Банковская система Китая
Прежде всего следует отметить, что китайский банковский сектор имеет чрезвычайно высокий потенциал риска. Это связано с отсутствием необходимого уровня финансовой стабильности и дисциплины на всех уровнях, которые рассматриваются как предпосылки успеха экономических реформ.
Банковский сектор Китая долгое время оставался неизменным, сберегательный и инвестиционный капитал находился в руках политиков, а не профессиональных финансистов и во многих случаях использовался не для обеспечения экономического развития страны, а для поддержания социальной стабильности в процессе реформирования государственных предприятий.
По поручению государства китайские банки были обязаны обеспечивать государственные предприятия кредитами независимо от их кредитоспособности и в результате оказались владельцами огромного количества безнадежных обязательств. Невозвратные кредиты поглотили большую часть роста собственного капитала государственных банков, их доходы упали, а потери выросли.
Тем не менее государство по-прежнему обогащается за счет прибыли банков и перенаправляет ее на финансирование убыточных государственных предприятий. Несмотря на коммерциализацию и ориентированные на рентабельность методы управления, по мнению руководства страны, не является противоречием, когда при возникновении неожиданных социальных и системных рисков применяются старые формы кредитования.
Возврат к старым методам принуждения все еще имеет место в некоторых слабых в экономическом плане провинциях и отвечает скорее интересам некой переходной системы, нежели задаче формирования новой банковской системы.
Выделение проблемных кредитов в особую статью представляется неизбежным. В любом другом случае банковский сектор станет "ахиллесовой пятой" и тормозом реформ. Только повторная рекапитализация за счет государственных средств выведет Китай на требуемый международный уровень в 8% экономического роста и тем самым поможет быстрее обеспечить стабилизацию банковского сектора.
Применимая на практике стратегическая концепция, исходя из опыта других стран бывшего социалистического лагеря, могла бы состоять из следующих мероприятий:
эмиссия государственных ценных бумаг;
прямые платежи из средств центрального и региональных бюджетов;
разгрузка банков путем радикального, но временного снижения налогового бремени;
своевременная либерализация процентных ставок;
ускоренное реформирование аудита специально для государственных банков в целях предупреждения возникновения новых безнадежных долгов в результате предоставления политических кредитов и применения международных стандартов;
либерализация финансового рынка.
После отказа от выдачи кредитов, возврат которых представляется весьма сомнительным, постепенно произойдет оздоровление крупных государственных банков, но при этом ухудшится экономическое положение некоторых государственных предприятий, которые лишатся возможности получения ликвидных средств и вынуждены будут пойти на сокращение объемов выпускаемой продукции и увольнения. Если подобные увольнения окажутся для политического руководства страны по социальным соображениям неприемлемыми, то наилучшим путем по-прежнему останется прямое субсидирование этих предприятий. Поэтому вопрос стоит не столько о реформировании банковской системы, сколько о преобразовании существующих государственных предприятий.
Региональное обособление и юридическое дробление каждого из четырех крупных китайских банков могли бы создать организационные и налоговые преимущества для достижения необходимого экономического эффекта и повышения конкурентоспособности. Но в настоящее время такая возможность не обсуждается, во-первых, из-за общей слабости банковского сектора, а во-вторых, из-за значительных региональных различий в экономической сфере и сфере менеджмента.
Если сегодняшнюю структуру банковской системы признать приемлемой с точки зрения рыночных аспектов и конкурентоспособности в долговременном плане, то государственным банкам уже только из-за их величины и клиентской сети придется выполнить значительный объем работ по соответствующей адаптации методов управления.
Основной особенностью реформирования банковской системы Китая является то, что нестабильность государственных банков угрожает всей китайской политике реформ. Более 20 лет экономическая политика социальной гармонии гарантировала предприятиям автоматическое получение ликвидных средств и дотаций, в то время как банки несли значительные убытки, поэтому существующие государственные банки подлежат реорганизации либо санации.
Несмотря на наличие реформаторского консерватизма, руководство Китая уже сделало первые шаги в этом направлении.
Необходимость реформирования банковского сектора Китая возникла как следствие курса на вступление страны в ВТО и была признана китайскими реформаторами задолго до конца 2001 года (момента вступления в ВТО), что нашло свое выражение в разработанной ими концепции. Новое руководство Китая сделало банки (а с ними и финансовую систему) основным объектом своих реформ.
Признание правил ВТО рассматривается не как ослабление политической системы реформирования или угроза ей, а как внешняя помощь в интересах санации всего финансового сектора, в том числе для убеждения внутренних критиков и обоснования необходимости частичного ускорения темпа реформ. С помощью ВТО Китай пытается форсировать проведение в жизнь политики "открытых дверей" и реформирования.
Согласно прогнозам экспертов ВТО в ближайшее время китайский банковский сектор станет полностью открытым. Вследствие этого возрастет конкуренция со стороны иностранных банков, для которых должны быть сняты и все региональные ограничения их деятельности. Однако у многих аналитиков нет сомнений в том, что будет предпринято "китайское дозирование" этих условий, если вдруг окажется в опасности главная цель - китайская стабильность. В этом случае может быть даже дан обратный ход реформам. Такая часто высказываемая в Китае точка зрения вполне вписывается в политику долгосрочной ориентации превращения страны в супердержаву.
Вступление в ВТО и ожидаемая конкуренция со стороны иностранных банков побуждают ответственных лиц в Китае к более интенсивному движению в сторону реформ и вынуждают все банки совершенствовать свои технологии менеджмента и кредитного контроля с тем, чтобы доказать свою рентабельность. Уже начинают действовать ранее принятые меры. Управление банками стало более самостоятельным и уверенным. В то же время для многих предприятий стало гораздо труднее получить кредиты. Проблемы и структурные особенности все еще остаются.
Рост сберегательных вкладов остается достаточно высоким. Прогноз на ближайшие годы говорит о ежегодном их приросте в 5-10%. Несмотря на наличие дешевых денег, государственные банки стараются искать другие способы улучшения своей доходности и рентабельности.
Одним из таких способов могло бы стать обслуживание заинтересованных в привлечении капитала мелких и средних предприятий, которые до сих пор могли рассчитывать только на самофинансирование. Но даже самым успешным частным предприятиям кредиты до сих пор не выдаются, поскольку во многих случаях у них нет возможности получить поддержку государственного гарантийного фонда для обеспечения финансовых рисков. По этой причине ожидаемый спрос на кредиты в частном секторе, даже с учетом потребительских кредитов, будет меньше, чем рост вкладов.
В этой связи возникает вопрос: сможет ли "большая четверка" китайских банков разработать реалистичный рейтинг для государственных предприятий и затем использовать его для кредитования, несмотря на давление со стороны правительства?
Надо отметить, что системы кредитного анализа в Китае стали значительно надежнее. Однако этого нельзя сказать об анализируемых характеристиках государственных предприятий, которым ранее никогда не приходилось предоставлять подобную информацию банкам и которые порой идут даже на подделку балансовых отчетов. Здесь задача реформаторов состоит в разработке и применении приемлемых правил составления балансов.
Одним из эффективных инструментов реформирования банковской системы является санация банков. Возможны различные варианты санации. Так, санация государственных банков путем списания безнадежных долгов, в результате чего стоимость санации оплатили бы все вкладчики из числа физических лиц с потерей своих сбережений, не рассматривается в принципе, и нет признаков, что этот вариант будет когда-либо обсуждаться. Население подобный шаг просто не поняло бы.
По мнению ЦБ КНР, государственные банки могли бы снижать сумму безнадежных ссуд, составляющую 26%, на 3% ежегодно, чтобы через семь лет достичь приемлемого по международным меркам уровня в 5-6%. Этот вариант наряду с общеэкономическим ростом и приемлемым ростом кредитов предполагает получение прибыли, за счет которой можно было бы производить списание старых безнадежных долгов. Однако существует ряд сомнений общего порядка: в частности, наличие необходимого количества активов.
Давно назревшая рекапитализация - другой инструмент реформирования банковской системы - может быть осуществлена путем выпуска акций государственных банков на рынке капитала. Хотя коммерциализация началась уже несколько лет назад в качестве первой ступени санации, стратегические инвесторы пока готовы иметь дело только с высокоприбыльными, "здоровыми" предприятиями.
Теоретически одним из вариантов могла бы стать продажа так называемых "народных акций" - ценных бумаг государственных банков широким слоям населения. Однако этот путь может оказаться весьма опасным, так как, во-первых, количество собранных денег может оказаться недостаточным; во-вторых, банки не приобретут в результате необходимых навыков управления и контроля; в третьих, новые убытки привели бы к потере доверия рынков капитала, где и так преобладают государственные ценные бумаги.
Реформирование Центрального банка Китая
Реформированию подлежит и Центральный банк Китая, который все еще имеет министерскую структуру и находится под непосредственным контролем Государственного совета. После проведенной в 1983 году реорганизации с установлением прямых связей с предприятиями и банками и принятия в 1995 году Закона о Центральном банке КНР он одновременно взял на себя функции надзора за банками и ответственность за денежную политику, обеспечение деньгами и платежный оборот.
Деятельность Центрального банка, по мнению его президента, должна быть в большей степени ориентирована на потребности рынка, преодоление последствия длительной экономической изоляции, адаптации банковской системы к требованиям ВТО, создание двухступенчатой банковской системы и предоставление самостоятельности коммерческим банкам.
В ходе реформирования своей банковской системы Китай уделяет особое внимание денежно-кредитной политике. Дело в том, что, фактически, денежный рынок еще не создан, а межбанковский рынок формируется в условиях структурного дисбаланса. Крупные государственные банки выступают с предложениями денежных средств, в то время как частные и прочие финансовые институты играют роль исключительно потребителей денег.
Ожидается, что в ближайшее время Закон о Центральном банке КНР будет доработан, после чего перед ним будет поставлена задача подготовить ряд изменений для перехода на "рыночный" путь: например, создать новую регистрационную систему для получения кредитов за рубежом (внешние долги) и отменить прежнюю жестко регламентированную систему. Необходима также соответствующая законодательная база по противодействию отмыванию денег.
По мнению многих аналитиков, разделение банковского, страхового и акционерного секторов так быстро не произойдет, поскольку китайские коммерческие банки еще слишком молоды для создания в стране универсальной банковской системы.
Важной задачей Центрального банка КНР является либерализация процентной политики (политики в области установления процентных ставок): введение свободных процентных ставок по депозитам и кредитам, решение вопросов рыночного ценообразования.
Процентные ставки еще не являются индикатором нехватки свободных средств. Для сделок в китайской валюте они определяются в директивном порядке государством, а банки имеют право лишь на очень незначительное их изменение.
Абсолютно твердые процентные ставки по сберегательным вкладам и заново устанавливаемые ежегодно ставки по кредитам действительны для всех банков и препятствуют соревнованию между банками в области процентных ставок и установлению адекватных риску процентных ставок по займам.
Так как процентные ставки по ссудам снижаются чаще, чем ставки по депозитам, маржа процентных ставок сократилась, и для банков наступают тяжелые времена.
Китайские вкладчики получают реальные проценты. Процентная ставка для обычных сберегательных вкладов составляет 1,71%. При официальном темпе инфляции в 1% у вкладчиков возникает небольшая прибыль.
Однако многие полагают, что в отдельных регионах Китая темпы инфляции значительно выше, что выражается в потере покупательной способности накапливаемых сбережений.
На вклады идет примерно 40% всех доходов населения, что с учетом уровня развития страны можно считать высоким показателем. Это можно объяснить, с одной стороны, всем известной китайской бережливостью; с другой стороны, подобная ментальность населения вытекает из самого состояния экономической системы, необходимости иметь сбережения на случай социальных потрясений, желания получить хорошее образование (возможно, даже за рубежом). Но это также может объясняться и отсутствием альтернатив по сберегательным вкладам на финансовых рынках и рынках капитала. И наконец, в последнее время к накоплению сбережений население толкает также страх потерять работу.
Следует учесть, что 80% сберегательных вкладов в Китае в размере восьми триллионов юаней находятся в четырех государственных банках. Частные сберегательные вклады в период с 1978 по 2004 год ежегодно увеличивались в среднем на 28% (реально на 23%) при среднем росте валового национального продукта на 9,4%.
С реализацией планов Центрального банка КНР по либерализации процентных ставок, которая могла бы, по утверждениям аналитиков, завершиться в течение ближайших двух лет, эта "гора" сбережений в условиях конкуренции ставок (прежде всего, в густонаселенных районах страны) могла бы прийти в движение и вызвать существенное изменение структуры сберегательных вкладов (например, их перераспределение между государственными банками или перемещение в частные или иностранные банки).
В то же время применение зависящих от степени риска процентных ставок могло бы повысить доходность банков и способствовать стабильности финансового рынка.
Политика в отношении валютного курса юаня
Для Центрального банка Китая вопрос о либерализации валютного курса по-прежнему остается ключевым. Недавно Гонконг установил потолок в привязке национальной валюты к доллару США. Подобный шаг воспрепятствует притоку "горячих" денег в страну на фоне ревальвации юаня.
Центральному банку Китая необходимо проявлять осторожность при проведении либерализации капитала, который жестко контролируется, для предотвращения оттоков сбережений из Китая в более доходные зарубежные инвестиции.
Касаясь механизма формирования обменного курса национальной валюты, президент ЦБ Китая на встрече с президентами центральных банков стран "большой восьмерки" отметил, что Китай будет по-прежнему проводить курс на стабильность юаня на рациональной и сбалансированной основе, выборочно и поэтапно ослаблять ограничения на транснациональные сделки по денежным средствам при условиях предотвращения риска. По его словам, с точки зрения доходов и расходов по международным платежам Китая, обменный курс китайского юаня не будет значительно занижен искусственным путем. Текущие статьи бюджета Китая в основном сбалансированы, доходы немногим больше расходов. Китай будет проводить реформу согласно реальным потребностям своего развития.
В 1994 году в Китае была осуществлена единая система плавающего обменного курса, которая находится под управлением и успешно работает. А после финансового кризиса в Азии в небольшой степени был уменьшен коридор обменного курса китайского юаня.
Следует отметить, что высокие темпы роста валютных запасов Китая объясняются целым рядом причин:
во-первых, незначительным положительным сальдо;
во-вторых, значительным притоком иностранного капитала, при этом иностранные предприятия в Китае вкладывают свою прибыль в китайскую экономику в виде новых капиталовложений;
в-третьих, приток капитала в Китай превышает объем нелегальной утечки его за границу.
В Китае ведется активная подготовка к реформированию механизма формирования обменного курса китайского юаня по следующим трем направлениям:
1) ускорение процесса финансовой реконструкции внутри банков и превращение их в акционерные компании для их адаптации к более гибкому механизму валютного курса в будущем;
2) отмена ряда ненужных мер валютного контроля с целью более реального отражения на рынке соотношения предложения и спроса иностранной валюты;
3) улучшение и совершенствование механизма валютного рынка в стране, с тем чтобы китайские финансовые учреждения и предприятия могли приспособиться к рыночной среде.
К настоящему времени по всем указанным направлениям достигнуты определенные успехи.
В будущем Китай намерен приступить к выборочному поэтапному снятию ограничений на транснациональные валютные операции, упорядочению управления притоком капитала и контролю за оттоком капитала, созданию механизма двустороннего оборота средств исходя из предпосылки эффективного предотвращения соответствующих рисков с целью создания условий для скорейшего осуществления конвертируемости юаня.
Защита частных вкладов
Следует отметить, что никакой системы защиты частных сберегательных вкладов ни в Гонконге, ни в Китае нет. Как уже говорилось выше, три четверти всех депозитов находятся в четырех государственных банках, и их сохранность негласно гарантируется государством. Население и государственные банки считают подобную негласную гарантию вполне достаточной.
Государственные банки рассматривают безвозмездные на настоящий момент услуги государства как вполне справедливую компенсацию за безнадежные долговые обязательства, навязанные им тем же государством.
Если вследствие ослабления банков начнется массовое изъятие вкладчиками депозитов, то платить должно государство как главный виновник такого рода процессов.
В этой связи система защиты вкладов является частью общей социальной и финансовой системы безопасности государства. Однако необходимость ее реструктуризации признается лишь немногими китайскими реформаторами. Государственные же банки на своей реструктуризации особенно не настаивают.
Что касается системы банковского надзора, то ее до недавнего времени не существовало. Она возникла лишь совсем недавно в лице China Banking Regulatory Commission (Банковской регуляторной корпорации Китая - БРКК), подчиненной непосредственно кабинету министров.
В связи с необходимостью выполнять требования ВТО Китаю предстоит сделать многое для ликвидации недостатка в квалифицированных специалистах и создания надежной системы надзора. Надзор должен, прежде всего, быть адаптирован к новым финансовым отношениям и растущему числу китайских и иностранных финансовых институтов.
В целях повышения прозрачности и борьбы с безнадежными долгами Центральный банк Китая уже внедрил у себя компьютерную систему с короткими отчетными периодами и инструментами, аналогичными тем, которые использует немецкий Федеральный банк.
Будут ли эти и другие инструменты взяты на вооружение новым органом банковского надзора, можно только гадать; в любом случае персонал этого органа будет образован из числа бывших сотрудников Центрального банка КНР. Эффективный надзор будет обеспечиваться в данном случае путем предотвращения и ликвидации кредитных рисков, благодаря чему удается значительно снизить долю несостоятельных долговых обязательств.
Определенные надежды по повышению эффективности банковского надзора связаны с новыми комиссиями, образованными Центральным банком, но работающими независимо от него. Они призваны обеспечить более строгий контроль, в частности предотвратить возникновение новых рисков, вызванных новыми кредитами, выдаваемыми по политическим мотивам, что приведет к непосредственному ускорению реформ и экономическому росту, но одновременно станет причиной появления связанных с экономическими реформами социальных рисков.
Руководство государственных банков находится в сложной ситуации:
с одной стороны, на него оказывается давление, понуждающее его к реформам;
с другой стороны, по доходности, рискам и обеспеченности собственным капиталом эти банки в состоянии решать задачи перехода на рыночные отношения и вступать в конкуренцию с иностранными банками.
Четырем банковским гигантам Китая предстоит напрячь все свои силы для защиты своей новой независимой позиции и обеспечить ориентированную на прибыль и защиту от убытков работу.
Некоторые банки уже рентабельны и заняли свою нишу на формирующемся финансовом рынке. Они вполне конкурентоспособны. Идет поиск современных методов банковской деятельности и будущих партнеров (в том числе на Тайване, где планируются или уже реализованы слияния, установлено тесное сотрудничество, что является свидетельством укрепления финансового рынка).
Начавшаяся банковская реформа имеет поэтапный и долгосрочный характер. Китай входит в число государств с наиболее динамично развивающейся экономикой. Он способен привлечь на свой рынок значительный объем иностранного капитала и за счет этого с помощью экономического роста смягчить проблему несостоятельных долговых обязательств.
Кроме того, Китай уже получил в результате реформ возможность для обеспечения финансовой стабильности за счет:
сравнительно низкой государственной внешней задолженности;
значительных валютных резервов (порядка 400 миллиардов долларов США);
жесткого валютного контроля и запрета на экспорт капитала.
Таким образом, успех китайских реформ может быть достаточным для противодействия неизбежной монетарной нестабильности.
А. Суворов,
председатель Ассоциации бухгалтеров
и аудиторов "Феникс", доктор экономических наук
"Аудит и налогообложение", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудит и налогообложение"
Учредитель и издатель: ООО "Издательство "Аудит и налогообложение"
Журнал основан 23 мая 1993 г.
Издание зарегистрировано в Росохранкультуре.
Свидетельство о регистрации N ФС77-23885.
Адрес редакции: 119034, Москва, ул. Пречистенка, 10
Тел.: 8-499-766-9108
Тел./факс: 8-499-766-9221
Подписка по каталогам:
"Роспечать" - 70047, 82447
"Почта России" - 99341, 16720