Комментарий к письму Минфина России от 7 июня 2013 г. N 03-02-07/1/21191
В опубликованном документе рассмотрена следующая ситуация. В сентябре-декабре 2012 года ИФНС провела в организации выездную налоговую проверку, в рамках которой проверены первичные документы за 2009, 2010 и 2011 годы. Доначисленные налоги и пени фирма уплатила в полном объеме.
В январе 2013 года в помещении, где хранилась архивная документация организации, произошел прорыв трубы радиатора и часть документов оказалась залитой кипятком. Авария обнаружилась не сразу, поэтому документы размокли, и пользоваться ими стало невозможно, что было зафиксировано надлежаще оформленным актом.
Возник вопрос: вправе ли организация не восстанавливать утраченные первичные документы за период, ранее проверенный во время выездной налоговой проверки? Согласно разъяснениям Минфина России в опубликованном письме, соответствующие документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены. Посмотрим, на чем основан такой вывод.
Обязанность налогоплательщика
Налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов. Срок хранения документов - четыре года (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ).
В течение сроков, которые установлены в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года экономический субъект должен хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Причем экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений. Это указано в частях 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
Право ИФНС
Налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством от налогоплательщика документы, которые служат основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Об этом говорится в подпункте 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ).
Упомянутые документы налоговые инспекции могут истребовать, в частности, при проведении в отношении этого налогоплательщика:
- повторной выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ);
- иных мероприятий налогового контроля. В том числе при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, и информации относительно конкретной сделки (ст. 93.1 НК РФ).
О том, что налоговые службы проводят мероприятия налогового контроля на основе документального подтверждения налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, сообщает ФНС России в письме от 05.07.2013 N ЕД-3-3/2379.
Ограничение права ИФНС
Налоговые службы не вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика документы, ранее представленные в ИФНС при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица (п. 5 ст. 93 НК РФ).
Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы представлялись в налоговую инспекцию в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, или документы были утрачены вследствие непреодолимой силы.
Налоговая ответственность
Непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет ответственность, установленную статьей 126 НК РФ. С налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) взимается штраф в размере 200 рублей за каждый документ, который должен был быть представлен в установленный срок в ИФНС. При условии, что такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных:
- статьей 119 "Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)" кодекса;
- статьей 129.4 "Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках" кодекса.
Организация может быть привлечена к штрафу в размере 10 000 рублей:
- за непредставление по запросу налогового органа имеющихся у нее сведений о налогоплательщике;
- за иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями.
Такое деяние не должно содержать признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного статьей 135.1 "Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган" кодекса.
Таким образом, факт проведения выездной налоговой проверки не освобождает налогоплательщика от обязанности восстановить первичные документы в случае их утраты. Иными словами, фирма должна восстановить первичные документы, утраченные в результате затопления (пожара, кражи и т.п.), даже если эти первичные документы ранее уже были проверены ИФНС в рамках выездной налоговой проверки.
Аналогичные разъяснения приводят специалисты Минфина России в письме от 11.08.2011 N 03-02-07/1-288.
Ю.Г. Морозов,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.