Директор является единственным работником организации, в которой планируется проведение инвентаризации.
Какие существуют особенности оформления документов и формирования инвентаризационной комиссии в данном случае?
Общий порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств организации установлен нормами ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ). В соответствии с названной статьей инвентаризации подлежат активы и обязательства организации.
Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
В частности, Методическими указаниями установлено, что для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.) (п.п. 2.2, 2.3 Методических указаний).
Иными словами, состав комиссии определяется организацией самостоятельно, путем включения в нее любых лиц, обладающих знаниями и опытом, необходимыми для достижения основных целей инвентаризации (п. 1.4 Методических указаний):
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
Учитывая нормы п.п. 2.3, 2.4 Методических указаний, полагаем, что минимально допустимое количество членов инвентаризационной комиссии - два человека: председатель комиссии и член комиссии.
Вместе с тем Методическими указаниями не регламентируется порядок проведения инвентаризации организацией, в штате которой состоит только один человек - директор.
Также обращаем Ваше внимание, что приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49, которым утверждены Методические указания, по заключению Минюста России от 19.06.1995 N 07-01-389-95 не нуждается в государственной регистрации. Следовательно, согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, данный приказ не устанавливает прав и обязанностей организаций, а носит рекомендательный характер. На "рекомендательный" характер п. 2.3 Методических указаний указывает, в частности, тот факт, что в организации просто может не быть административных работников, кроме руководителя; бухгалтера (бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией или непосредственно руководителем); других специалистов (инженера, экономиста).
Принимая во внимание все вышесказанное, можно прийти к выводу, что в рассматриваемой ситуации организация вправе возложить функции инвентаризационной комиссии на директора, закрепив данный порядок проведения инвентаризации в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п.п. 4, 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008)).
До 01.01.2013 для оформления результатов инвентаризации коммерческие организации должны были применять документы, составленные по формам, утвержденным постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, от 27.03.2000 N 26 (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). С 01.01.2013, то есть с даты вступления в силу Закона N 402-ФЗ, формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению (смотрите в связи с этим информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). С этой даты все формы первичных учетных документов должен утверждать руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Перечень обязательных реквизитов, порядок утверждения, составления и исправления первичных документов содержатся в ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Соответственно, если функции инвентаризационной комиссии будут возложены на одного человека - руководителя организации, то организации следует самостоятельно разработать формы первичных документов, необходимых для оформления результатов инвентаризации в рассматриваемой ситуации, и утвердить их в качестве приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 4 ПБУ 1/2008). Полагаем, что в качестве "основы" для первичных документов можно использовать унифицированные формы, утвержденные постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88, от 27.03.2000 N 26. Но в тексте документов и в реквизитах подписей следует отразить тот факт, что инвентаризация проводится одним человеком.
Здесь же отметим, что в постановлении ФАС Московского округа от 06.04.2010 N КГ-А40/2604-10 по делу N А40-24133/09-11-263 нам встретилось упоминание о том, что в ситуации, когда единственным участником ООО был генеральный директор (который также исполнял обязанности главного бухгалтера), он являлся единственным членом инвентаризационной комиссии.
Также п. 2.3 Методических указаний определено, что в состав комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. При этом положения Методических указаний не содержат специальной оговорки о том, что члены инвентаризационной комиссии должны состоять с организацией именно в трудовых отношениях. Нормативные акты не запрещают включать в состав инвентаризационной комиссии представителей сторонних организаций - аудиторов, экспертов, консультантов. Поэтому мы полагаем, что такие представители могут входить в состав инвентаризационной комиссии. Если организация решит привлечь к участию в инвентаризационной комиссии указанных лиц, то ее состав в обязательном порядке должен быть утвержден руководителем организации.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет при инвентаризации денежных средств в кассе;
- Энциклопедия решений. Учет списания товаров в результате порчи, недостачи, хищения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Самойлов Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
22 августа 2013 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.