Организация приобрела оборудование, требующее монтажа (стоимость работ - 400 000 руб. без НДС), и вместе с ним еще один, запасной комплект оборудования (2 млн. руб. за каждый комплект без НДС). Основное оборудование монтируется одновременно с резервным, срок полезного использования базового комплекта - три года. Как в учете отразить основное и резервное оборудование, а также начислить амортизацию?
Основное и резервное оборудование вводится в состав ОС, амортизация по которым начисляется исходя из установленного срока полезного использования.
Обоснование. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве ОС, если предназначен для использования в производстве продукции в течение длительного времени (свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла), организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта и он способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. В отношении основного и резервного производственного оборудования данные условия выполняются.
Машины и оборудование, не требующие монтажа (транспортные передвижные средства, строительные механизмы и т.п.), а также машины и оборудование, требующие монтажа, но предназначенные для запаса (резерва) в соответствии с установленными технологическими и иными требованиями, принимаются к учету в качестве ОС на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи ОС (п. 39 Методических указаний по учету ОС). Поэтому запасное (резервное) оборудование, требующее монтажа, сразу переводится в состав ОС.
Оплата работ по монтажу относится к иным фактическим затратам, непосредственно связанным с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств (абз. 9 п. 8 ПБУ 6/01). Стоимость ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС (п. 41 ПБУ 6/01). Таким образом, затраты по монтажу включаются в стоимость основного оборудования.
Резервное оборудование меньше изнашивается, но может морально устареть. Исходя из этого СПИ резервного оборудования бухгалтер вправе установить выше, чем у эксплуатируемого оборудования в полтора-два раза, чтобы после того, как оно износится, у резервного объекта остался определенный срок эксплуатации (с учетом того, что резервное оборудование кратковременно используется в период ремонта или проведения планового технического обслуживания основного оборудования).
По введенному в эксплуатацию оборудованию годовая норма амортизационных отчислений составит 800 тыс. руб. (2 400 000 руб. / 3). По резервному оборудованию (СПИ пять лет - это больше трех, но меньше шести лет) такой показатель будет равен 400 тыс. руб. (2 000 000 руб. / 5). Амортизация по оборудованию начисляется линейным методом.
В бухгалтерском учете организации надо сделать следующие проводки:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Отражено требующее монтажа основное оборудование | 2000000 | ||
Отражено оборудование, переводимое в запас | 2000000 | ||
Оборудование в запасе включено в состав ОС | 2000000 | ||
Произведены работы по монтажу оборудования | 400000 | ||
Смонтировано основное оборудование | 2000000 | ||
Базовое оборудование введено в эксплуатацию | 2400000 | ||
Начислена годовая амортизация по введенному в эксплуатацию оборудованию | 800000 | ||
Начислена годовая амортизация по резервному (находящемуся в запасе) оборудованию | 400000 |
Л.А. Евстратова,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 июля 2013 г.
"Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"