Пилотный проект. Как проходит эксперимент ФСС
Меньше чем через полгода заканчивается эксперимент фонда социального страхования по переходу к прямым выплатам россиянам пособий за время болезни. Как проходит проект? Что изменилось в регионах, участвующих в "обкатке" замысла ФСС? И самое главное, к чему готовиться бухгалтерам? Ответ на каждый вопрос нашла Антонина Фролова.
В 2011-2013 годах согласно Постановлению Правительства РФ от 21 апреля 2011 года N 294 в восьми субъектах государства ФСС проводит тестирование новой системы расчета по некоторым пособиям ОСС. Чиновники хотят избавить компании от выплаты денег работникам и передать эту функцию непосредственно в территориальные отделения Фонда.
31 декабря 2013 года эксперимент должен закончиться, тогда-то и станет понятно, начнет ли ФСС работать по новой технологии. Между тем бухгалтеры всей страны ждут окончания проекта. Еще бы! Ведь от этого зависит, изменится ли порядок работы с Фондом и способы расчета с сотрудниками. Вполне логично предположить, что специалисты учета опасаются нововведений, ведь они могут внести смуту в привычную работу. Давайте разберемся, что именно предлагает модернизировать власть, и как эта инициатива повлияет на бухгалтерию предприятий. А заодно узнаем, как проходит эксперимент.
Цель или причины
Разумеется, у каждого проекта есть цель, и даже не одна. Что же хотело правительство совместно с Фондом? Для застрахованных граждан: обеспечить правильность начисления пособий и самостоятельный выбор способа получения денег (либо на банковский счет, либо почтовым переводом), устранить зависимость от компаний по выплате средств и сократить возможные зоны конфликтов с работодателем. Есть в проекте польза и для компаний, как уже было отмечено выше: государство намерено освободить предпринимателей от функций по расчету пособий, то есть сократить объем работы.
Для ФСС предлагаемый способ расчета тоже выгоден, Фонд получает контроль всех оплачиваемых листков нетрудоспособности, а также возможность перейти на электронный формат бюллетеня. Как результат, должно сократиться и количество случаев страхового мошенничества и оптимизации расходов.
По словам одного из управляющих ГУ РО ФСС России, основной целью перехода на прямые выплаты является полное исключение работодателя из процесса назначения и передачи гражданам пособий. Для этого нужно, чтобы Фонд получал непосредственно от медицинского учреждения электронный листок нетрудоспособности и имел доступ к данным о суммам заработка за прошлые годы из базы Пенсионного фонда, чтобы назначать размеры компенсации. Как только это будет реализовано, многие проблемы отпадут сами собой.
Что касается причин появления на свет пилотного проекта, то, скорее всего, их две: аккумуляция всех страховых взносов на едином счете Фонда (с отменой зачетной системы) и контроль бюллетеней, с масштабной фальсификацией которых устали бороться и власть, и компании. По словам Сергея Афанасьева, председателя ФСС с 2010 по 25.03.2013 года, потребность в усилении контроля использования денег Фонда продиктована и тем, что из 130 млрд. рублей, расходуемых ежегодно на оплату пособий по болезни, до 7 процентов (а это около 9 млрд. руб.) идет на оплату незаконно полученных или поддельных документов.
Опять перестройка
Как же теперь предлагают работать сотрудникам бухгалтерии? Если новую систему утвердят, то работодатель обязан будет ежемесячно до 15 числа уплачивать страховые взносы в ФСС в полном объеме. Если застрахованный гражданин заболеет, он получит у доктора лист нетрудоспособности, и предъявит его, как обычно, родной компании. В то же время организация сформирует пакет бумаг, состоящих из: заявления, оформленного по специальной форме (заполнять его будет все же бухгалтер), оригинала больничного, описи. Этот комплект фирма и направляет в филиал регионального отделения Фонда. При наличии электронного документооборота формируется специальный реестр, содержащий все данные для расчета и перечисления пособия. Специалисты Фонда проверят и рассчитают сумму, положенную к выплате, и затем перечислят ее на расчетный счет сотрудника, либо направят почтовым переводом.
Однако некоторые пособия все же будут исчисляться и выплачиваться непосредственно страхователем, а затем возмещаться Фондом. Такими являются, например, пособие на погребение или на оплату четырех выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, на предупредительные меры.
Переходить на новую систему ФСС предлагает поэтапно.
Сначала требуется унифицировать базу для начисления страховых взносов с данными, которые имеются у ПФР и фондах ОМС. После этого станет намного проще начислять страховые взносы, ведь сотрудники ФСС смогут пользоваться системой персонифицированного учета, которая уже есть в Пенсионном фонде. У них больше не будет необходимости дублировать данные, в ФСС будут точно знать, с какого именно заработка уплачены взносы, и использовать эту информацию для расчета пособий по болезни.
Только после этого планируется сделать больничные листы машиночитаемыми и начать выдачу этих документов в электронном формате. Чиновники полагают, что такие формы бюллетеня подделать невозможно. При этом через бухгалтерию будет проходить только персонифицированная бумажная копия, которая сама по себе не может представлять какую-то ценность для тех, кому этот лист не был предназначен.
Дела первопроходцев
В 2012 году на большом совещании в Новгороде, посвященном началу реализации пилотного проекта в Новгородской области, на тот момент председатель ФСС Сергей Афанасьев подвел первые итоги. Он указал, что нагрузка на специалистов Фонда резко возросла, при этом новая методика позволила выявить и устранить случаи саботажа некоторых компаний по обязанности выплаты пособий. Так, в Нижегородской губернии сразу при введении нового порядка выплат около 40 женщин, наконец, смогли получить свои деньги по уходу за ребенком до полутора лет.
По данным организаций, отстаивающих в суде права женщин на пособия, в России насчитывается около 2 тысяч матерей, которые не могут добиться от фирм выплаты положенных им пособий по уходу за ребенком до полутора лет и вынуждены судиться с работодателями, еще до 500 представительниц прекрасного пола так и не получают деньги по беременности и родам.
Позже, в Карачаево-Черкесской республике на заседании Координационного совета, в котором приняли участие представители Министерства здравоохранения, ФОМС, профсоюзов и работодателей, были подведены некоторые итоги работы регионального отделения Фонда за 2012 год. Сумма доходов за минувший год по сравнению с 2011 годом увеличилась на 20,6 процентов, размер расходов 2012 года увеличился на 10,2 процентов. Учитывая, что Карачаево-Черкессия включена в список территорий, на которых проводится эксперимент, можно сделать вывод, что его результаты эксперимента себя оправдывают.
Правда, не все так оптимистично и радужно, как может показаться. На сегодняшний день остается актуальной одна существенная проблема - возврат платежей, влекущих увеличение срока выплаты денег из ФСС. Так, за 1 квартал 2013 года только в Хабаровском РО ФСС банками было возвращено свыше 1200 "платежек" по причине неверного указания фамилий, имен и отчеств получателей пособий, а также неверного указания банковских реквизитов. Перетечет ли эта проблема при расчетах за больничные по-новому - сложно сказать. Вполне вероятно, что да.
При рассмотрении обращений граждан по фактам несвоевременного перевода или полной невыплаты средств, специалисты Фонда часто сталкиваются с еще одной проблемой. А именно несоблюдением страхователями 5-дневного срока направления бумаг или недокомплектами пакета документов для назначения выплат. Другими словами, сами компании усложняют работу ФСС.
Проблема проблемой, но чиновники настроены весьма оптимистично. На заседании Правления Фонда в апреле этого года глава Минтруда России Максим Топилин подчеркнул: "Эта выплата стабилизировалась, что позволяет нам говорить о том, что в очень короткой перспективе мы можем достичь бездефицитности ФСС". При этом глава Минтруда отметил, что "по страховым и несчастным случаям фонд и так был бездефицитным".
Чтобы быть справедливой, приведу и другие данные. На сайте Росстата сообщается, что доля убыточных организаций в России в I квартале 2013 года увеличилась на 1,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составила 36,5 процентов. Получается, что каждое третье предприятие в России - убыточное. Но взгляните на эту ситуацию со стороны простой арифметики: за этот период суммарный объем прибыли равен 2,117 трлн. рублей, а сумма убытков составила 570,6 млрд. рублей, то есть убытки составили всего 0,026 процентов от суммы прибыли. Сравните 36,5 процентов и 0,026 процентов. Впечатляет?
Конечно, нельзя ставить прямую зависимость между убытком предприятия и уплатой страховых взносов. Но ни для кого не секрет, что многие фирмы стремятся минимизировать прибыль. Конечно, I квартал никогда не дает полную картину эффективности деятельности. Но тем не менее.
Профсоюзы сомневаются
Членские организации ФНПР провели мониторинг регионов, задействованных в эксперименте, в результате чего были выявлены любопытные особенности хода эксперимента. Положительными их, кстати, назвать трудно. Итак, вот некоторые из них:
1. Значительно возрос документооборот между предприятиями и Фондом социального страхования.
2. Замечены задержки с выплатой пособий, связанные с медлительностью страхователей (работодателей) в передаче необходимой информации ФСС.
3. Периодически обнаруживаются пробелы в правовом регулировании, которые приходится исправлять уже в ходе реализации проекта.
4. Не представлен анализ эффективности эксперимента. Поскольку новый метод требует увеличения штатов и рабочих площадей территориальных отделений Фонда, то вырастут и затраты эксплуатационного характера. Следовательно, придется оценить размер финансовых вложений, прежде чем всем региональным отделениям переходить на развитую информационно-технологическую платформу, обеспечивающую кассовый метод выплат.
5. Снижение числа выдаваемых листков временной нетрудоспособности и уменьшение расходов на выплату пособия в связи с болезнью (согласно финансовому анализу отчетных документов ФСС РФ) свидетельствует о том, что многие работники предпочитают переносить болезнь "на ногах". Спустя некоторое время это обернется наступлением тяжелых последствий, повторением заболеваний вплоть до перехода в хроническую форму, что грозит инвалидностью и уходом на досрочную пенсию в связи со стойкой утратой трудоспособности. Что, сами понимаете, государству совсем не выгодно, при том, что вроде как россиянам болеть не запрещается (по аналогии с другими странами, где работникам в период плохого самочувствия позволено отсидеться дома, не теряя в деньгах, но только за счет отпускных дней).
Минтруд предлагает в ближайшее время завершить проходящий эксперимент. Однако представленные данные требуют изучения вопроса и избирательного подхода при внедрении новых технологий. Зачетный метод следует сохранить для ряда крупных и средних предприятий, в особенности градообразующих, расположенных в отдаленной местности, так как там данный способ расчета зарекомендовал себя с положительной стороны.
Мифы проекта
Не сгущая краски и не задаваясь целью запугать российских бухгалтеров, отмечу очевидное: и государство, и работодатели, и сотрудники - все были бы рады перенестись в то время, когда третий этап проекта будет завершен, при этом пропустить организационную, финансовую и законодательную неразбериху и длинный период доработок.
Но этого избежать не получится, и все-таки хочется верить, что светлое будущее наступит. А пока сравним недавние инициативы чиновников, которые уже внесли изменения в расчет пособий по нетрудоспособности. Сравним, как было раньше и как сейчас. Раньше проверкой больничного занимался только бухгалтер, теперь это делают еще и сотрудники Фонда. Расчет суммы пособия до реформ делал специалист учета. Теперь он проводит расчеты для первых 3-х дней (за счет работодателя), а что касается остального периода, то этим занимается уже ФСС. А вот требование собрать необходимый пакет документов для начисления выплаты появилось совсем недавно, и если раньше бухгалтеру этого делать было вовсе не нужно, то теперь он обязан сформировать такой набор. И хорошо, если есть электронный оборот с Фондом, а главное, если доработка бухгалтерских программ поспевает за бесконечными изменениями.
Сроки выплаты средств ранее приходились на ближайший перевод зарплаты (или сразу по предоставлении листка), теперь же деньги получить можно не ранее, чем через 15 дней (5 дней отведено бухгалтеру, 10 дней - ФСС). Это время может затянуться по причине неполного пакета, извещения об этом Фонд по Новосибирской области посылает в 10,9 процентах случаев.
Про ежеквартальный отчет в ФСС говорить не будем, как было, так и осталось. Надеюсь все же, что базы ФСС и ПФР в скором времени объединят и высылать документы придется только в одно ведомство. А вот контроль листков нетрудоспособности действительно усилился, мошенничество и фальсификация сократились. Но Фонд все равно вернет компании некорректно заполненный поликлиникой или больницей листок, и вам гарантирован следующий круг работы. Так что перспектива появления электронных больничных более чем обнадеживает.
На сайте ФСС можно найти ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по пилотному проекту. Региональные отделения, которые уже работают в "боевых" условиях, мало рассказывают в интернете о своих успехах и трудностях, зато бухгалтерские форумы переполнены большим количеством вопросительных знаков, чем реальными советами. К чести специалистов Фонда, в помощи они не отказывают и все конфликтные ситуации стараются решить оперативно. Что ж, будем ждать завершения пилотного проекта. Если собрать всю информацию воедино, создается впечатление, что эксперимент скорее признают удачным, поэтому, вероятно, по прошествии нескольких лет, бухгалтерам, как и обещано властями, работу упростят и сократят. Будем на это надеяться.
А. Фролова
"Расчет", N 8, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru