Комментарий к постановлению Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.05.2013 N А48-4055/2012
В Постановлении ФАС ЦО от 22.05.2013 N А48-4055/2012 рассмотрен спор о доначислении недоимки по страховым взносам организации, применяющей специальный налоговый режим в виде ЕНВД.
Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении установленных видов предпринимательской деятельности.
В случае введения названного режима на соответствующей территории переход на него является обязательным для всех налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных (законодательных) органов на уплату ЕНВД. При этом каких-либо исключений для бюджетных учреждений гл. 26.3 НК РФ не содержит.
Получается, учреждения могут применять систему налогообложения в виде ЕНВД в отношении отдельных видов услуг, оказываемых в рамках приносящей доход деятельности.
Такие разъяснения представлены в письмах Минфина РФ от 09.06.2008 N 03-11-02/64, от 28.08.2006 N 03-05-02-04/137, от 13.02.2008 N 03-11-04/3/62.
Учреждения, которые применяют спецрежим в виде ЕНВД и осуществляют выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование. В 2010 году для них были введены особые льготные правила: они исчисляли только пенсионные взносы в ПФР, причем по льготному тарифу - 14%. Ставки страховых взносов в бюджеты ФСС, ФФОМС и ТФОМС для них были установлены в размере 0%, поэтому уплачивать взносы было не нужно (п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ*(1)).
К сведению. Статьей 57 Закона N 212-ФЗ тарифы страховых взносов устанавливались для применения только в 2010 году.
С 01.01.2011 право на использование пониженных тарифов страховых взносов для учреждений, применяющих режим в виде ЕНВД, было исключено. С 01.01.2012 исчислять страховые взносы по пониженным тарифам могут аптечные организации, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) и уплачивающие ЕНВД (п. 10 ч. 1, ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Итак, с 2012 года согласно ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ величина тарифов страховых взносов в ПФР составляет 20%, в ФСС - 0%, в ФФОМС - 0%. Тариф взноса в ПФР для лиц 1967 года рождения и моложе распределяется между финансированием страховой и накопительной частей трудовой пенсии в размере 14 и 6% соответственно (пп. 10 п. 4, п. 12 ст. 33 Закона N 167-ФЗ*(2)).
В Письме Минздравсоцразвития РФ от 13.04.2012 N 196/3023271-2288 разъяснено, что аптечные организации, переведенные на уплату ЕНВД, должны применять пониженные тарифы страховых взносов в 2012-2013 году только в отношении выплат и вознаграждений, производимых в пользу работников, которые на основании ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" имеют право на занятие фармацевтической деятельностью. Поскольку в данном случае работник (фармацевт) относится к таким лицам, учреждение в отношении выплат в пользу этого работника может использовать пониженные тарифы страховых взносов.
К сведению. Остальные страхователи, переведенные на уплату ЕНВД, продолжают применять общие тарифы в 2012 году в следующем размере: в ПФР - 22%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 5,1% (ч. 1 ст. 58.2 Закона N 212-ФЗ). Тариф взноса в ПФР для лиц 1966 года рождения и старше установлен в размере 22% только на финансирование страховой части трудовой пенсии (ст. 33.1 Закона N 167-ФЗ).
В комментируемом постановлении сотрудники ФСС в результате камеральной проверки по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обнаружили занижение базы для начисления указанных страховых взносов. Это занижение, по мнению ФСС, произошло в результате исключения из обложения (применения пониженного тарифа, установленного п. 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ в размере 0,0%, в отношении страховых взносов, перечисляемых в ФСС) сумм начисленной в I квартале 2012 года зарплаты работникам, которые фактически не осуществляли фармацевтическую деятельность (директор, санитарки, провизор, водитель). Поэтому ФСС доначислил сумму страховых взносов в отношении указанных работников с применением тарифа 2,9%, установленного пп. 2 п. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ. Кроме этого, он привлек организацию к предусмотренной п. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ ответственности в виде штрафа.
В итоге организации - плательщику страховых взносов было предложено уплатить в ФСС недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также пени на суммы зарплаты работникам, которые фактически не осуществляли фармацевтическую деятельность (директор, санитарки, провизор, водитель).
С данными выводами организация не согласилась и обратилась в суд. Арбитры встали на защиту ее интересов. Свою позицию они обосновали так: согласно п. 35 ст. 4 Закона N 61-ФЗ под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющее розничную торговлю лекарственными препаратами, их хранение, изготовление и отпуск для медицинского применения в соответствии с требованиями этого закона. Фармацевтической деятельностью является деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (п. 33 ст. 4 Закона N 61-ФЗ).
Пунктом 10 ч. 1 ст. 58 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для аптечных организаций, признаваемых таковыми в соответствии с Законом N 61-ФЗ и уплачивающих ЕНВД. Значит, для указанных плательщиков страховых взносов в 2012 году использовался тариф страховых взносов в ФСС в размере 0,0% (ч. 3.4 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Кроме этого, суд установил, что организация осуществляла фармацевтическую деятельность на основании соответствующей лицензии, а также что в I квартале 2012 года она применяла систему налогообложения в виде ЕНВД (это подтверждалось доказательствами).
Основываясь на вышеперечисленных положениях законодательства, арбитры решили, что организация правомерно не включала в I квартале 2012 года в объект обложения страховыми взносами выплаты, произведенные в пользу всех работников в рамках трудовых отношений.
Мнение ФСС о том, что тарифы страховых взносов по ставке 0,0% должны применяться только по выплатам, произведенным в пользу работников организации, имеющим фармацевтическое образование, суд признал неправомерными, так как фармацевтическую деятельность осуществляет аптечная организация в целом, а не отдельно взятые физические лица, состоящие в трудовых отношениях и имеющие фармацевтическое образование и сертификат специалиста. При этом, как указали арбитры, фармацевтическая деятельность включает в себя комплекс услуг по розничной торговле лекарственными препаратами, их отпуску, хранению, перевозке, в которой наряду с лицами, имеющими фармацевтическое образование, участвуют и иные работники аптечной организации.
В итоге суд постановил, что аптечная организация правомерно не включала в I квартале 2012 года в объект обложения страховыми взносами выплаты, произведенные в пользу всех своих работников в рамках трудовых отношений.
О.Е. Глущенко,
эксперт журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"