Комментарий к Федеральному закону от 07.06.2013 N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
С 18.06.2013 вступил в силу Закон N 116-ФЗ*(1), который внес изменения в Закон N 79-ФЗ*(2), касающиеся формирования кадрового резерва. Рассмотрим их более подробно.
Статья 3. Вначале обратим внимание на то, что нахождение в кадровом резерве больше не считается гражданской службой. Теперь в силу ч. 1 ст. 3 Закона N 79-ФЗ государственная гражданская служба РФ - это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.
Статья 39. В соответствии с внесенными в статью изменениями при возникновении определенных обстоятельств служебный контракт теперь не приостанавливается, а прекращается, при этом госслужащий включается в кадровый резерв, но только с его согласия. Это установлено ч. 1 ст. 39 Закона N 79-ФЗ. В ней сказано, что служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы, увольняется с гражданской службы и с его согласия включается в кадровый резерв в связи с:
- призывом гражданского служащего на военную службу или направлением его на альтернативную гражданскую службу;
- восстановлением на службе по решению суда гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность;
- избранием или назначением гражданского служащего на государственную должность (за исключением случая, установленного ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"), на муниципальную должность либо с избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
- наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению гражданской службы (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данные обстоятельства признаны чрезвычайным решением Президента РФ или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ;
- исполнением гражданским служащим государственных обязанностей в случаях, установленных федеральным законом.
Часть 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ осталась без изменений. Однако обратим внимание на то, что служебный контракт прекращается, а служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее, в частности, по достижении им предельного возраста пребывания на гражданской службе, за исключением случаев, когда в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 настоящего закона срок гражданской службы продлен ему сверх установленного предельного возраста пребывания на такой службе: с 11.01.2013 предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 60 лет. Гражданскому служащему, достигшему этого возраста, с его согласия срок службы может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность категории "помощники (советники)", учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность, - до окончания срока его полномочий. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на службе, замещающему должность категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, с его согласия срок службы может быть продлен по решению Президента РФ, но не свыше достижения служащим возраста 70 лет. Ранее такое исключение отсутствовало.
Статья 48. Этой статьей установлен порядок проведения аттестации госслужащих. Теперь в ней предусмотрено как включение в кадровый резерв без прохождения конкурса, так и дополнительное исключение из него.
Согласно пп. 2 ч. 15 ст. 48 Закона N 79-ФЗ по результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает решение, например, что служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.
Что касается дополнительного основания для исключения госслужащего из кадрового резерва, то в силу пп. 3 ч. 16 ст. 48 Закона N 79-ФЗ в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий, в частности, понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
Статьи 57 и 58. Статья 57 посвящена дисциплинарным взысканиям, а ст. 58 устанавливает порядок применения и снятия данных взысканий. Из статьи 57 был исключен пп. 4 ч. 1, который предусматривал такой вид дисциплинарного взыскания, как освобождение от занимаемой должности. Из статьи 58 исключен п. 10, в котором говорилось, что при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Из совокупности исключений из указанных статей следует, что теперь служащие не могут быть освобождены от занимаемой должности с одновременным включением в кадровый резерв для замещения иной должности (на конкурсной основе).
Статья 64. В этой статье, которая была полностью изменена, уточнялся порядок формирования кадрового резерва.
Согласно ч. 6 данной статьи производится включение в кадровый резерв государственного органа:
- граждан - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа (п. 1);
- граждан - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан (п. 2);
- гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа (п. 3);
- гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих (п. 4);
- гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста - по результатам аттестации в соответствии с п. 1 ч. 16 ст. 48 Закона N 79-ФЗ с согласия указанных гражданских служащих (п. 5);
- гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ либо упразднением государственного органа в соответствии с п. 8.3 ч. 1 ст. 37 данного закона, - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных служащих (п. 6);
- гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 39 Закона N 79-ФЗ, - с их согласия (п. 7).
Обратите внимание! Включение в кадровый резерв государственного органа гражданских служащих в соответствии с п. 6 и 7 ч. 6 ст. 64 Закона N 79-ФЗ производится для замещения должностей гражданской службы той же группы, к которой относится последняя замещаемая гражданским служащим должность (ч. 7 ст. 64 этого закона).
Из приведенных положений ч. 6 ст. 64 следует, что граждане включаются в кадровый резерв по результатам конкурса, а госслужащие - по итогам конкурса или аттестации (в порядке должностного роста).
Нюансы формирования кадрового резерва. Укажем некоторые из них согласно Закону N 79-ФЗ:
- включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены (ч. 5 ст. 64);
- конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа (ч. 8 ст. 64);
- включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта РФ - правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта РФ, а в кадровый резерв государственного органа - правовым актом государственного органа (ч. 9 ст. 64);
- назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя (ч. 10 ст. 64);
- положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними, а также аналогичное положение о кадровом резерве на гражданской службе субъекта РФ, утверждаются нормативным правовым актом Президента РФ (ч. 11 и 12 ст. 64).
Е.А. Соболева,
редактор журнала "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 07.06.2013 N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
*(2) Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"