Пленум ВАС выбрал суд за вас
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ 30 июля 2013 года принял Постановление, в котором разъяснил порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов. Документ, в частности, уточняет подведомственность таких споров.
В какой суд идти?
Федеральные законы от 30.12.2012 N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" и от 07.06.2013 N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" существенно изменили ст. 29 АПК РФ о подведомственности экономических споров. Из нее был исключен исчерпывающий перечень сфер деятельности, в которых допускалось обжалование нормативных правовых актов (НПА) в арбитражном судопроизводстве. Вместо закрытого перечня отраслей экономики в статье появилась норма о том, что арбитражные суды рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел законом отнесено к компетенции арбитражного суда. Это положение требовало разъяснений, которые и дал Пленум ВАС РФ в комментируемом Постановлении.
В частности, ВАС РФ указал, что заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в арбитражный суд, если обжалование такого акта в арбитражном суде предусмотрено федеральным законом. Если же в федеральном законе не говорится об обжаловании НПА, но содержится указание на рассмотрение споров в определенной сфере правового регулирования в арбитражном суде, то это означает в том числе и возможность обжалования в арбитражном суде нормативных правовых актов в этой сфере. Например, споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 10 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"). Соответственно, обжалование НПА в сфере электроэнергетики относится к компетенции арбитражных судов.
Если в федеральном законе предусматривается обжалование нормативных правовых актов в судебном порядке, то, по мнению Пленума ВАС РФ, заявления о признании недействующими таких нормативных правовых актов подлежат рассмотрению не в арбитражном суде, а в судах общей юрисдикции. Для отнесения спора к подведомственности арбитражного суда в законе необходимо указание, что нормативный правовой акт может быть обжалован в суде или арбитражном суде. При этом оспариваемый НПА должен затрагивать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 29, 191 АПК РФ).
Обжалование в арбитражном суде
Пленум ВАС РФ дал разъяснения о лицах, имеющих право обжаловать НПА в арбитражном суде. Так, если федеральный закон предусматривает обжалование в арбитражном суде НПА организациями и индивидуальными предпринимателями, то именно эти лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим НПА. Например, организации и индивидуальные предприниматели имеют право обжаловать в арбитражном суде нормативные правовые акты органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
В случае если в федеральном законе предусмотрено обжалование в арбитражном суде НПА, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то с соответствующим заявлением в арбитражный суд вправе обратиться любое лицо, если оспариваемый акт затрагивает его права и законные интересы в этих сферах. Это касается, например, НПА в области таможенного регулирования (ч. 9 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В силу положений ч. 3 ст. 27, п. 5 ч. 1 ст. 29 АПК РФ, а также норм соответствующих федеральных законов указанные споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от статуса заявителя, если федеральный закон предусматривает рассмотрение споров в определенной сфере правового регулирования, в том числе дел об оспаривании нормативных правовых актов, только в арбитражном суде и не указаны лица, которые могут обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Так, ст. 36 Федерального закона от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" предусматривает рассмотрение всех дел, в том числе касающихся оспаривания нормативных актов в этой сфере, исключительно в арбитражном суде.
Если в федеральном законе прямо указано на возможность обжалования в арбитражном суде НПА любым лицом, в том числе и гражданином, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя, дело об оспаривании такого акта также подлежит рассмотрению в арбитражном суде независимо от статуса заявителя (п. 2 ст. 43.4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", п. 4.2 ч. 1 ст. 33 АПК РФ).
Если нет указания в законе
Пленум ВАС РФ разъяснил, что арбитражный суд должен разрешать вопрос о подведомственности заявления о признании НПА недействующим, исходя из содержания оспариваемого акта, характера спорного правоотношения, а также с учетом того, затрагивает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если арбитражный суд установит, что нет федерального закона, в соответствии с которым рассмотрение дела об оспаривании такого НПА отнесено к компетенции арбитражного суда, он на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекращает производство по делу. Исключение составляют случаи, когда заявление об оспаривании этого акта уже подавалось в суд общей юрисдикции и не было им рассмотрено по существу со ссылкой на неподведомственность соответствующего дела судам общей юрисдикции. В ходе заседания Пленума заместитель председателя ВАС РФ Т. Андреева уточнила, что отказ суда общей юрисдикции от рассмотрения спора может быть принят в любой форме, например в виде отказа принятия заявления к рассмотрению либо его возвращения заявителю.
В рассматриваемом Постановлении также содержатся разъяснения о требованиях к содержанию заявления об оспаривании НПА. Пленум разъяснил, в частности, что требовать признания НПА недействующим можно не только при состоявшемся нарушении прав заявителя, но и при наличии угрозы такого нарушения.
О. Пшеницын,
"эж-ЮРИСТ"
"эж-ЮРИСТ", N 30, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru