В каком случае положение по оплате труда может быть признано не соответствующим законодательству РФ?
Выплаты, входящие в систему оплаты труда, регулируются Трудовым кодексом, постановлениями Правительства РФ, отраслевыми и ведомственными приказами и инструкциями, разработанными на основе законодательства РФ. В ходе контрольных мероприятий прокурор может проверить правомерность нормативного акта в части вопросов, регулирующих оплату труда в организации. Предлагаем рассмотреть Определение ВС РФ от 16.05.2012 N 32-АПГ12-4, которым часть положения по оплате труда об установлении должностных окладов педагогическим работникам субъекта была признана не соответствующей законодательству РФ.
В силу ст. 129 ТК РФ заработная плата работников включает в себя должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Размеры окладов и выплат, а также условия их предоставления определяются в соответствии с разработанными в учреждении локальными нормативными актами по оплате труда, к которым относятся положения об оплате труда.
При разработке положения об оплате труда работников работодатель обязан обеспечить равенство оплаты труда, недопущение какой-либо дискриминации (различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда). Более того, система оплаты труда должна обеспечивать повышение уровня реального содержания заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений, а также других гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права.
Содержащиеся в положении об оплате труда нормы, касающиеся установления отдельных выплат, не должны противоречить (ст. 144 ТК РФ):
- федеральным законам и иным нормативным правовым актам - во всех учреждениях;
- законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ - в государственных учреждениях субъектов РФ и муниципальных учреждениях;
- нормативным правовым актам органов местного самоуправления - в муниципальных учреждениях.
Приведем обстоятельства дела, рассмотренного Верховным Судом. Правительство субъекта приняло постановление об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений образования. При проверке отдельных положений данного документа прокурор отметил, что они не соответствуют федеральному законодательству. По мнению прокурора, поскольку в оспариваемом акте установлена система оплаты труда, предусматривающая выплаты педагогическим работникам, именуемые окладами, размер которых устанавливается в зависимости от стажа, образования, квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, данное положение об оплате труда противоречит ст. 129 ТК РФ. Такой вывод основан на нормах приведенной статьи, которая под окладом (должностным окладом) понимает фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Верховный Суд, рассмотрев материалы дела, установил следующее.
В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ трудовое право находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Как указано в Федеральном законе N 184-ФЗ*(1), к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ относятся вопросы оплаты труда работников государственных учреждений за счет регионального бюджета, включая определение размеров и условий оплаты труда. Исходя из п. 5 ст. 85 БК РФ органы государственной власти субъектов РФ вправе самостоятельно определять размеры и условия оплаты труда, в том числе работников государственных учреждений субъекта РФ.
На основании ст. 129 ТК РФ под окладом (должностным окладом) понимается фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Как видно из содержания отдельных пунктов и приложений к рассматриваемому документу по оплате труда, размеры должностных окладов старшему преподавателю, научному сотруднику, не имеющему ученую степень, учреждений дополнительного профессионального образования, секретарю учебной части, имеющему среднее общее образование, среднее профессиональное образование, младшему воспитателю со средним общим образованием и курсовой подготовкой, дежурному по режиму, старшему дежурному по режиму, воспитателю, включая старшего, специалисту по социальной работе с молодежью, специалисту по работе с молодежью, социальному педагогу, педагогу-психологу, педагогу-организатору, тренеру-преподавателю и др. установлены в зависимости от стажа, а не сложности выполняемой работы. Таким образом, данные положения противоречат федеральному законодательству.
Верховный Суд вынес определение о признании перечисленных положений недействующими и подлежащими отмене.
* * *
В заключение отметим, что при установлении окладов, компенсационных и стимулирующих выплат также следует учитывать, что месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ. С 01.01.2013 он составляет 5 205 руб.
М. Зарипова,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
"Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"