Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 7 июня 2013 г. N АС-4-2/10459
Опубликованное письмо ФНС России предназначено для применения налоговыми службами в работе. Его цель - повысить эффективность использования данных, которыми располагают налоговые управления и инспекции, для проведения мероприятий налогового контроля. В частности, сведений информационного ресурса "Контрольно-кассовая техника". Положения комментируемого документа стоит принять во внимание и налогоплательщикам.
Об информационном ресурсе
В комментируемом письме ФНС России обратила внимание на то, что в налоговом органе собирается, систематизируется и хранится достаточный массив фискальных данных (информации на контрольной ленте и в фискальной памяти ККТ) налогоплательщиков, который необходимо использовать в целях налогового контроля. Это информационный ресурс "Контрольно-кассовая техника". В него входят следующие сведения:
- о зарегистрированной ККТ;
- о проверках применения ККТ, полноты учета выручки и использования специальных банковских счетов;
- об утраченной или похищенной ККТ, об электронной контрольной ленте защищенной;
- о замене ЭКЛЗ и фискальной памяти.
Эти сведения распределены по соответствующим разделам.
Сравнение с данными по банковской выписке
Одной из обязанностей банков является выдача налоговым органам по их мотивированному запросу выписок по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Основание - пункт 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ.
Эти выписки ФНС России рекомендует налоговым инспекциям и управлениям использовать при проведении анализа и выявления рисков занижения налоговой базы. Названные мероприятия проводят так.
Суммы фискальных данных сравнивают с величиной выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг), полученной (полученного) в безналичном порядке. При этом из поступивших на расчетные счета денег исключению подлежат суммы, которые должны быть отражены в фискальных данных, это:
- величина расчетов, произведенных с использованием платежных карт;
- суммы наличной выручки, сданной (инкассированной) на расчетные счета в банки.
Особенности сравнения
Налоговым службам необходимо учитывать определенные особенности сравнения в отношении деятельности индивидуального предпринимателя, юридического лица, применяющего общую систему налогообложения, индивидуального предпринимателя и юридического лица, которые используют специальные налоговые режимы.
Так, по деятельности индивидуального предпринимателя сравнению подлежит сумма фискальных данных и выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг), полученной (полученного) в безналичном порядке, и
- сумма, отраженная за соответствующий период по подпункту 3.1 (общая сумма дохода) листа "В" декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ);
- сумма, отраженная за соответствующий период по коду строки 010 (сумма предполагаемого дохода) декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ);
- предельное ограничение доходов налогоплательщика от реализации, установленное подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса РФ для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, в размере 60 млн. рублей в течение календарного года.
В отношении деятельности фирмы, применяющей общую систему налогообложения, необходимо сравнить за соответствующий период сумму фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, с суммой, которая отражена за соответствующий период по коду строки 010 "Доходы от реализации" листа 02 "Расчет налога на прибыль организаций" декларации по налогу на прибыль организаций.
По деятельности индивидуального предпринимателя и компании, применяющих специальные налоговые режимы, сравнению подлежит сумма фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, и:
- сумма, отраженная за соответствующий период по коду строки 010 "Сумма доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу" раздела 2 декларации по ЕСХН (в случае представления таковой);
- сумма, отраженная за соответствующий период по коду строки 210 "Сумма полученных доходов за налоговый период" раздела 2 декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (в случае представления таковой). При этом производится контроль за соблюдением налогоплательщиком ограничения дохода в сумме 60 млн. рублей. Также налоговым службам следует принимать во внимание порядок исчисления базы по налогу на прибыль организаций, установленный главой 25 Налогового кодекса РФ. В частности, порядок признания доходов (метод начисления или кассовый метод), доходы, не учитываемые при определении налоговой базы и т.д.
Нельзя забывать о совмещении режима ЕНВД с иными режимами. Ведь суммы, полученные от доходов в тех сферах деятельности, по которым уплачивается единый налог, не включаются в декларации по иным системам налогообложения - при применении налогоплательщиком спецрежимов.
Если разница значительная
Допустим, на протяжении двух и более (для НДФЛ - одного и более) анализируемых отчетных (налоговых) периодов разница между указанными выше суммами за соответствующий период является значительной. А в случае применения налогоплательщиком ПСН или УСН сумма фискальных данных и доходов, полученных в безналичном порядке, в отчетном (налоговом) периоде превышает 60 млн. рублей.
Тогда налоговая служба при проведении камеральных проверок налоговых деклараций должна сообщить об этом налогоплательщику и потребовать от него представить в течение пяти дней надлежащие пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Налогоплательщику следует иметь в виду, что при необходимости его могут пригласить на заседание комиссии налоговой службы по легализации налоговой базы после предварительного анализа его операций по счетам в банках с целью выявления сделок, не отраженных в налоговой декларации.
М.В. Гребенаров,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2013 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.