Вправе ли собственники помещений - члены ТСЖ требовать от товарищества уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг по содержанию общего имущества ненадлежащего качества?
Действующее законодательство может быть истолковано двояко. С одной стороны, в силу специального указания в постановлении Правительства РФ порядок изменения размера платы не распространяется на отношения ТСЖ и его членов (позиция 1). С другой стороны, Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), дающий право на изменение размера цены услуги, распространяется в полной мере на всех собственников помещений (позиция 2). Представляется, что следование позиции 1 ставит отдельных собственников помещений в более выгодные условия по сравнению с другими, что не соответствует закону.
Позиция 1. Согласно п. 10 ст. 156 ЖК РФ изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в МКД ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством РФ. В силу п. 2 Правил изменения размера платы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 491, данный порядок не распространяется на отношения, возникающие в связи с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества собственниками помещений в МКД, являющимися членами ТСЖ. Тем более что в соответствии с п. 5 ст. 155 ЖК РФ члены ТСЖ вносят не плату за содержание и ремонт жилого помещения, а обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД. Изложенное позволило суду сделать вывод о том, что члены ТСЖ не вправе требовать снижения размера обязательных платежей и взносов в связи с предоставлением услуг по содержанию, ремонту и обслуживанию общего имущества ненадлежащего качества.
Судебная практика. Апелляционное определение Московского областного суда от 13.12.2012 по делу N 33-22942.
Позиция 2. В соответствии с п. 2 ст. 143.1 ЖК РФ члены ТСЖ наравне с собственниками помещений, не вступившими в товарищество, вправе предъявлять требования к ТСЖ относительно качества оказываемых услуг и (или) выполняемых работ. Закон о защите прав потребителей (п. 1 ст. 29), который в полной мере распространяется на всех собственников помещений независимо от их членства в товариществе*(1), дает право гражданам требовать уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги) при обнаружении недостатков таковой. Лишение данного права членов ТСЖ - потребителей означает ущемление их прав.
Кроме того, в общей норме (ст. 153 ЖК РФ) говорится об обязанности собственника помещения (независимо от его членства в ТСЖ) вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Фактически от того, что собственник помещения вступил в ТСЖ, данная плата лишь получила иное название (обязательные платежи и взносы), но не изменила своей сути (по крайней мере, ввиду того, что деятельность по управлению МКД остается одинаковой независимо от способа управления и членства тех или иных собственников помещений в ТСЖ).
Судебная практика. Отсутствует.
Н.Н. Максимова,
эксперт журнала
"Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 августа 2013 г.
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. экспресс-консультацию "Распространяется ли на деятельность ТСЖ законодательство о защите прав потребителей?"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"