Приобретение, осуществление и защита предпринимателями прав на средства индивидуализации
План лекции
2. Место института средств индивидуализации в системе права
3. Общие и особенные черты традиционных средств индивидуализации
5. Защита прав на средства индивидуализации и ответственность за их нарушение
Основные понятия
Фирменное наименование - наименование, под которым коммерческая организация внесена в ЕГРЮЛ и выступает в гражданском обороте.
Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
Коммерческое обозначение - обозначение, используемое для индивидуализации предприятий индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Наименование места происхождения товара - обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования (иное обозначение, позволяющее идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта), ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Доменное имя - символьное обозначение, предназначенное для сетевой адресации, в которой используется система доменных имен (DNS).
1. Понятие средств индивидуализации. Средства индивидуализации в узком (традиционные) и в широком смысле
Мы различаем субъектов предпринимательской деятельности, их товары, офисы и магазины по разнообразным опознавательным знакам - вывескам, упаковкам, "брендам", "логотипам", адресам в Интернете. Индивидуального предпринимателя индивидуализирует его имя, средство массовой информации - наименование, под которым оно зарегистрировано, некоммерческую организацию как субъекта предпринимательской деятельности - наименование. Любого предпринимателя, несомненно, индивидуализирует его репутация. Однако то, что принято относить к средствам индивидуализации в узком смысле, - это четыре традиционных средства индивидуализации, названные в главе 76 ГК РФ, признаваемые интеллектуальной собственностью: фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара и коммерческое обозначение. Параграф, посвященный доменным именам, имелся в проекте IV части ГК РФ, но в окончательную редакцию не вошел.
2. Место института средств индивидуализации в системе права
Институт средств индивидуализации принято рассматривать как составляющую права интеллектуальной собственности*(1), права промышленной собственности*(2); если смотреть с точки зрения основных и специальных отраслей права, его можно отнести к межотраслевым, с преобладанием гражданско-правовой составляющей и наличием некоторого количества процессуальных, административно-правовых, таможенно-правовых*(3) и даже уголовно-правовых норм. Однако видно невооруженным глазом, что он прекрасно вписывается в рамки предпринимательского права и имеет точки соприкосновения и области пересечения с такими его институтами как недобросовестная конкуренция и деловая репутация субъекта предпринимательской деятельности, защита прав предпринимателей.
Легко заметить, что в главе 76 ГК нет параграфа, который содержал бы общие нормы о средствах индивидуализации. Общий характер имеют лишь нормы пп. 6 и 7 ст. 1252, в которых сформулирован принцип старшинства и сделана отсылка к "антимонопольному законодательству", которую следует понимать как отсылку к законодательству о недобросовестной конкуренции.
Поэтому полезно провести сравнение традиционных средств по таким признакам, как объект индивидуализации, способ выражения, субъекты индивидуализации; юридический факт, в силу которого возникает право; "противопоказания" к предоставлению охраны; привязка к определенным территориям и сферам деятельности; срок охраны, характер предоставляемой монополии, набор правомочий, оборотоспособность.
3. Общие и особенные черты традиционных средств индивидуализации
Объекты индивидуализации. Фирменное наименование индивидуализирует самого субъекта предпринимательской деятельности, коммерческое обозначение - принадлежащее ему предприятие, товарный знак (знак обслуживания) - товары (услуги), наименование места происхождения товара (НМПТ) - товары. При этом товарный знак позволяет связать товары с определенным лицом, которое их производит (услуги - с определенным услугодателем), а наименование места происхождения - с определенной местностью, обладающей специфическими природными особенностями или людскими ресурсами, благодаря которым у товаров появляются особые свойства.
Одно и то же лицо может обладать совпадающими фирменным наименованием, коммерческим обозначением и товарным знаком. Например, ООО "Русская печка" может открыть одноименный магазин под вывеской "Русская печка" и торговать в нем пирожками и зарегистрировать товарный знак "Русская печка" для соответствующего класса товаров. И эти обозначения будут прекрасно уживаться друг с другом. Об этом говорит и ст. 1476 ГК. А вот регистрация одного и того же обозначения одним и тем же лицом в качестве товарного знака и в качестве НМПТ противоречит самой сути этих средств индивидуализации - обозначение ассоциируется либо с определенным товаропроизводителем (тогда оно может охраняться как товарный знак), либо с любым товаропроизводителем, который доказал факт производства товара в определенной местности, что обусловило наличие у этого товара уникальных свойств (НМПТ).
Способы выражения. Меньше всего способов выражения у фирменного наименования. Оно должно состоять из двух частей - корпуса фирмы и добавления, и обе из этих частей могут иметь только словесную форму. Даже НМПТ в результате недавнего изменения п. 1 ст. 1516 ГК РФ в принципе может быть выражено не только в словесной форме (это может быть не только собственно наименование географического объекта, но и иное обозначение, которое ассоциируется с определенным географическим объектом, например, фрагмент географической карты). Коммерческое обозначение чаще всего, но не обязательно выражается в словесной форме. Шире всего спектр форм выражения у товарного знака - они могут быть словесными, изобразительными, комбинированными, объемными, звуковыми (например, позывные радиостанции) и даже "обонятельными". А. Леонов в своей статье "Товарный знак и защита интеллектуальной собственности" добавляет еще динамические, позиционные, жестикуляционные и вкусовые*(4). Кстати, в качестве примеров вкусовых он называет запах роз для покрышек и свежескошенной травы для теннисных мячей, но это, скорее, обонятельные (едва ли кто-то станет пробовать на вкус теннисные мячи и покрышки). Регистрация таких экзотических знаков возможна не во всех юрисдикциях из-за сложностей их формализации. Возможна ли их регистрация у нас? В пользу положительного ответа на этот вопрос говорит открытость перечня форм выражения товарных знаков в ст. 1482 ГК РФ, а также специальная графа для обонятельного товарного знака, предусмотренная в бланке заявки на регистрацию товарного знака*(5).
Круг возможных обладателей прав на различные средства индивидуализации неодинаков. Обладателем права на фирменное наименование может быть только коммерческая организация. В доктринальных источниках встречались предложения применять нормы о фирменных наименованиях к некоммерческим организациям по аналогии. Однако в 2009 г. появилось разъяснение высших судебных инстанций: "В силу пункта 4 статьи 54, пункта 1 статьи 1473 ГК РФ право на фирменное наименование возникает только у юридического лица, являющегося коммерческой организацией"*(6). Не может быть субъектом права на фирменное наименование индивидуальный предприниматель. Так что если у него неблагозвучная или слишком распространенная фамилия, остается либо поменять ее, либо воспользоваться каким-либо иным средством индивидуализации. Например, коммерческим обозначением.
Состав возможных субъектов права на коммерческое обозначение шире: согласно ст. 1539 ГК РФ им могут обладать как индивидуальные предприниматели, так и любые юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (т.е., например, образовательное или медицинское учреждение; но не адвокатский кабинет, нотариальная контора или саморегулируемая организация).
Близкий, но не идентичный круг возможных субъектов права на товарный знак: по ст. 1478 ГК это юридические лица и индивидуальные предприниматели. Это положение можно проиллюстрировать фрагментом интервью с Эдуардом Успенским. "ООО "Чебурашка", - рассказывает писатель, - было учреждено в 1997 г., после того как нам в "Роспатенте" сказали, что частное лицо не может зарегистрировать на себя товарные знаки"*(7). Ясно, что под "частным лицом" Э. Успенский подразумевает физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя. Таким образом, писатель встал перед выбором - регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или учреждать ООО, и выбор был сделан в пользу второго варианта.
Из формулировки ст. 1478 ГК ясно, что права на товарные знаки могут принадлежать и некоммерческим организациям. Приведу пример из материалов издания "Деловая газета "Маркер": "Рязанская епархия подала заявку на товарный знак - изображение Успенского собора и стоящей рядом колокольни... по всем видам деятельности централизованной религиозной организации... То есть по классам полиграфической продукции, строительным работам, образовательным услугам и деятельности в области искусства и культуры"*(8).
Ю.Т. Гульбин относит к кругу субъектов прав на товарный знак объединения лиц (применительно к такой разновидности товарного знака как коллективный знак)*(9). Действительно, согласно ст. 1510 ГК объединение лиц, производящих товары, характеризующиеся общими свойствами, вправе зарегистрировать коллективный товарный знак, которым могут пользоваться все входящие в объединение лица. Такой товарный знак может быть преобразован в обычный, и наоборот. Например, в течение нескольких лет коллективным товарным знаком Ассоциации производителей средств защиты было обозначение "Респиратор "лепесток"*(10).
Достаточно широк круг возможных правообладателей НМПТ - абзац 2 п. 1 ст. 1518 ГК устанавливает, что оно может быть зарегистрировано одним или несколькими гражданами или юридическими лицами (следовательно, даже гражданин, не являющийся индивидуальным предпринимателем, например, который что-либо выращивает в своем личном подсобном хозяйстве, может приобрести право на НМПТ)*(11).
Могут ли публично-правовые образования обладать правами на средства индивидуализации? Особенную практическую значимость этот вопрос приобретает применительно к товарным знакам. Позиция российского законодателя по этому вопросу неясна. С одной стороны, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не названы в статьях главы 75 ГК в качестве возможных субъектов прав на средства индивидуализации. В частности, их нет в ст. 1478 ГК в исчерпывающем перечне субъектов, которые могут обладать правом на товарный знак. Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 124 ГК к Российской Федерации и иным публично-правовым образованиям "применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов". Остается ответить на вопрос, вытекает ли из особенностей публично-правовых образований, которые непосредственно товаров не производят и услуг не оказывают (за исключением государственных и муниципальных услуг), что они не могут являться обладателями прав на товарные знаки.
В доктринальных источниках можно встретить противоположные позиции по этому вопросу. Так, например, Е.В. Моисеева считает, что публично-правовые образования "не могут приобретать некоторые права, которыми обладают юридические лица (права на пользование фирменным наименованием... товарным знаком)"*(12). Противоположного мнения придерживаются В.А. Бобрышев (он, кроме того, считает, что государству принадлежат исключительные права на фирменные наименования государственных унитарных предприятий)*(13), Ю.Т. Гульбин*(14). Авторы учебника по гражданскому праву под редакцией Е.А. Суханова констатируют: "Российская Федерация является обладателем исключительного права на некоторые товарные знаки, в прошлом использовавшиеся государственными предприятиями (в частности, на некоторые водочные изделия)"*(15).
Верховный Суд РФ в 2003 г. со ссылкой на ст. 124 ГК не согласился с доводом о том, что Российская Федерация не может быть обладателем прав на товарный знак, фактически признав, что права на товарные знаки могут принадлежать Российской Федерации (и, видимо, иным публично-правовым образованиям)*(16).
Аналогичную позицию занял в 2007 г. ВАС РФ, рассматривая в порядке надзора спор по поводу знаменитого крабового товарного знака "Снатка"*(17). Однако такой ответ на поставленный вопрос порождает новые вопросы: на каком праве получают товарные знаки унитарные предприятия, если государство передает их им; могут ли товарные знаки принадлежать субъектам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления?*(18) Парадокс состоит в том, что, с одной стороны, принадлежность товарных знаков на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не вписывается в традиционную концепцию ограниченных вещных прав, с другой же стороны, какая-либо иная модель, по которой бы распределялись полномочия между публично-правовым образованием и предприятием в отношении товарных знаков, отсутствует*(19).
В силу каких юридических фактов возникают права на средства индивидуализации?
Право на фирменное наименование возникает в силу государственной регистрации коммерческого юридического лица под данным фирменным наименованием (интересно, что в некоторых правопорядках (Киргизия, Армения), напротив, условием возникновения данного права является регистрация фирменного наименования в патентном ведомстве).
Право на коммерческое обозначение возникает в силу совсем иных оснований - фактического использования обозначения для индивидуализации предприятия и приобретения известности на определенной территории именно в связи с таким использованием (п. 1 ст. 1539 ГК). Таким образом, коммерческое обозначение - единственное средство индивидуализации, для охраны которого соблюдения каких-либо формальностей закон не требует.
Любопытен пример попытки популяризировать частный реестр коммерческих обозначений, предпринятой патентным поверенным А.Д. Кудаковым, который на сайте URL: http://www.reestrko.ru разместил призыв к правообладателям регистрироваться в созданном им "Российском реестре коммерческих обозначений", "чтобы содействовать закреплению прав на существующие в России коммерческие обозначения, способствовать их защите и подтверждать использование коммерческих обозначений в случае необходимости" (стоимость регистрации и пребывания в реестре в течение года - 7500 руб., а продления на следующий год - 3500 руб.). Роспатент откликнулся на эту инициативу информационным письмом, в котором разъяснил, что действующее законодательство не предусматривает регистрации коммерческих обозначений, и Роспатент в своей деятельности принимать во внимание свидетельства о регистрации коммерческого обозначения в частном реестре не станет*(20). А.Д. Кудаков, не смущаясь, публикует на своем сайте ответ, в котором доказывает законность своей деятельности. На сегодня (ноябрь 2012 г.) в реестре А.Д. Кудакова 17 коммерческих обозначений, хотя, судя по многозначным регистрационным номерам, которые им присваиваются, есть надежда на увеличение потока желающих.
Основанием для возникновения прав на товарный знак и наименование места происхождения товара является государственная регистрация соответствующего обозначения, которой занимается Роспатент. Процедура регистрации состоит из таких этапов, как подача заявки на регистрацию и прилагаемых к ней документов в Роспатент; экспертиза заявки, которая включает в себя, во-первых, формальную экспертизу (проверку наличия необходимых документов и их соответствия необходимым требованиям) и, во-вторых, экспертизу самого обозначения; принятие решения по результатам экспертизы, внесение обозначения в соответствующий Государственный реестр, выдачу свидетельства.
Специфика государственной регистрации НМПТ заключается в том, что различается первоначальная регистрация НМПТ и присоединение к уже состоявшейся регистрации. К заявке на регистрацию необходимо прилагать заключение уполномоченного органа о том, что в границах данного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами (для первоначальной регистрации) или о том, что свойства производимого в данной местности товара данного заявителя соответствуют свойствам, указанным в Государственном реестре НМПТ (для присоединения к регистрации). Уполномоченные государственные органы определяются подзаконными нормативными актами. Например, в отношении минеральных вод это Минздрав РФ, а в отношении изделий народных промыслов - Минпромторг РФ*(21).
После первоначальной регистрации НМПТ к ней могут присоединяться любые лица, которые докажут, что в данной местности они производят товары с соответствующими качествами.
Свои особенности имеются у предоставления правовой охраны общеизвестным товарным знакам. Если заявителю удастся убедить Роспатент в том, что в отношении его товаров определенное обозначение в результате интенсивного использования стало широко известно в Российской Федерации среди соответствующих потребителей, такому обозначению предоставляется правовая охрана путем включения его в Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков*(22). Специфика охраны общеизвестного товарного знака в том, что она не только действует бессрочно, но даже может приобрести обратную силу, поскольку в свидетельстве указывается дата, с которой товарный знак признан общеизвестным. Например, товарный знак "Известия" (зарегистрирован под N 1) был признан общеизвестным решением, вступившим в силу 7 апреля 2000 г. А дата, с которой он признан общеизвестным, - 31 декабря 1992 г. Самый "новоиспеченный" на настоящий момент общеизвестный товарный знак "вконтакте" внесен в Перечень 26 октября 2012 г., а признан общеизвестным с 1 декабря 2011 г. по 35, 38 и 41 классам МКТУ (поиск, сбор и систематизация информации, обеспечение дискуссионными форумами, организация досуга) (регистрационный номер 119). Общеизвестным товарным знаком может быть признано и такое обозначение, которое ранее на российской территории как товарный знак вообще не охранялось. Еще одно преимущество правового режима общеизвестного товарного знака - возможность распространения правовой охраны в соответствии с п. 3 ст. 1508 ГК и на другие классы товаров и услуг, помимо тех, в отношении которых он признан общеизвестным.
Роспатент ведет Государственный реестр НМПТ Российской Федерации, Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, а также Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков. Сведения о регистрации товарных знаков и НМПТ подлежат публикации в Официальном бюллетене "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров", который издается не реже двух раз в месяц на электронном носителе с поисковой системой.
С сайта ФИПС (Федерального института промышленной собственности) Роспатента можно получить доступ к открытым реестрам: товарных знаков и знаков обслуживания; общеизвестных товарных знаков; международных товарных знаков; международных товарных знаков, содержащий сведения о договорах, зарегистрированных Роспатентом; заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания; НМПТ; заявок на регистрацию НМПТ.
Товарный знак и НМПТ регистрируются применительно к определенным классам товаров (услуг). Они обозначаются в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ), принятой союзом, образованным Ниццким соглашением*(23).
Можно, конечно, "на вырост" зарегистрировать товарный знак в отношении всевозможных классов товаров и услуг (понятно, что с НМПТ это не получится), но неиспользование товарного знака в отношении каких-либо классов может привести к неблагоприятным последствиям - досрочному прекращению правовой охраны.
Ряд действий, связанных с государственной регистрацией товарных знаков и НМПТ - регистрация заявки, проведение экспертизы обозначения, регистрация и выдача свидетельства, продление срока действия свидетельства, - оплачивается пошлинами*(24).
Правовая охрана, предоставляемая товарным знакам и НМПТ, территориальна. Для того чтобы получить правовую охрану в другой юрисдикции, надо регистрировать обозначения в их патентных ведомствах согласно соответствующему национальному законодательству. Для товарных знаков также существует механизм международной регистрации, предусмотренный Мадридским соглашением о международной регистрации знаков и Протоколом к нему: заявка на международную регистрацию товарного знака подается через Роспатент в международное бюро ВОИС, а после международной регистрации знака можно добиваться территориального расширения его охраны, то есть его распространения на другие юрисдикции.
Сроки охраны и досрочное прекращение
Право на фирменное наименование действует, пока существует его обладатель - юридическое лицо. Право на коммерческое обозначение тоже в принципе бессрочно. Права на товарный знак и НМПТ приобретаются на 10 лет с возможностью сколько угодно раз продлевать охрану (некоторая специфика по срокам охраны существует для международных знаков, а также для общеизвестных товарных знаков, которые охраняются бессрочно).
Возможно и досрочное прекращение прав на средства индивидуализации по ряду оснований. Так, например, право на коммерческое обозначение и на товарный знак*(25) прекращаются в случае их длительного непрерывного неиспользования (один год для коммерческого обозначения и три года для товарного знака). Право на коммерческое обозначение в этом случае прекращается автоматически, а право на товарный знак - по решению суда, которое принимается по иску заинтересованного в прекращении правовой охраны лица (п. 1 ст. 1486 ГК).
Основным условием предоставления правовой охраны для большинства средств индивидуализации является различительная способность. Фирменное наименование согласно п. 2 ст. 1473 не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности, поскольку в этом случае оно не будет обладать различительной способностью. Например, суд отказал в защите ОАО "Компрессорный завод" со ссылкой на то обстоятельство, что у него фактически отсутствует фирменное наименование*(26).
В соответствии с п. 1 ст. 1483 не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью. Так, например, было признано недействительным предоставление правовой охраны словесному обозначению "Компания года". Президиум ВАС РФ, рассматривая в порядке надзора вопрос о правомерности прекращения правовой охраны этого товарного знака, пояснил, что обозначение "Компания года" является устойчивым словосочетанием, используемым в качестве номинации компаний, достигших определенных результатов в различных сферах предпринимательской или иной общественной деятельности, и потребитель будет воспринимать его как указание на победителя какого-либо конкурса, а не как товарный знак*(27).
По п. 1 ст. 1539 коммерческое обозначение тоже должно обладать различительной способностью. Это не может быть "аптека", "мебель", "парикмахерская", но может быть, например, аптека "Дуремар", парикмахерская "Далила", мебельный салон "Прокруст".
Условия охраноспособности НМПТ имеют свою специфику. Для самого географического объекта важно обладать особыми природными условиями или людскими ресурсами, способными придать производимым в ней товарам особые качества, а для его наименования - не потерять способность вызывать у потребителей ассоциации именно с определенной местностью; если же обозначение, хотя и содержащее наименование географического объекта, уже вошло во всеобщее употребление в отношении товаров определенного рода, вне зависимости от места их производства (как, например, голландский сыр или французские булочки), оно не может охраняться как НМПТ.
"Противопоказания" к предоставлению охраны разным средствам индивидуализации и запреты и ограничения на включение в обозначения тех или иных элементов. В отношении фирменных наименований такие запреты и ограничения названы, в частности, в ст. 1473 ГК, в отношении товарных знаков - в ст. 1483 ГК, в отношении наименований мест происхождения товара - в п. 2 ст. 1516 и абзаце 2 п. 2 ст. 1535 ГК.
Одни из этих противопоказаний, запретов и ограничений обусловлены заботой об интересах частных лиц, другие - охраной публичных интересов.
В качестве примера противопоказаний к предоставлению правовой охраны, установленных в публичных интересах, можно назвать запрет на включение в фирменные наименования и товарные знаки обозначений, противоречащих "общественным интересам, принципам гуманности и морали"*(28). Любопытно, что ни в отношении НМПТ, ни в отношении коммерческих обозначений подобных запретов ГК не устанавливает. В связи с чем, например, абсолютно противозаконными выглядят выдвинутые в 2009 г. местными властями требования к известной московской шашлычной снять вывеску с надписью "Антисоветская".
В качестве примера противопоказаний к предоставлению правовой охраны, установленных в частных интересах, можно привести пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК, в соответствии с которым не могут быть зарегистрированы как товарные знаки обозначения, тождественные известному в Российской Федерации названию охраняемого авторским правом произведения или персонажу такого произведения, без согласия правообладателя. В уже упоминавшемся интервью Эдуард Успенский сетовал на то, что организация зарегистрировала без его согласия товарный знак "Дядя Федор": "Роспатент" не должен регистрировать товарные знаки, если они совпадают с объектами авторского права. Они специально проверяют знаки, прежде чем их зарегистрировать. Но тут они что-то просмотрели"*(29). Не останавливаясь на вопросе об охраноспособности самого имени данного персонажа, надо сказать, что тут писатель не вполне прав. Из ст. 1499 ГК ясно, что в ходе экспертизы обозначения оно не должно проверяться на отсутствие конфликта с чужими авторскими правами, и это вполне обоснованно - Эдуард Успенский, конечно, писатель популярный, но сотрудники Роспатента не обязаны знать все охраняемые авторским правом произведения, их названия и персонажей; другое дело, что лицо, которое считает, что регистрацией товарного знака нарушены его авторские права, может решение о такой регистрации оспорить.
Характер предоставляемой монополии, набор правомочий, оборотоспособность
Самую слабую монополию своему обладателю предоставляет право на НМПТ, в доктрине его даже иногда именуют "квазиабсолютным": это право может получить любое лицо, которое в данной местности производит товары, обладающие данными свойствами.
Самое оборотоспособное средство индивидуализации - товарный знак. Право на товарный знак представляет наиболее широкий набор правомочий: использование, защита, распоряжение (набор правомочий в составе прав на другие средства индивидуализации более узкий).
Право на товарный знак может переходить к другим лицам в порядке универсального (наследование, реорганизация) и сингулярного правопреемства. На него может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов*(30). Право на товарный знак может вноситься в уставный капитал юридического лица.
Правомочие распоряжения правом на товарный знак можно реализовать путем заключения ряда договоров: об уступке (отчуждении) исключительного права на товарный знак, коммерческой концессии, лицензионного договора (в вариантах исключительной и простой лицензии), договора доверительного управления, залога, договора продажи и аренды предприятия. Такие договоры должны заключаться в письменной форме и подлежат регистрации в Роспатенте. Несоблюдение этих требований влечет их недействительность*(31). Ограничения правомочия распоряжения товарным знаком путем заключения договоров установлены п. 2 и 3 ст. 1488 ГК. Так, отчуждение исключительного права на товарный знак по договору не допускается, если оно может повлечь введение потребителей в заблуждение.
Распоряжение правом на коммерческое обозначение возможно путем заключения договоров коммерческой концессии, продажи и аренды предприятия.
Распоряжение фирменным наименованием и НМПТ, как считается, невозможно. Так, п. 2 ст. 1474 и п. 4 ст. 1519 устанавливают, что распоряжение исключительным правом на них, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования, не допускается. Вместе с тем Верховный Суд признает, что право на НМПТ (как и право на товарный знак, а также право на коммерческое обозначение в составе предприятия) в определенных обстоятельствах может переходить по наследству (если наследником является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо)*(32). Следовательно, надо признать допустимым и распоряжение этими правами путем составления завещания.
4. Доменные имена
Согласно легальному определению*(33), доменное имя - это обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети Интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети Интернет. Проще говоря, это IP-адрес, переведенный в легко запоминаемую форму*(34). Специфика доменного имени по сравнению с рассмотренными нами традиционными средствами индивидуализации заключается в том, что существование двух полностью идентичных доменных имен в принципе невозможно - это противоречило бы самой идее использования доменных имен.
ГК РФ не признал доменные имена объектами исключительных, интеллектуальных прав и средствами индивидуализации в узком смысле (хотя, как уже отмечалось, параграф, посвященный доменным именам, имелся в проекте IV части ГК РФ). Однако их индивидуализирующее значение в современных условиях, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности, трудно переоценить. Доменные имена, как справедливо отмечает А.Г. Серго, стали активом, имеющим высокую коммерческую ценность, и предметом повседневной необходимости для любого предпринимателя*(35).
В настоящий момент в главе 76 ГК доменные имена упоминаются дважды (в ст. 1484 и 1519) - как способ адресации в сети Интернет, использования товарного знака и НМПТ (для фирменного наименования и коммерческого обозначения такой способ использования почему-то не упомянут). Третье упоминание доменного имени в 2010 г. из четвертой части ГК было исключено: из пп. 3 п. 9 ст. 1483 ГК РФ исчезла фраза "не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные... доменному имени... право на которое возникло ранее даты приоритета регистрируемого знака")*(36). Исключение из ст. 1483 ГК такого противопоказания к регистрации товарного знака как его совпадение (сходство) с чужим доменным именем не замедлило сказаться на судебной практике: коллегия ВАС РФ, отказывая в передаче в Президиум дела по поводу доменного имени autoexpert.ru, указала, что у ответчика нет законных прав и интересов в отношении его доменного имени (оно не связано с его средствами индивидуализации); хотя оно и зарегистрировано ранее даты приоритета товарного знака истца, но фактически не используется ответчиком; доменное имя не является объектом исключительных прав, и ответчик не обжаловал регистрацию товарного знака истца до внесения изменений в ст. 1483 ГК*(37). Таким образом, теперь возможным стало явление, обратное киберсквоттерству, - обратный захват доменного имени.
Отказ от включения доменного имени в перечень объектов исключительных прав и традиционных средств индивидуализации, конечно, не означает, что оно вообще не является объектом гражданских прав. Право на доменное имя приобретается в результате заключения пользователем (будущим владельцем домена) договора с одним из аккредитованных АНО "Координационный центр национального домена сети Интернет" регистраторов*(38). Полномочия АНО "Координационный центр национального домена сети Интернет", в свою очередь, основаны на договоре с ICANN (Internet corporation for assigned names and numbers), а полномочия ICANN возникли эволюционным путем в результате совместной деятельности различных субъектов по созданию единой системы адресации*(39).
Регистрация доменных имен осуществляется в соответствии с утвержденными АНО "Координационный центр национального домена сети Интернет" Правилами регистрации доменных имен в доменах .RU и .РФ*(40). Оценивая юридическое значение данных правил, следует заключить, что они применяются как обычаи делового оборота.
Договор пользователя (владельца домена) с регистратором является договором о возмездном оказании услуг, заключается сроком на один год с возможностью продлить его неограниченное количество раз. Это договор присоединения и публичный договор: регистратор вправе отказать в регистрации выбранного пользователем доменного имени только по основаниям, предусмотренным Правилами регистрации, например, если соответствующее обозначение включено в стоп-лист. Правила регистрации устанавливают порядок передачи права администрирования доменного имени, что с гражданско-правовой точки зрения является уступкой прав по договору о возмездном оказании услуг.
Таким образом, доменные имена, не являясь объектами исключительных прав, тем не менее, являются объектами гражданских прав предпринимателей, средством их индивидуализации в широком смысле слова, а права на них являются имущественными правами, имуществом в широком смысле слова, активами, товаром*(41).
5. Защита прав на средства индивидуализации и ответственность за их нарушение
Гражданско-правовые способы защиты исключительных прав на средства индивидуализации можно подразделить на общие, названные в ст. 12 ГК РФ, и специальные, предусмотренные нормами части IV ГК РФ, а также на меры собственно защиты и меры ответственности.
Общей мерой гражданско-правовой ответственности, применимой к нарушителям прав на любые средства индивидуализации, является возмещение убытков. Специфическая санкция (в качестве альтернативы возмещению убытков) предусмотрена п. 4 ст. 1515 и п. 2 ст. 1537 ГК РФ только за нарушение прав на товарный знак и НМПТ. Это компенсация в твердой сумме (от 10 тыс. до 5 млн. руб.) либо в размере двукратной стоимости контрафактных товаров или прав использования товарного знака Ориентиры для определения суммы компенсации внутри этой широкой вилки названы п. 43.3 постановления Пленумов ВАС и ВС РФ от 26.03.2009 г. В отношении нарушителей прав на товарные знаки и НМПТ упомянутые статьи ГК РФ предусматривают также возможность применения по заявлению правообладателя конфискационных санкций (изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок)*(42).
Значительный интерес представляет вопрос о том, виновный или безвиновный характер имеет гражданско-правовая ответственность за нарушение исключительных прав на средства индивидуализации, если нарушителем является субъект предпринимательской деятельности. Указание п. 3 ст. 1250 ГК РФ на то, что отсутствие вины нарушителя не исключает применение к нему мер, направленных на защиту прав, относится к собственно мерам защиты, но не мерам ответственности, что разъяснили ВАС и Верховный Суд РФ. Вместе с тем они указали, что "ответственность за нарушение интеллектуальных прав (взыскание компенсации, возмещение убытков) наступает применительно к ст. 401 ГК РФ"*(43).
Статья 401 ГК, как известно, устанавливает принцип виновной ответственности, презумпцию виновности нарушителя и безвиновную ответственность предпринимателя. Однако отсылка к этой статье не может не вызывать недоумения. Статья 401 ГК посвящена ответственности за нарушение обязательств, в то время как нарушение исключительных прав происходит в рамках деликтных правоотношений, между участниками которых до совершения нарушения обязательства отсутствуют. Деликтная ответственность, как известно, в гражданском праве тоже строится по принципу "виновного начала с исключениями", однако исключения устанавливаются совсем иные. Поэтому гражданско-правовая ответственность за нарушения исключительных прав, в том числе прав на средства индивидуализации, в настоящее время должна иметь виновный характер, даже если нарушителем является субъект предпринимательской деятельности. Однако в проекте ФЗ о внесении изменений в ГК РФ предлагается дополнить ст. 1252 п. 5, в результате чего ответственность субъектов предпринимательской деятельности не только в форме возмещения убытков и выплаты компенсации в твердой сумме, но также и в форме конфискации оборудования и материалов (!) станет объективной, безвиновной.
Как меру юридической ответственности следует расценить и принудительную ликвидацию юридического лица (прекращение предпринимательской деятельности физического лица) за неоднократные или грубые нарушения прав на средства индивидуализации (ст. 1253 ГК). В отношении порядка принудительного прекращения юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона эта статья отсылает к п. 2 ст. 61 ГК. В отношении граждан сказано лишь об "установленном законом порядке". Следует согласиться с Э.П. Гавриловым, что "данная норма не является нормой прямого действия: для ее реализации требуется специальный закон"*(44). Вместе с тем уже появляется арбитражная практика, свидетельствующая о том, что некоторые арбитражные суды не смущает отсутствие специального закона*(45).
Некоторые нарушения прав на средства индивидуализации могут стать основанием для привлечения нарушителя к административной и даже уголовной ответственности.
Диспозиция ст. 180 УК РФ значительно шире, чем ее название, и предусматривает ответственность не только за незаконное использование товарного знака, но и за использование чужого НМПТ*(46), а часть вторая - и за "незаконное использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб". Стоит согласиться с мнением, что проставление предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного товарного знака не нарушает чьих-либо прав, не может причинить какого-либо ущерба и криминализация данного деяния ошибочна*(47).
В литературе также резонно подчеркивается, что само понятие предупредительной маркировки недостаточно определенное (ст. 1485 и 1520 ГК говорят о знаках охраны товарного знака и НМПТ, в то время как ст. 1515 и 1537 ГК - о предупредительной маркировке), а также что данный состав преступления не имеет "дублера" в КоАП РФ*(48).
Абсурдность ситуации довершается тем, что формально под этот состав подпадают действия лиц, торгующих ввезенными в Российскую Федерацию товарами иностранных правообладателей, правомерно маркированными товарными знаками (НМПТ) и снабженными предупредительной маркировкой за границей, если соответствующие обозначения не охраняются в РФ.
Уголовная ответственность по ст. 180 УК РФ может наступать только за умышленные деяния.
КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака и НМПТ в ст. 14.10. Причем, согласно разъяснениям ВАС РФ, данное правонарушение может совершаться с любой формой вины, в том числе и неосторожно*(49). Таким образом, разграничение между уголовно-наказуемым и административно-наказуемым нарушением права на товарный знак и НМПТ проходит как по объективным признакам (неоднократность, крупный ущерб), так и по субъективным (форма вины).
Административная ответственность за незаконное использование иных чужих средств индивидуализации (фирменного наименования и коммерческого обозначения) ст. 14.10 КоАП РФ не предусмотрена. Вместе с тем, если такие действия могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция, ответственность за них может наступить по ч. 2 ст. 14.33 КоАП. По этой же статье должно квалифицироваться введение в оборот товаров с незаконным использованием чужих товарных знаков, НМПТ или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если эти действия являются недобросовестной конкуренцией*(50).
Права на средства индивидуализации могут защищаться в различных формах: в административном и судебном порядке, путем самозащиты и обращения к альтернативным формам урегулирования споров.
В административном порядке, например, рассматриваются возражения на решения Роспатента о государственной регистрации и об отказе в государственной регистрации товарного знака и НМПТ. Согласно ст. 1500, 1528 ГК РФ, такие возражения подаются в палату по патентным спорам (поскольку Палата по патентным спорам включена в структуру Роспатента, фактически Роспатент рассматривает возражения на свои же решения). Решения палаты по патентным спорам могут быть оспорены в суде.
В административном порядке Федеральной антимонопольной службой действия, связанные с приобретением исключительных прав на средства индивидуализации, могут быть признаны недобросовестной конкуренцией.
Большинство судебных споров о нарушении прав на средства индивидуализации и споров, вытекающих из лицензионных договоров, рассматриваются арбитражными судами, поскольку связаны с предпринимательской или иной экономической деятельностью и возникают между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями*(51). В 2013 г. в системе российских арбитражных судов должен появиться специализированный Суд по интеллектуальным правам, который в качестве первой инстанции будет рассматривать споры о предоставлении средствам индивидуализации правовой охраны и о ее прекращении, дела об оспаривании решений Роспатента, решений ФАС РФ о признании действий правообладателей недобросовестной конкуренцией, а также будет рассматривать дела о защите интеллектуальных прав в качестве кассационной инстанции.
Поскольку некоторые нарушения государством прав частных лиц на средства индивидуализации могут расцениваться как лишение имущества (ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод), защита от таких нарушений возможна и Европейским судом по правам человека.
Частноправовые споры по поводу средств индивидуализации могут рассматриваться в третейских судах и урегулироваться путем применения альтернативных (медиативных) процедур.
Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1. Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.
2. Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.
3. Конвенция, учреждающая ВОИС от 14.07.1967 г.
4. Сингапурский договор о законах по товарным знакам от 27.03.2006 г.
5. Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков" (заключено в Ницце 15.06.1957 г.).
6. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 15.04.1994 г.
7. Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г.
8. Таможенный кодекс Таможенного союза: глава 46.
9. ГК РФ: часть IV: главы 69, 76.
11. КоАП РФ: ст. 14.10, 14.33.
12. УК РФ: ст. 180.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
14. Постановление ВАС РФ N 60 от 08.10.2012 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам".
Рекомендуемая литература
Основная
1. Актуальные вопросы интеллектуальной собственности для предпринимателей: Рекомендации для предпринимателей и органов власти. 10-е изд. // Международная торговая палата - Всемирная организация бизнеса (ICC). Комиссия ICC по интеллектуальной собственности. 2010.
2. Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М., 2009.
3. Городов О.А. Право промышленной собственности: учебник. М.: Статут, 2011.
4. Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров. М., 2007.
5. Джермакян В.Ю. 200 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики. 2012.
Дополнительная
1. Афанасьева Е.Г., Долгих М.Г. Право на фирменное наименование: возникновение, осуществление, защита // Право и бизнес: сборник. М., 2012.
2. Вацковский Ю.Ф. Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований. М., 2009.
3. Гаврилов Э.П. Постановление 5/29 о правовой охране товарных знаков // Патенты и лицензии. 2009. N 11,12.
4. Еременко В.И. Всемирная торговая организация и законодательство РФ об интеллектуальной собственности // Законодательство и экономика. 2006. N 10.
5. Еременко В.И. О правовой охране наименований мест происхождения товаров в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2012. N 5.
6. Еременко В.И. Правовое регулирование коммерческих обозначений в соответствии с частью четвертой ГК РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 4.
7. Серго А.Г. Правовой режим доменных имен и его развитие в гражданском праве: автореф дисс. ... д.ю.н. М., 2011.
"Библиотека научных публикаций "Электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ", N 1, 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ст. 2 (viii) Конвенции, учреждающей ВОИС, "интеллектуальная собственность" включает права, относящиеся к товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям.
*(2) Согласно ст. 1 (2) Парижской конвенции по охране промышленной собственности, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения отнесены к объектам охраны промышленной собственности.
*(3) Например, глава 46 Таможенного кодекса Таможенного союза и главы 42 (ст. 308) ФЗ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", согласно которой таможенные органы наделяются полномочиями приостанавливать выпуск товаров, "содержащих объекты интеллектуальной собственности", ex officio.
*(4) См.: Леонов А. Товарный знак и защита интеллектуальной собственности // Юрист. 2010. N 12.
*(5) См.: Приложение N 1 к Правилам составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденным приказом Роспатента от 05.03.2003 г. N 32.
*(6) См.: п. 58.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 г. "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
*(7) См.: Вишня Д. "Они говорят, что Успенский жадный" / Зачем писатель судится за права на своих сказочных героев
*(8) Подрез Т. Рязанская епархия зарегистрирует собор как бренд - для борьбы с конкурентами // Деловая газета "Маркер". 26.08.2011.
*(9) См.: Гульбин Ю.Т. Исключительные права на средства индивидуализации товаров - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров. М., 2007.
*(10) Подробнее см.: Джермакян В.Ю. 200 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики. 2012.
*(11) Поэтому странно выглядит пп. 3 п. 2 ст. 1536 ГК РФ, в котором прекращение предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя названо как основание для прекращения действия свидетельства об исключительном праве на НМПТ.
*(12) Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве России // Юрист. 2005. N 9.
*(13) См.: Бобрышев В.А. Права государства на объекты интеллектуальной собственности // Юрист. 2008. N 2.
*(14) См.: Гульбин Ю.Т. Указ. соч.
*(15) Гражданское право Общая часть: учебник: в 4 т. / под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2008. Т. 1.
*(16) См.: Решение от 08.09.2003 г. N ГКПИ03-717.
*(17) См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 20.03.2007 г. N 1482/06 по делу N А40-9887/05-83-89.
*(18) В.А. Бобрышев считает, что могут. См.: Бобрышев В.А. Указ. соч.
*(19) Неопределенность ситуации с "государственными" товарными знаками отражена и в подзаконных правовых актах. Например, в 2002 г. Правительство РФ поручило Министерству сельского хозяйства РФ и Министерству имущественных отношений РФ разработать порядок осуществления ФКП "Союзплодоимпорт" прав на товарные знаки от имени Российской Федерации. Подзаконные правовые акты, принятые по данному поводу, содержат заметные противоречия. С одной стороны, ФКП "Союзплодоимпорт" уполномочено осуществлять права пользования и распоряжения (без права уступки) товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию от имени Российской Федерации (п. 1 постановления Правительства РФ от 04.07.2002 г. N 494 "О товарных знаках на алкогольную и спиртосодержащую продукцию", п. 1 Порядка пользования федеральным казенным предприятием "Союзплодоимпорт" товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принадлежащими Российской Федерации", утвержденного приказом Минсельхоза РФ N 673, Минимущества РФ N 204 от 26.08.2002 г.), с другой стороны, "все юридические и фактические действия в процессе пользования товарными знаками ФКП совершает от своего имени" (п. 2 Порядка пользования федеральным казенным предприятием "Союзплодоимпорт" товарными знаками на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принадлежащими Российской Федерации").
*(20) Информационное письмо Роспатента от 30.01.2009 г. "О регистрации коммерческих обозначений".
*(21) См.: Постановление Правительства РФ от 17.09.2004 г. N 481 (ред. от 04.09.2012 г.) "О Перечне федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключение, прилагаемое к заявке на государственную регистрацию наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на такое наименование, а также к заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара".
*(22) Обстоятельства, которые Роспатент принимает во внимание при решении вопроса о признании обозначения общеизвестным товарным знаком, и способы доказывания этих обстоятельств названы в Правилах признания товарного знака общеизвестными в Российской Федерации (утверждены приказом Роспатента от 17.03.2000 г. N 38).
*(23) Соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (заключено в Ницце 15.06.1957 г.).
*(24) Постановление Правительства РФ от 10.12.2008 г. N 941 (ред. от 15.09.2011 г., с изм. от 28.08.2012 г.) "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами".
*(25) От прекращения права на товарный знак необходимо отличать исчерпание прав в отношении товарного знака, размещенного на конкретном товаре, введенном в оборот (ст. 1487 ГК РФ).
*(26) См.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 07.06.2010 г. по делу N А32-14680/2009.
*(27) См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 г. N 8215/06 по делу N А40-21077.
*(28) К примеру, со ссылкой на такое основание Роспатент отказался зарегистрировать в отношении 32-го и 33-го классов МКТУ товарный знак "Володя и медведи", указав, что его использование представляет опасность для имиджа и интересов государства. Однако суды всех инстанций (заявитель обжаловал отказ в регистрации в суд) с Роспатентом не согласились, посчитав такой отказ безосновательным. См.: Определение ВАС РФ от 01.08.2012 г. N ВАС-8593/12 по делу N А40-65503/11.
*(29) См.: Вишня Д. Указ. соч.
*(30) Несколько примеров обращения взыскания на товарные знаки приводятся в письме ФССП РФ от 08.04.2009 г. N 12/02-4607-АП "О соглашении ФССП России и Роспатента".
*(31) Кроме случая, указанного в п. 3 ст. 165 ГК.
*(32) См.: абзац 2 п. 85 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании". В.И. Еременко справедливо считает, что в данном случае Верховный Суд не истолковал нормы, а создал новые. См.: Еременко В.И. О наследовании интеллектуальных прав в постановлении Пленума Верховного Суда РФ // Адвокат. 2012. N 7.
*(33) См.: п. 15 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
*(34) См.: Актуальные вопросы интеллектуальной собственности для предпринимателей: Рекомендации для предпринимателей и органов власти. 10-е изд. // Международная торговая палата - Всемирная организация бизнеса (ICC). Комиссия ICC по интеллектуальной собственности. 2010.
*(35) См.: Серго А.Г. Правовой режим доменных имен и его развитие в гражданском праве: автореф дисс. ... д.ю.н. М., 2011. С. 6.
*(36) Э.П. Гаврилов поясняет смысл внесенных в ст. 1483 ГК изменений следующим образом: "...право на товарный знак является признанным законным исключительным правом, а потому оно не должно побеждать в столкновениях с иными правами, которые... не наделены статусом исключительного права". См.: Гаврилов Э.П. Изменения, внесенные Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 259-ФЗ в четвертую часть ГК РФ // Патенты и лицензии. 2010. N 11. С. 3-10.
*(37) Определение ВАС РФ от 27 июня 2011 г. N ВАС-6209/11.
*(38) В настоящий момент, как сообщается на сайте АНО "Координационный центр национального домена сети Интернет", аккредитовано 25 регистраторов. Это коммерческие организации. См.: URL: http://www.cctld.ru/ru/.
*(39) См.: Вацковский Ю.Ф. Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований. М., 2009. С. 16.
*(40) В настоящий момент действуют в редакции 05.10.2011 г.
*(41) Различные позиции по вопросу возможности отнесения доменных имен к имущественным правам см. также: постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.2001 г. N 1192/00 по делу N А40-25314/99-15-271 ("Доменные имена фактически трансформировались в средство, выполняющее функцию товарного знака... Кроме того, доменные имена, содержащие товарные знаки или торговые наименования, имеют коммерческую стоимость"); Определение ВАС РФ от 04.07.2008 г. N 5560/08 по делу N А56-46111/2003 ("Не может быть отнесено доменное имя также к вещам или иному имуществу"); постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 г. по делу N А57-10483/2010 ("...доменное имя, право его администрирования следует квалифицировать как имущественное право"). Р.С. Нагорный доказывает, что право на доменное имя - имущественное право (см.: Нагорный Р.С. Доменное имя как объект гражданского права // Журнал российского права. 2008. N 2).
*(42) Э.П. Гаврилов обращает внимание на то, что оборудование и материалы, которые главным образом используются или предназначены для нарушения исключительных прав, по общей норме, содержащейся п. 5 и 5 ст. 1252, подлежат конфискации независимо от заявления правообладателя, что превращает данную санкцию в публично-правовую. См.: Гаврилов Э.П. Постановление 5/29 о правовой охране товарных знаков // Патенты и лицензии. 2009. N 12.
*(43) См.: п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
*(44) Гаврилов Э.П., Еременко В.И. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный). М., 2009.
*(45) См.: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 июля 2012 г. N А78-9401/2011.
*(46) Л.К. Никитина предлагает включить в число предметов преступления, предусмотренного ст. 180 ГК, фирменное наименование и коммерческое обозначение. См.: Никитина Л.К. Основные направления оптимизации уголовного законодательства об ответственности за незаконное использование товарного знака // Общество и право. 2010. N 1.
*(47) См., напр: Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005.
*(48) См.: Никитина Л.К. Указ. соч.
*(49) См. п. 9.1, 9.2 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
*(50) Там же, п. 17. Интересно, что в отношении состава правонарушения, предусмотренного ст. 14.33 КоАП, вопрос о форме вины в постановлении обойден молчанием. Видимо, ВАС считает само собой разумеющимся, что данное правонарушение может быть совершено только умышленно.
*(51) В отношении споров о фирменных наименованиях п. 58.6 постановления постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 г. прямо разъясняет, что они рассматриваются арбитражными судами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Афанасьева Е.Г Приобретение, осуществление и защита предпринимателями прав на средства индивидуализации
Afanas'eva E.G. Acquisition, contents, enforcement and protection of Identifications rights in business sphere
В лекции рассматриваются основания возникновения, содержание, формы и способы защиты прав cубъектов предпринимательской деятельности на средства индивидуализации в узком смысле (фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарные знаки, наименования мест происхождения товаров), а также прав на доменные имена.
The lecture is devoted to legal grounds of acquisition, to contents, enforcement, forms and remedies of protection of Identifications rights in business sphere in the narrow sense (firm names, tradenames, trademarks, geografical indications), and also to the rights to domain names.
Ключевые слова: cредства индивидуализации, фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, наименование места происхождения товара, доменное имя.
Keywords: identifications, firm name, tradename, trademark, geografical indication, domain name.
Афанасьева Е.Г. Приобретение, осуществление и защита предпринимателями прав на средства индивидуализации (статья из сборника "Лекции по предпринимательскому праву. Новое в правовом регулировании бизнеса" (отв. ред. Е.П. Губин, Е.Б. Лаутс)). - Специально для системы ГАРАНТ, 2013.
Электронный журнал "Библиотека научных публикаций "Электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ"
Основная цель электронного научного журнала - обеспечение доступности дискуссионных положений научного исследования для ознакомления заинтересованных лиц и осуществления заочной дискуссии в связи с этими положениями.
Тематики журнала относятся к сфере права, бухгалтерского учёта и аудита:
Государство и право. Юридические науки (10.00.00);
Учёт (06.35.31);
Государственные финансы. Налоги (06.73.15);
Учёт и отчётность. Анализ хозяйственной деятельности предприятия (06.81.85).
Свидетельство о регистрации СМИ Эл N ФС 77-54346, распространяется преимущественно в составе базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ" (Свидетельство о регистрации электронной базы данных N 2010620706).
См. подробнее о возможности опубликования в электронном виде научных работ.
Пример оформления библиографической ссылки на работу, опубликованную в электронном научном журнале "Библиотека научных публикаций "Электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ" (цветом выделены переменные значения, индивидуальные для каждого произведения):
Лаутс Е.Б. Источники банковского права [Электронный ресурс]. Доступ из Системы ГАРАНТ // База данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ": журнал "Библиотека научных публикаций "Электронного периодического справочника "Система ГАРАНТ", выпуск 1 за 2013 год / ООО "Научно-производственное предприятие "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ". Версия от 22.10.2013.
Номер и год выпуска электронного журнала можно узнать из дополнительных свойств каждого интересующего документа (нажав, находясь в открытом документе в системе ГАРАНТ, сочетание клавиш ALT+I), а дату версии базы данных "Электронный периодический справочник "Система ГАРАНТ" можно узнать, нажав в тот же временной период сочетание клавиш Ctrl+Shift+I, или перейдя в меню "Помощь" - "Информация о комплекте" - "Дата обновления", или прочитав дату версии из заголовка экрана стартовой страницы системы ГАРАНТ.