Стратегия развития индустрии детских товаров
Распоряжением Правительства РФ от 11.06.2013 N 962-р была утверждена Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и план первоочередных мероприятий на 2013-2015 годы по ее реализации (далее - Стратегия). Коротко прокомментируем этот документ.
Внедрение в жизнь данной стратегии позволит перевести индустрию детских товаров на инновационную модель развития. Основными задачами Стратегии являются создание условий для увеличения доли российских товаров для детей на рынке, развитие экспортного потенциала российских предприятий индустрии детских товаров и повышение доступности, безопасности и качества товаров для детей.
Под детскими товарами в Стратегии подразумевается продукция, предназначенная для детей, ранее не находившаяся в эксплуатации (новая), выпускаемая в обращение на территории РФ независимо от страны происхождения.
Необходимость выделения индустрии товаров для детей в отдельный подсектор экономики возникла в результате развития внутреннего рынка, обусловленного улучшением социально-экономического положения семей с детьми, при высокой импортозависимости и большой доле теневого бизнеса, низкокачественной и контрафактной продукции. Действительно, в настоящее время рынок детских товаров в РФ является рынком импорта: объем отечественного производства в 2012 году составил 134 970 млн. руб., что соответствует 20,6% общего объема рынка детских товаров (в розничных ценах). При этом доля российского производства в общем объеме рынка распределяется следующим образом: максимальный объем отечественных товаров концентрируется в группах товаров "книги, канцтовары и школьные принадлежности" (39%) и "детское питание" (38%). Далее по убывающей: "мебель" (23%), "игрушки" (18%), "одежда" (17%), "обувь" (11%), "велосипеды, коляски, автомобильные кресла" (9%).
Статистические данные и интересные факты о рынке детских товаров
Приведем некоторые из них.
По данным Росстата, число детей в возрасте от 0 до 15 лет включительно, проживающих на начало 2012 года на территории РФ, составило 23,5 млн. человек, что в структуре населения РФ равно 16,5%. Численность детей в возрасте от 0 до 4 года - 8,4 млн. человек или 5,9%. На протяжении 18 лет (1990-2007 годы) численность детей в возрасте от 0 до 15 лет сокращалась, но с 2008 года отмечается ее значительный рост. В 2012 году были отмечены самые высокие за последние 20 лет демографические показатели: число детей, родившихся в этом году (1 896,3 тыс.), превысило аналогичный показатель 2011 года (1 796,6 тыс.) на 99,7 тыс. человек. Суммарный коэффициент рождаемости, характеризующий средний уровень рождаемости в расчете на одну женщину репродуктивного возраста, в 2012 году составил 1,7 человека (в 2011 - 1,582, в 2010 - 1,567, в 2009 - 1,542).
Одну из крупных долей в структуре мирового рынка детских товаров имеет рынок США (20%). Объем российского рынка детских товаров в 2012 году составил 5% мирового рынка детских товаров. Отметим, что данная цифра достаточно заметна и обеспечивается за счет высокой численности детей в структуре населения РФ и растущего потребления детских товаров на одного ребенка.
Сравнительный анализ рынков РФ и развитых стран
Показатель | РФ | США | Германия | Великобритания |
Численность населения (млн. человек) | 143 | 312 | 81,7 | 62,6 |
Число детей от 0 до 14 лет (млн. человек) | 22 | 61 | 10,8 | 10,8 |
Объем рынка детских товаров (млрд. долл. США) | 21,3 | 82,3 | 13,4 | 18,4 |
Доля страны в структуре мирового рынка (%) | 5 | 20 | 3 | 4 |
Особо значимым сегментом рынка детских товаров являются игры и игрушки. Рынок игр и игрушек находится на втором месте по емкости (после одежды), на него приходится около 25% объемов всего рынка детских товаров. На российском рынке подавляющее большинство игрушек производится в азиатских странах (62%). Доля европейских игрушек в 2012 году составляла 20%, отечественных - 18%. Тем не менее российский производитель вполне конкурентоспособен в производстве игр с образовательной направленностью (головоломки, пазлы, настольные игры, сборные модели).
Ключевое отличие рынка детских товаров от других заключается в потребителе. На данном рынке существуют две группы потребителей: дети и взрослые. При этом потребитель не равен покупателю, поскольку решение о покупке и ее финансировании, как правило, принимают взрослые, а потребителями продукта являются дети.
В связи с особенностями эмоционального и психологического развития дети очень восприимчивы к воздействию извне, поэтому одним из самых эффективных способов общения с ними является использование персонажей и образов из мультипликационных фильмов. По оценкам экспертов, в РФ в 2012 году 77% детей от 4 лет инициировали покупку товара, на упаковке которого размещен тот или иной персонаж. Более половины детей в возрасте от 4 до 15 лет предпочитают носить одежду с изображением любимых героев. Наличие таких образов-символов на упаковке является важным для каждого пятого ребенка при пользовании средствами гигиены, покупке продуктов питания, сладостей или игрушек, косметики и парфюмерии.
Детские товары входят в число пяти самых продаваемых посредством онлайн-торговли товарных категорий, причем ежегодно фиксируется прирост числа продаж. В структуре продаж преобладают одежда (19,5%), игрушки (14,5%), подгузники (10,4%), развивающие игры (9,6%). Перспективность онлайн-торговли продиктована увеличением аудитории интернет-пользователей и растущим доверием к этому каналу продаж. В то же время в РФ, особенно в регионах, существуют логистические проблемы, сдерживающие рост рынка интернет-торговли детскими товарами. К негативным факторам стоит также отнести относительно длительный срок возврата денежных средств при возврате товара.
В отечественной индустрии детских товаров есть ряд проблем, в том числе отсутствие квалифицированных кадров. В 2006 году прекратил свою работу единственный в стране Всероссийский научно-исследовательский институт изделий для детей (прежнее наименование - Институт игры и игрушки Министерства легкой промышленности). До 2012 года существовало только одно специализированное учреждение среднего профессионального образования - Российский художественно-технический колледж игрушки (г. Сергиев Посад, Московская область), но в настоящее время оно находится в стадии реорганизации. Следовательно, в индустрию приходят специалисты, которые учились по смежным специальностям (дизайнер, конструктор одежды и т.п.) и не обладают знаниями детской специфики (физиологии и психологии детей, эргономики, специальных санитарно-гигиенических требований). Между тем детская специализация важна. Представители индустрии и организации в сфере образования и подготовки кадров отмечают актуальность и востребованность таких профессий, как дизайнер игры и игрушки, специалист по маркетингу детских товаров, специалист по качеству продукции, предназначенной для детей, экскурсовод по детскому туризму, менеджер-консультант детских товаров. Эти профессии требуют знаний в области физиологии и психологии детского возраста. Острейшим образом стоит вопрос подготовки специалистов по анимации и медиа.
Реализация Стратегии
Реализация Стратегии будет происходить в три этапа.
В рамках первого этапа (2013-2015 годы) намечается усовершенствование нормативной правовой базы, системы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований при обращении детских товаров на рынке. Предполагается создать инновационно-промышленный кластер*(1) и технологическую платформу для реализации разработок в индустрии детских товаров на базе научно-производственной кооперации.
Для справки. В мире действует несколько специализированных кластеров по производству товаров для детей, в том числе в Испании, во Франции, в Китае. Например, кластер в Китае - это крупные инвестиции в усовершенствование технологий, приглашение экспертов из стран Европы и Америки для улучшения дизайна и качества продукции, отлаженная логистика и стремительный обмен информацией через Интернет.
В нашей стране в 2012 году началась разработка проекта "Создание инновационно-промышленного кластера "Территория детства", целью которого является формирование межорганизационной сети, объединяющей технологически взаимосвязанные ресурсы и ключевые компетенции группы территориально близких и функционально связанных предприятий. Крупные российские производители и торговые сети уже проявили интерес к проекту. Создать национальную технологическую платформу индустрии детских товаров "Инфраструктура детства" планируется на базе научно-исследовательских институтов и университетов, в том числе Российской академии образования, Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Российской академии медицинских наук.
В ближайшей перспективе для определения индустрии детских товаров как самостоятельного подсектора нужно:
- внести в соответствующие нормативные и нормативно-правовые акты, единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, Общероссийский классификатор продукции и Общероссийский классификатор видов экономической деятельности изменения, позволяющие выделить наименования группировок детской продукции (октябрь-декабрь 2013 года);
- принять меры государственной поддержки по отношению к производителям детских товаров;
- расширить перечни кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10%, и уточнить в них ряд определений групп товаров для детей (внести изменения в п. 2 ст. 164 НК РФ).
В течение 2013-2015 годов предполагается также подготовить и заслушать доклады по темам: "Уточнение программ развития малого и среднего предпринимательства в субъектах РФ в части индустрии детских товаров", "Систематизация и обнародование предложений разработчиков и производителей школьной формы", "Проведение антропометрических обследований детского населения и подготовка предложений о внесении изменений в законодательство РФ в части размерных характеристик детских товаров", "Создание совместной рабочей группы представителей ФТС РФ и некоммерческой организации "Ассоциация предприятий индустрии детских товаров" для рассмотрения вопросов по совершенствованию государственного контроля в отношении детских товаров", "Рассмотрение вопроса ФТС РФ о выборочности таможенного контроля в рамках системы управления рисками для импортеров детских товаров с учетом результатов их деятельности, репутации на рынке и оценке риска нарушения ими таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле", "Подготовка предложений ФТС РФ о создании и об улучшении условий для экспорта российских детских товаров путем оптимизации совершения таможенных операций" и др.
В настоящее время ведется активная работа по разработке технических регламентов ТС. В частности, в 2012 году вступили в силу 8 технических регламентов, в том числе 3 из них ("О безопасности игрушек", "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" и "О безопасности парфюмерно-косметической продукции") - в сфере индустрии детских товаров. В 2013 году вступят в силу 13 технических регламентов ТС, из них 2 ("О безопасности пищевой продукции" и "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей") - в сфере индустрии детских товаров. В 2014-2015 годах вступят в силу 10 технических регламентов ТС, один из них ("О безопасности мебельной продукции") - в названной сфере.
В рамках второго этапа (2016-2018 годы) будут созданы условия для повышения инвестиционного спроса путем модернизации технологической базы и увеличения производственной мощности российских производителей. Планируется изменить структуру экспорта за счет высокотехнологичных продуктов и внедрить профессиональные стандарты.
В рамках третьего этапа (2019-2020 годы) необходимо будет завершить формирование инфраструктурных преобразований в индустрии детских товаров и реализовать общеотраслевые инвестиционные проекты.
С.А. Чернов,
эксперт журнала "Торговля:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Кластер - совокупность однородных элементов, идентичных объектов, образующих группу единиц (Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"