Законодательно установлено, что все споры с налоговой инспекцией должны проходить процедуру досудебного урегулирования. А значит, компаниям придется научиться не только правильно подавать жалобы, но и знать, как их можно отозвать и куда Управление ФНС направит решение по жалобе.
Не так давно вышел Федеральный закон *(1), обязывающий налогоплательщиков все споры с налоговой инспекцией прежде всего решать в досудебном порядке. А значит, организации и физлица вынуждены по любому спорному вопросу направлять жалобы. Например, жалобу на действие или бездействие должностных лиц, на решение по налоговой проверке, вступившее в силу, на любые другие решения налоговой инспекции.
Жалоба обязательно должна быть подана письменно. Альтернативный вариант - направить ее в электронном виде. На сегодняшний день большинство жалоб от граждан поступает в Федеральную налоговую службу именно путем интернет-обращений. С правилами и особенностями интернет-обращений можно ознакомиться на официальном сайте ФНС России*(2).
Налоговым кодексом установлены следующие сроки подачи жалобы:
- на действие или бездействие должностных лиц - три месяца с момента, когда было обнаружено нарушение прав;
- апелляционная жалоба на решение по налоговым проверкам - до момента вступления решения в законную силу;
- на решение, уже вступившее в законную силу, - в течение одного года с момента вступления*(3).
Если налогоплательщик не смог по уважительным причинам в срок подать жалобу, то он может это сделать и позже. Единственное, ему придется доказать, что причина действительно была уважительной. Кроме того, при подаче жалобы необходимо указать, с чем именно не согласен заявитель. Также обязательно должна быть ссылка на конкретный документ, полученный от налоговой инспекции, или на конкретные действия, или бездействие, которые оспариваются.
От поданной жалобы можно в любой момент отказаться. Отзыв должен быть отправлен до ее рассмотрения по существу и туда же, где данная жалоба находится на рассмотрении. Но даже если такой отказ будет направлен в свою налоговую инспекцию, письмо будет перенаправлено в соответствующее управление по субъекту Российской Федерации.
Решение по жалобе принимается в течение одного месяца, но этот срок может быть продлен еще на 15 дней*(4). О принятом решении должны письменно сообщить в трехдневный срок. Обратите внимание: порядок вручения или отправления решения по жалобе в Налоговом кодексе не прописан. Поэтому ответ по жалобе направляется прежде всего по тому адресу, который указан в обращении, если, конечно, иное не следует из письма. Например, бывают обращения, в которых компании просят отправить письмо по адресу для корреспонденции или адресу своего представителя.
Е. Валуева,
эксперт по финансовому законодательству
1 сентября 2013 г.
"Актуальная бухгалтерия", N 9, сентябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 02.07.2013 N 153-ФЗ
*(2) http://www.nalog.ru/mnsrus/docs/3779492/
*(3) п. 2 ст. 139 НК РФ
*(4) п. 3 ст. 140 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.