационных технологий и социального предпринимательства. В 2009 году он вместе с партнером создал компанию Bezgraniz, одним из широко известных проектов которой является Bezgraniz Couture для проекта Special Fashion. Тобиас имеет большой опыт в бизнесе - до начала собственной предпринимательской деятельности он 15 лет занимал руководящие позиции в крупных международных корпорациях в Японии, России, Китае и Германии.
Беседовал
Д. Дерипаско
"Управление персоналом", N 15, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.