Предоставление сведений о доходах будущими руководителями учреждений
В целях борьбы с коррупцией для государственных и муниципальных служащих предусмотрена обязанность предоставлять сведения о доходах - их собственных и доходах членов их семей. С 1 января 2013 года такую же обязанность законодатель предусмотрел и для лиц, претендующих на должности руководителей государственных и муниципальных учреждений. В статье рассмотрим, в каком порядке должны предоставляться такие сведения, как проверяется их достоверность и какие последствия возможны в случае их непредоставления или предоставления недостоверных сведений.
Изменения законодательства
Федеральным законом от 29.12.2012 N 280-ФЗ*(1) были внесены дополнения в ст. 275 ТК РФ и Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" (далее - Закон N 273-Ф3).
Одно из дополнений ст. 275 ТК РФ связано с формой трудового договора с руководителем: установлено, что такой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Типовая форма на сегодня утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329*(2).
Другие дополнения, внесенные в ст. 275 ТК РФ и Закон N 273-Ф3, касаются предоставления лицами, претендующими на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения, сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах). Согласно ст. 275 ТК РФ порядок предоставления таких сведений устанавливается для лиц, поступающих на должность:
- руководителя федерального государственного учреждения, - нормативным правовым актом Правительства РФ;
- руководителя государственного учреждения субъекта РФ, - нормативным правовым актом субъекта РФ;
- руководителя муниципального учреждения, - нормативным правовым актом органа местного самоуправления.
К сведению. Обязанность предоставлять сведения о доходах раз в год предусмотрена также для руководителей, уже занимающих должность. Сведения предоставляются не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Правила предоставления сведений о доходах лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения установлены Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 208 (далее - Правила).
В соответствии с ст. 275 ТК РФ и на основании Правил Минспорт издал Приказ от 03.04.2013 N 165 о представлении сведений о доходах руководителем федерального государственного бюджетного или автономного учреждения, находящегося в ведении Минспорта. Этим Приказом N 165 регламентированы основные моменты предоставления таких сведений. Таким образом, при предоставлении сведений о доходах руководителям учреждений физкультуры и спорта следует руководствоваться Правилами и Приказом N 165. Рассмотрим порядок предоставления сведений более подробно.
Сведения о доходах
Прежде всего разберемся, что же входит в сведения о доходах лица, претендующего на должность руководителя. Согласно п. 2 Правил в них входят сведения:
- о доходах по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности;
- о пенсии;
- о пособиях;
- об иных выплатах.
Также раскрывается информация о доходах от педагогической деятельности, от научной работы, от вкладов в банках, от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях и др.
Данные предоставляются за календарный год, предшествующий году подачи документов для поступления на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения.
В сведения об имуществе входят данные о принадлежащем лицу на праве собственности имуществе (земельные участки, жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, транспортные средства и др.), обязательствах имущественного характера (аренда недвижимого имущества, безвозмездное пользование и др.) и других обязательствах (заем, кредит и т.п.). Сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера предоставляются по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя. Сведения о доходах лица, претендующего на должность руководителя, предоставляются по форме согласно приложению 1 к Правилам.
Аналогичные сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей представляются по форме из приложения 2 к Правилам.
Порядок предоставления сведений
Сведения о доходах представляются в кадровую службу Минспорта (п. 3 Приказа N 165). Таким образом, при оформлении с лицом, претендующим на должность руководителя учреждения, трудового договора помимо документов, предъявляемых согласно ст. 65 ТК РФ (паспорта, трудовой книжки, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, документа об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний и т.д.), оно представляет справку о доходах по установленной Правилами форме. Достоверность и полнота сведений подтверждаются подписью претендента на должность.
Затем сведения о доходах передаются руководителю федерального государственного органа или другим должностным лицам федерального государственного органа, наделенным полномочиями назначать на должность и освобождать от должности руководителя федерального государственного учреждения.
К сведению. Если руководитель обнаружил, что в предоставленных им сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо данные либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения не позднее 31 июля года, следующего за отчетным (п. 5 Правил, п. 5 Приказа N 165).
В Правилах также отмечено, что сведения о доходах, предоставляемые лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, или руководителем федерального государственного учреждения, имеют конфиденциальный характер, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.
В силу ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать их третьим лицам и не распространять без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В связи с этим возникает вопрос: не является ли предоставление сведений о доходах разглашением персональных данных членов семьи лица, претендующего на должность руководителя, и не следует ли брать с них письменное согласие на это? Ясности в вопросе обработки персональных данных членов семьи работника нет, но в Разъяснениях Роскомнадзора*(3) сказано, что согласие не требуется на обработку персональных данных близких родственников работника в объеме, предусмотренном унифицированной формой N Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты", либо в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (получение алиментов, оформление допуска к государственной тайне, оформление социальных выплат). В иных случаях получение согласия близких родственников работника является обязательным условием обработки их персональных данных.
Поскольку предоставление сведений о доходах лица и членов его семьи является обязательным условием поступления на руководящую должность и установлено ТК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, предполагается, что запрашивать у членов семьи согласие на обработку их персональных данных не требуется.
При этом следует отметить, что в силу п. 3 ст. 8 Закона N 273-ФЗ сведения о доходах, предоставляемые гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных и муниципальных учреждений, относятся к информации ограниченного доступа и в случае непоступления данного лица на данную должность не могут быть использованы в дальнейшем и подлежат уничтожению.
Также заметим, что согласно п. 6 ст. 8 Закона N 273-ФЗ сведения о доходах граждан, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, размещаются в Интернете на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, ЦБ РФ, государственных корпораций, ПФ РФ, ФСС, ФОМС, иных организаций и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 561*(4) и нормативными актами ЦБ РФ. Пока что изменения в соответствующий порядок не внесены.
Проверка сведений о доходах
Законом N 273-Ф3 предусмотрена не только обязанность предоставлять сведения о доходах, но и проверка их достоверности и полноты. Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной и муниципальной службы и других, в соответствии со ст. 8 Закона N 273-ФЗ установлен Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065*(5). Проверка таких данных осуществляется на основании решения представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем) (п. 7 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
Что касается лиц, претендующих на замещение должностей руководителей государственных и муниципальных учреждений или занимающих такие должности, порядок проверки достоверности предоставляемых ими сведений о доходах установлен Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 207*(6) (далее - Правила проверки) (п. 7.1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
Проверка сведений о лицах, претендующих на должность руководителя, осуществляется по решению учредителя федерального государственного учреждения или лица, которому такие полномочия даны учредителем. Ее осуществляют уполномоченные структурные подразделения федеральных государственных органов.
В соответствии с п. 4 Правил проверки основанием для осуществления проверки является информация, представленная в письменном виде в установленном порядке:
- правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами;
- кадровыми службами федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений;
- постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;
- Общественной палатой РФ;
- общероссийскими средствами массовой информации.
Примечание. Информация анонимного характера не может служить основанием для проверки.
Срок проверки - 60 дней со дня принятия решения о ее проведении, но учредитель федерального государственного учреждения или лицо, которому такие полномочия предоставлены, может продлить ее до 90 дней.
В течение двух рабочих дней со дня принятия решения о начале проверки учредитель федерального государственного учреждения (или лицо, которому такие полномочия даны) должен обеспечить уведомление в письменной форме лица, замещающего должность руководителя федерального государственного учреждения, о начале в отношении него проверки (п. 8 Правил проверки).
Согласно п. 7 Правил проверки при проверке сотрудники уполномоченного структурного подразделения вправе:
- проводить беседы с гражданином, претендующим на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, а также с лицом, замещающим эту должность;
- изучать предоставленные гражданином, претендующим на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, а также лицом, замещающим эту должность, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и дополнительные материалы;
- получать от гражданина, претендующего на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, а также от лица, замещающего эту должность, пояснения по предоставленным им сведениям о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и материалам.
По окончании проверки учредитель федерального государственного учреждения (или лицо, которому такие полномочия даны учредителем) обязан ознакомить лицо, замещающее должность руководителя федерального государственного учреждения, с результатами. По результатам проверки учредитель или лицо, которому такие полномочия даны учредителем, принимает решение о назначении гражданина, претендующего на замещение должности руководителя федерального государственного учреждения, на данную должность или об отказе ему в этом.
Если в ходе проверки были установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются в соответствующие государственные органы (п. 12 Правил проверки).
Подлинники справок о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также материалы проверки, поступившие к учредителю федерального государственного учреждения или лицу, которому такие полномочия предоставлены учредителем, хранятся ими в соответствии с Приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558*(7) в течение 75 лет.
Немного об ответственности
Как таковая ответственность за непредоставление сведений о доходах для лиц, претендующих на замещение должности руководителя государственного (муниципального) учреждения, не предусмотрена. Как было сказано выше, если гражданин не предоставит такие сведения или по результатам проверки предоставленных сведений выявится, что они неполны или недостоверны, ему будет отказано в замещении должности руководителя (п. 8 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
Если же сведения не предоставлены лицом, замещающим должность руководителя, - это правонарушение, влекущее освобождение от замещаемой должности (п. 9 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Кроме того, по результатам проверки сведений, предоставленных руководителем, к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности (пп. "в" п. 11 Правил проверки).
Л. Куревина,
эксперт журнала "Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера".
*(2) "О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения".
*(3) "Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве".
*(4) "Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования".
*(5) "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".
*(6) "Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности".
*(7) "Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"