Вопрос информоткрытости закрыт
Федеральный закон об информационной открытости СРО вступил в силу. Какое влияние он может оказать на развитие института саморегулирования и иные аспекты экономики страны?
Федеральный закон N 113-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций" расширил перечень требований к СРО по раскрытию информации. Через год после опубликования закона вступят в силу нормы, предусматривающие административную ответственность за нарушение саморегулируемой организацией обязанностей по раскрытию предоставляемой информации.
Один пример (подробнее см. врезку): в законопроекте определен единый срок размещения информации о составе средств компенсационного фонда - ежеквартально, не позднее чем в течение пяти рабочих дней с начала очередного квартала.
Размещение подробной информации о саморегулируемых организациях "затруднит возможность создания демпинговой политики в деятельности саморегулируемых организаций и возможных проявлений их коммерциализации, что позитивно скажется на институте развития саморегулирования в Российской Федерации", - полагает заместитель руководителя Аппарата Национального объединения проектировщиков, руководителя департамента по законодательному и правовому обеспечению Дмитрий Желнин.
Открытая система
Второй аспект информоткрытости для СРО не менее интересен. Закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" будет регулировать отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и заменит пресловутый 94-ФЗ.
Закон от 07.06.2013 N 113-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций" применяется к отношениям, связанным с требованием подробного информирования саморегулируемыми организациями о своих членах, в частности, об их квалификации, посредством размещения информации в сети интернет.
Хотя прямых отсылок друг на друга данные законы не содержат, их комплексное применение и дальнейшее развитие будет способствовать становлению более прозрачных закупочных процедур для госнужд - таково мнение Дмитрия Желнина.
Сегодня госзаказчик как в рамках 94-го закона, так и в рамках ФКС, должен анализировать информацию лишь на основании документов, полученных от самого претендента на выполнение той или иной работы. Иных источников просто нет.
"Поменялась бы ситуация, если бы заказчик имел возможность открыть реестр СРО, найти в нем информацию о конкретном члене СРО и удостовериться, что, например, в отношении этого члена никогда не применялись меры дисциплинарного воздействия со стороны СРО? Думаю, что поменялась бы и в лучшую сторону, - рассуждает эксперт. - И закон об информационной открытости такую возможность призван обеспечить - появится новый источник информации о деловой репутации и квалификации для последующей оценки претендентов".
Кроме того, почему бы не вносить в реестры СРО сведения из реестра недобросовестных поставщиков, сформированного в системе госзакупок. И стоит в будущем задуматься о качестве работы самой СРО, если большая часть ее членов находится в реестре недобросовестных поставщиков. Такое положение дел говорит лишь об одном - СРО не контролирует своих членов и нарушает закон.
Таким образом, точек соприкосновения у двух обсуждаемых законов множество. Главное - чтобы эти точки на практике развились в эффективные связи, заключает Дмитрий Желнин.
Точка зрения
Артур Трапицын, Президент НП "МОНОЛИТ", председатель Комитета НОСТРОЙ по информационной политике:
- Вопрос информационной открытости - это вопрос доверия потребителей к рынку в целом. А у нас наряду с организациями, открытыми максимально, есть и такие, которые в целях экономической выгоды информацию о своих членах дают очень скудную. А ведь считают обычно не по первому, а по отстающему.
Поэтому профессиональное сообщество и рекомендовало законодателям установить в базовом законе определенный минимальный уровень требований к раскрытию информации, который будет понятным, стандартным и обязательным для любой отрасли. Собственно говоря, это должно быть требование ведения реестра - открытого, доступного 24 часа в сутки и содержащего минимальные необходимые сведения. А все остальные вещи должны передаваться в работу национальным объединениям, которые, исходя из своих профессиональных особенностей, разработают отраслевые специфические стандарты раскрытия информации. К сожалению, в этой части рекомендации профессионального сообщества учтены не были, хотя, согласитесь, вместить в один закон специфику саморегулируемых организаций 60 отраслей экономики просто невозможно.
К общему знаменателю
Теперь, после вступления в действие закона об информационной открытости, необходима разработка общего стандарта СРО.
"Целью разработки стандарта является установление единого подхода к раскрытию информации СРО, а именно - к составу, способам, форме и порядку опубликования документов и сведений, подлежащих раскрытию СРО в соответствии с требованиями действующего законодательства и требованиями Стандарта, - поясняет президент НП "МОНОЛИТ", председатель Комитета НОСТРОЙ по информационной политике Артур Трапицын. - При этом под раскрытием информации в стандарте необходимо понимать обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение".
Сегодня в этом направлении уже сделаны первые шаги.
Так, в Национальном объединении проектировщиков разработаны методические рекомендации по правилам ведения официальных сайтов саморегулируемых организаций в соответствии с федеральным законом об информационной открытости. После разработки и утверждения методических рекомендаций на заседаниях профильных комитетов и Совета НОП они будут разосланы в саморегулируемые организации для использования в их работе. Кроме того, и это, наверное, самое главное, свои предложения Национальное объединение проектировщиков также направит в Минэкономразвития России. Необходимо, чтобы профильное министерство учло опыт Национального объединения проектировщиков при подготовке порядка и способов размещения информации на сайтах саморегулируемых организаций. Совместная работа по разработке единого документа ведется с национальными объединениями строителей, изыскателей, - сообщает Дмитрий Желнин.
По оценке Артура Трапицына, информационной открытости СРО будет также способствовать создание единого реестра членов саморегулируемых организаций. Ведение такого реестра предусматривается как единая точка раскрытия информации, что обеспечит полноту, своевременность и оперативность, как раскрытия информации, так и получения такой информации потребителями различных категорий, включая государственных и муниципальных заказчиков.
Для справки. Обновленный закон предписывает единый порядок раскрытия информации всеми СРО, объединяющими субъектов вне зависимости от отрасли предпринимательской или профессиональной деятельности. Единственным форматом такого раскрытия определено обязательное наличие сайта в сети интернет.
Важным новшеством является законодательное установление такого понятия, как внутренние документы СРО. К таким документам относят следующие: документы, устанавливающие порядок осуществления контроля за членами СРО, порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО, положения о раскрытии информации, о порядке размещения средств компенсационного фонда, о членстве в саморегулируемой организации, а также иные документы, обязательность принятия которых установлена в соответствии с законами, регулирующими предпринимательскую или профессиональную деятельность.
При этом законом так и не решен вопрос к какому типу (виду) документов отнести иные документы, отличные от стандартов и правил, внутренних документов саморегулируемой организации, например документ о поощрениях (награждениях) членов саморегулируемой организации, документы о проведении различных программ в рамках некоммерческой организации и т.д.
Следующим важным нововведением является уточнение состава информации о структуре и компетенции органов управления и специализированных органов саморегулируемой организации, количественном и персональном составе постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации. Теперь помимо фамилии, имени и отчества физических лиц, входящих в состав постоянно действующего коллегиального органа управления, в том числе и для независимых членов, подлежит обязательному указанию на сайте СРО наименование штатных должностей и название организаций, где работают члены постоянно действующего коллегиального органа.
Сохранилось требование о размещении решений, принятых общим собранием членов саморегулируемой организации и постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации. Однако в изменениях не определяется, в каком виде такие решения должны быть размещены - в виде текстового сообщения или в виде протокола заседания собрания соответствующего органа управления, который в соответствии с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ, является единственной формой закрепления решений собраний.
Интересным, но непонятным новшеством является установление обязанности размещения на сайте саморегулируемой организации аудиторского заключения в отношении бухгалтерской отчетности при условии его наличия. Такая оговорка нивелирует необходимость проведения аудиторской проверки деятельности саморегулируемой организации и получение заключения аудиторской проверки, которое определено частью 4 статьи 12 Федерального закона "О саморегулируемых организациях".
Отныне законодательно предписано указывать полное и при наличии сокращенное наименование саморегулируемой организации, место ее нахождения, номера контактных телефонов, адрес электронной почты, полные и при наличии сокращенные наименования некоммерческих организаций, членом которых является саморегулируемая организация, места их нахождения, номера контактных телефонов и адреса электронной почты. Большинство саморегулируемых организаций до установления такой нормы все эти сведения размещали, так как такие сведения способствуют определению репутации саморегулируемой организации.
Законодатель определил и конкретные сроки размещения информации на сайте. Например, информация после получения статуса СРО должна появиться на сайте в течение 10 рабочих дней. По сути, дается 2 календарные надели на приобретение доменного имени, разработку типового сайта саморегулируемой организации, заключение и оплату хостинга и размещение необходимой информации на сайте. Все последующие изменения размещаются в течение пяти рабочих дней с даты наступления соответствующего события, повлекшего изменения информации. Однако такой пятидневный срок действует в отношении только тех саморегулируемых организаций, если иными законами не определен другой срок размещения информации.
С. Васильев
"Саморегулирование & Бизнес", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Саморегулирование & Бизнес"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-44027 от 01.03.2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Журнал освещает вопросы перехода профессиональных рынков России на саморегулирование, законодательство в сфере саморегулирования, финансово-экономические аспекты деятельности СРО, рассказывает об опыте создания и функционирования СРО в различных сферах деятельности
Издание выходит при поддержке Министерства регионального развития РФ.