Об изменениях в отдельных законодательных актах в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения" (далее - Закон N 227-ФЗ), в соответствии с которым Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) помимо внесения изменений в отдельные статьи, дополнен разд. V.1 "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании". Этот документ в корне изменил правовое регулирование сделок между взаимозависимыми лицами и ввел новый порядок определения рыночных цен, а ст. 20, 40 НК РФ признаны утратившими силу. Прошло 2 года, однако до сих пор у бухгалтеров, индивидуальных предпринимателей и руководителей фирм возникают вопросы по поводу этих изменений в законодательстве РФ. В частности, многих интересует, как изменился порядок применения метода сопоставления рыночных цен с принятием Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ и насколько он актуален в настоящее время?
Новый порядок применения метода сопоставления рыночных цен содержится в ст. 105.9 НК РФ в разделе, который введен Законом N 227-ФЗ. На основании данного метода соответствие определяется путем сопоставления цены, примененной в сделке с интервалом рыночных цен.
Метод сопоставления рыночных цен является приоритетным в российском законодательстве. Он используется для определения того, насколько цена в анализируемой сделке отклонена от рыночной. Действующее законодательство не допускает применения других методов, чем тех, что указаны в ст. 40 НК РФ, в случае если возможно использование метода сопоставления рыночных цен.
Пункт 1 ст. 105.9 НК РФ содержит новое понятие "метод сопоставимых рыночных цен". С помощью этого метода определяется соответствие цены товаров (работ, услуг) в анализируемой сделке рыночной цене. Такое соответствие определяется путем сопоставления цены, примененной в сделке с интервалом рыночных цен, определенным в порядке, предусмотренном пп. 2-6 ст. 105.9 НК РФ.
До введения в действие Закона N 227-ФЗ п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывалась информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. До принятия Закона N 227-ФЗ НК РФ содержал гораздо меньше требований к порядку использования метода. Так, должны были быть учтены такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могли оказывать влияние на цены.
В настоящее время в соответствии с Законом N 227-ФЗ при использовании метода сопоставления рыночных цен необходимо, прежде всего, определить интервал рыночных цен по анализируемой сделке в порядке, предусмотренном ст. 105.9 НК РФ. После его определения в соответствии с п. 7 ст. 105.9 НК РФ следует определить, в каком случае цена сделки признается рыночной в зависимости от ее соотношения с интервалом рыночных цен:
1) если цена, примененная в анализируемой сделке, находится в пределах интервала рыночных цен, то она соответствует рыночной;
2) если цена, примененная в анализируемой сделке, меньше минимального значения интервала рыночных цен, принимается цена, которая соответствует минимальному значению интервала рыночных цен;
3) если цена, примененная в анализируемой сделке, превышает максимальное значение интервала рыночных цен, принимается цена, которая соответствует максимальному значению интервала рыночных цен.
В таком случае важно знать, какие показатели рентабельности учитываются при определении доходов в соответствии с Законом N 227-ФЗ.
В пункте 1 ст. 105.8 НК РФ перечислены показатели рентабельности, которые могут быть использованы при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица. Это следующие показатели:
1) валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и налога на добавленную стоимость (НДС).
В соответствии с постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99" валовая прибыль торгового предприятия - это показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества к сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется гл. 33 НК РФ. Современный экономический словарь определяет акциз как один из видов налога, представляющий не связанный с получением дохода продавцом косвенный налог на продажу определенного вида товаров массового потребления. Акциз включается в цену товара, изымается в государственный и местный бюджеты.
Чаще всего акцизным налогом (сбором) облагаются винно-водочные изделия, пиво, табачные изделия, деликатесы, предметы роскоши, автомобили. Плательщиками акциза являются потребители, приобретающие товары, которые облагаются акцизным сбором. Чаще всего акцизным налогом (сбором) облагаются винно-водочные и табачные изделия, пиво, деликатесы, предметы роскоши, автомобили.
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) указан в гл. 21 НК РФ. Определение данного вида налога содержится в Современном экономическом словаре, в соответствии с которым НДС - взимаемый с предприятий налог на сумму прироста стоимости на данном предприятии, исчисляемую в виде разности между выручкой от реализации товаров и услуг и суммой затрат на сырье, материалы, полуфабрикаты, полученные от других производителей, со стороны. Ряд товаров, работ, услуг, видов деятельности частично или полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость;
2) валовая рентабельность затрат, определяемая как отношение валовой прибыли к себестоимости проданных товаров (работ, услуг).
Как указано в п. 1.4 приказа Минпромнауки России от 04.01.2003 N 2 "Об утверждении Методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса", под себестоимостью продукции понимается величина затрат в денежной форме на подготовку производства, производство и реализацию общего объема продукции или отдельных ее видов, состоящая из стоимости потребленных ресурсов и других затрат, обусловленных процессом производства.
В соответствии с Отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса, утвержденными Минэкономики России 19.10.1994 (далее - Отраслевые особенности состава затрат), себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции(работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию;
3) рентабельность продаж, определяемая как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, исчисленной без учета акцизов и НДС.
В соответствии с Отраслевыми особенностями состава затрат прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) и товаров определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов и затратами на ее производство и реализацию.
В законодательстве РФ определения выручки от продаж не содержится, но в данном случае можно воспользоваться определением, которое содержится в постановлении Правительства РФ от 25.06.2003 N 367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" (далее - постановление N 367). Как указано в подп. "н" п. 1 постановления N 367, выручка нетто - выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей;
4) рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от продаж к сумме себестоимости проданных товаров (работ, услуг), коммерческих и управленческих расходов, связанных с продажей товаров (работ, услуг);
5) рентабельность коммерческих и управленческих расходов, определяемая как отношение валовой прибыли к коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг).
В соответствии с приказом Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654 "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению" общие управленческие затраты - это расходы, связанные с управлением и обслуживанием организации в целом как имущественно-финансового комплекса. Зависят они не от объема производства продукции, а от других факторов: структуры организации, активности деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода;
6) рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от продаж к текущей рыночной стоимости активов (внеоборотных и оборотных), прямо или косвенно используемых в анализируемой сделке. В отсутствие необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основании данных бухгалтерской отчетности.
Активами в соответствии с Современным экономическим словарем является совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию, фирме, компании (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права, в которые вложены средства владельцев, собственность, имеющая денежную оценку).
В широком смысле слова - любые ценности, обладающие денежной стоимостью. Активы принято делить на материальные (осязаемые) и нематериальные (неосязаемые), к последним относятся интеллектуальный продукт, патенты, долговые обязательства других предприятий, особые права на использование ресурсов.
Оборотными активами признаются оборотные средства предприятий, фирм, отражаемые в активе их бухгалтерского баланса.
Внеоборотными активами являются собственные средства фирм, изъятые ими из хозяйственного оборота, но отражаемые в бухгалтерском балансе. К внеоборотным активам относят отвлеченные средства, текущие изъятия оборотных средств, основные средства, переданные филиалам и подразделениям фирмы.
Следует отметить, что в соответствии с приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - приказ N 66н) под внеоборотными активами понимаются нематериальные активы, результаты исследований и разработок, основные средства, доходные вложения в материальные ценности, финансовые вложения, отложенные налоговые активы, прочие внеоборотные активы. Оборотными активами в соответствии с приказом N 66н являются запасы, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства.
В соответствии с п. 2 ст. 105.8 НК РФ показатели, необходимые для определения рентабельности, иные финансовые показатели должны быть установлены на основании данных бухгалтерской отчетности организации, составленной в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, в том числе на основании приказа N 66н.
Список литературы
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения: Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (в ред. от 05.04.2013).
2. О формах бухгалтерской отчетности организаций: приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (в ред. от 04.12.2012).
3. Об утверждении Методических положений по планированию, учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и калькулированию себестоимости продукции (работ и услуг) на предприятиях химического комплекса: приказ Минпромнауки России от 04.01.2003 N 2 (в ред. от 10.07.2003).
4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению: приказ Минсельхоза России от 13.06.2001 N 654.
С.А. Пономарев,
специалист по налогам и сборам
"Все для бухгалтера", N 4, июль-август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Все для бухгалтера"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 014425
Редакция журнала: 111401, Москва, а/я 10
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: www.fin-izdat.ru
Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).