Проверяющие, ссылаясь на действующие нормативные акты, требуют, чтобы в договоре на оказание платных медицинских услуг была информация о видах и объемах помощи, предоставляемых бесплатно в рамках Программы госгарантий. Когда мы говорим, что это очень большой объем и договор становится раздутым, нам предлагают в качестве приложения прикладывать к договору территориальную программу госгарантий. Так мы на одной бумаге разоримся. Что делать?
Такого требования не существует. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация обязана "3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи".
В соответствии с частью 2 данной статьи медицинские организации, участвующие в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, наряду с обязанностями, предусмотренными частью 1 данной статьи, также обязаны "1) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи".
Пункт 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 4.10.2013 N 1006 устанавливает: "При заключении договора потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - соответственно программа, территориальная программа)".
Как видим, нигде не говорится о необходимости включения подобной информации именно в договор. Поэтому достаточно предоставить гражданам возможность ознакомиться с территориальной программой госгарантий, размещенной, например, на стенде учреждения. Но это, действительно, должна быть доступная информация, а не находящаяся, например, в столе какого-либо сотрудника учреждения и выдаваемая лишь по просьбам пациентов.
Для большей надежности можно включить в договор на оказание платных медицинских услуг фразу примерно следующего содержания: "Пациент (гражданин и т.д.) проинформирован о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. С указанными программами, размещенными на стенде учреждения, пациент ознакомлен".
Подписав договор, пациент расписывается и в том, что он был соответствующим образом проинформирован. Если пациент заявил до подписания договора о том, что не ознакомлен с этими документами, можно предложить ему отложить договор, ознакомиться с документами и лишь потом подписывать договор. При этом, конечно, не обязательно гонять его к стенду - целесообразнее предложить для ознакомления еще одну копию документов.
Ф.Н. Кадыров,
д.э.н.
1 июля 2013 г.
"Менеджер здравоохранения", N 7, июль 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.