Закон о контрактной системе: основные изменения при расходовании средств субсидий и средств ОМС
Данный материал продолжает цикл статей*(1), посвященных обзору и анализу изменений, которые привносит в жизнь бюджетных учреждений Закон о контрактной системе*(2). Речь пойдет о закупках, осуществляемых бюджетными учреждениями за счет предоставляемых из бюджета субсидий и средств ОМС.
Уточнение понятия "приобретение товаров, работ и услуг"
В новом законодательстве уточняется, что понятие "приобретение товаров, работ и услуг" включает в себя понятие "приобретение недвижимого имущества" или "аренда имущества"*(3). Таким образом, в отличие от действующего законодательства явным образом обозначается, что требования нового закона распространяются на случаи, когда бюджетное учреждение приобретает недвижимое имущество или арендует имущество (как недвижимое, так и движимое).
Провозглашение принципов закупок
Новый закон впервые провозглашает принципы, которые необходимо соблюдать при осуществлении закупок*(4):
1) открытость и прозрачность (выражаются в свободном и безвозмездном доступе к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок);
2) обеспечение конкуренции - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение любых действий, которые противоречат требованиям закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции (в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок);
3) профессионализм заказчика - осуществление деятельности заказчиком на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Заказчики должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок;
4) стимулирование инноваций. Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции;
5) единство контрактной системы в сфере закупок. Контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
6) ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд. Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством.
Нормирование, планирование и обоснование закупок
В процесс осуществления закупок включены и регламентированы нормирование, планирование и обоснование закупок (ст. 16-22 Закона о контрактной системе).
Нормирование закупок
Нормирование в сфере закупок представляет собой установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством РФ. Правила нормирования должны быть установлены Правительством РФ.
Планирование закупок
Требования Закона о контрактной системе, касающиеся планирования закупок, вступают в силу с 01.01.2015. Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения двух типов документов: планов закупок и планов-графиков закупок.
План закупок формируется на срок действия бюджета на очередной и плановый период и в числе прочего содержит:
1) цель осуществления закупки;
2) наименование объекта закупки и его описание, а также объем закупаемых товара, работы или услуги;
3) информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги;
4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
5) сроки осуществления закупки;
6) обоснование закупки;
7) информацию о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера:
а) способны поставить, выполнить, оказать только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации;
б) предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования).
План-график закупок является инструментом уже более детального планирования, составляется на основе плана закупок на один финансовый год и включает в себя в числе прочего следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальную (максимальную) цену контракта, обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
- дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и их обоснование;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
- дату начала закупки;
- информацию о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта.
Как в план закупок, так и в план-график закупок могут вноситься изменения в определенных законодательством случаях (например, в случае корректировки целей государственных программ, в рамках которых осуществляются те или иные закупки).
Обоснование закупок
Требования Закона о контрактной системе, касающиеся обоснования закупок, вступают в силу также с 01.01.2015. Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок и плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, определенным законодательством. Обоснованию подлежат объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и ее нормирования, а также начальная (максимальная) цена контракта и способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки. Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования устанавливаются Правительством РФ.
Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об определении и обосновании начальной (минимальной) цены контракта. Здесь новое законодательство предлагает заказчикам применять один или одновременно несколько следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный методы.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или (при их отсутствии) однородных товаров, работ, услуг. При применении данного метода информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Здесь могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или (при их отсутствии) однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Метод является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг. Например, при приобретении жилых помещений для федеральных государственных нужд начальная цена контракта должна рассчитываться на основе установленного значения предельной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения*(5).
Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы, услуги. Например, при закупке услуг по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов начальная цена контракта должна рассчитываться с учетом установленного органом исполнительной власти субъекта РФ тарифа*(6).
Проектно-сметный метод состоит в определении начальной (максимальной) цены контракта:
1) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;
2) на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами.
Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных вышеописанных методов или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты. Например, при закупке услуги по проведению праздничного мероприятия на открытом воздухе могут учитываться затраты на приглашение концертных коллективов, аренду оборудования, обработку места проведения мероприятия от клещей и т.д. По сути, применение такого подхода напоминает составление бюджета проекта: сначала определяются необходимые статьи расходов, а затем на основе имеющейся практики определяются их размеры. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе (ЕИС), других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
Содержащееся в новом законодательстве описание возможных методов определения начальных цен контрактов является весьма лаконичным. Нетрудно предположить, что на практике у заказчиков (контрактных служб) возникнут трудности с применением этой новации законодательства, особенно с применением затратного метода. Решить эту проблему призваны предусмотренное в новом законе появление методических рекомендаций по определению цен контрактов и утверждение их распорядительным документом Минэкономразвития*(7).
Введение процедуры обязательного общественного обсуждения закупок
Статья 20 Закона о контрактной системе вводит процедуру общественного обсуждения закупок. Случаи проведения такого обсуждения закупок и его порядок должны быть установлены Правительством РФ. Обсуждение начинается с даты размещения в ЕИС планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии с законодательством. Законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в дополнение к случаям, установленным Правительством РФ, могут быть установлены иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд соответственно, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.
Создание института контрактной службы и контрактных управляющих
Согласно ст. 38 Закона о контрактной системе служба контрактных управляющих должна создаваться заказчиками, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб. Контрактная служба и контрактные управляющие осуществляют следующие функции и полномочия:
- разрабатывают план закупок, подготавливают изменения для внесения в план закупок, размещают в ЕИС план закупок и внесенные в него изменения;
- разрабатывают план-график, подготавливают изменения для внесения в план-график, размещают в ЕИС план-график и внесенные в него изменения;
- организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- подготавливают и размещают в ЕИС извещения об осуществлении закупок, документацию о закупках и проекты контрактов, подготавливают и направляют приглашения принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;
- обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
- участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подготавливают материалы для выполнения претензионной работы.
Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Закрепление процедуры привлечения экспертов и экспертных организаций
Под экспертом или экспертной организацией в новом законе понимается обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которое осуществляет на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в предусмотренных случаях (п. 15 ст. 3 Закона о контрактной системе).
К таким случаям относятся:
1) обеспечение экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям (ст. 58 Закона о контрактной системе);
2) проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта*(8). При этом привлечение экспертов или экспертных организаций является обязательным для заказчика, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением следующих случаев*(9):
- осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
- осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
- осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, парком, театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом или дворцом культуры, клубом, библиотекой, архивом) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
- возникновение потребности в работе или услуге, выполнение или оказание которой может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием;
- оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
- заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
- заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом, телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом или дворцом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком, заповедником, ботаническим садом с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим или юридическим лицом, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе с концертным коллективом, на исполнение, либо с физическим или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями;
- заключение контракта на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности;
- заключение контракта на управление многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в таком доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности;
- заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление;
- заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий. К таким услугам относятся и обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;
- заключение контракта на оказание услуг адвоката в связи с назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве либо судом для участия в качестве представителя в гражданском судопроизводстве.
Кроме того, Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных контрактом. Пока такие дополнительные случаи не определены.
Согласно ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной системе в качестве экспертов и экспертных организаций не могут быть привлечены:
1) физические лица:
а) являющиеся в течение менее двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
в) являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;
2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем 20% вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;
3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может влиять на результат проводимой ими экспертизы.
Новые способы размещения заказов
Законом о контрактной системе введены новые способы размещения заказов (определения поставщиков): конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений.
Конкурс с ограниченным участием*(10) - это конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования. Победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор. Данный способ применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики, имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к категории высококвалифицированных устанавливаются Правительством РФ. Данный способ применяется также при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнении работ, оказании услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, хранилищам (депозитариям) музея, системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
В отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования, которые используются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Двухэтапный конкурс*(11) - это конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования, победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа данного конкурса.
Двухэтапный конкурс может проводиться при одновременном соблюдении следующих условий:
- конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
- для уточнения характеристик объекта закупки необходимо обсудить его с участниками закупки.
При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта. При этом предоставления обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется. Затем конкурсная комиссия проводит с участниками, подавшими первоначальные заявки, обсуждения. Обсуждаются любые содержащиеся в заявках предложения в отношении объекта закупки. При обсуждении предложения каждого участника конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам конкурса. На обсуждении предложения каждого участника вправе присутствовать все его участники. Результаты первого этапа двухэтапного конкурса фиксируются в соответствующем протоколе. По этим результатам заказчик вправе уточнить условия закупки, а именно:
- любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик вправе дополнить данные характеристики новыми характеристиками;
- любой указанный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе. При этом заказчик вправе дополнить данные критерии новыми критериями только в той мере, в какой это дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки.
На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. Участник первого этапа вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса.
Заказчик может привлекать экспертов, экспертные организации при проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах. Экспертная оценка может осуществляться в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса. Заказчик также вправе привлекать указанных экспертов при проведении конкурсов в целях обеспечения оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям.
Запрос предложений*(12) - это такой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях в товаре, работе или услуге для нужд заказчика сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений, а победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом удовлетворяет потребностям заказчика в товаре, работе или услуге.
Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в случае:
- заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком;
- заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх;
- заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ;
- заключения контракта на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами;
- осуществления закупок дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ, официальными представительствами РФ при международных организациях и иными заказчиками, работающими за пределами территории РФ, для обеспечения такой деятельности в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 15 млн. руб.;
- осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объема лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут быть лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам;
- признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
- осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений в ЕИС заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Такими лицами в обязательном порядке считаются лица, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчик заключал контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контрактов. С момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять проведение запроса предложений или вносить изменения в извещение и документацию о проведении запроса предложений.
Для участия в запросе предложений участники подают заявки в письменной форме или в форме электронного документа. Срок и порядок подачи устанавливаются в извещении и документации о проведении запроса предложений. Заявки оцениваются комиссией на основании критериев, указанных в документации, фиксируются и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей. После оглашения всем участникам предлагается направить окончательное предложение. Выигравшим является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах. В случае если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим признается предложение, которое поступило раньше.
Применение библиотеки типовых контрактов
Применение при размещении заказов библиотеки типовых контрактов регулируется ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти в своей сфере регулирования должны разработать и утвердить типовые контракты, типовые условия контрактов. Документы размещаются в ЕИС и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. Порядок разработки этих документов, а также случаи и условия их применения должны быть установлены Правительством РФ. Отметим, что новое законодательство предусматривает, что в определенных случаях цена контракта может быть не твердой, а ориентировочной либо определяться по формуле с указанием максимального значения цены, установленного заказчиком в документации о закупке. Такие случаи должны быть определены Правительством РФ.
Мониторинг и аудит в сфере закупок
Включение в процесс осуществления закупок такого отдельного этапа, как мониторинг и аудит в сфере закупок, регулируется ст. 97 и 98 Закона о контрактной системе. Требования, касающиеся мониторинга и аудита, вступают в силу с 01.01.2015.
Мониторинг закупок представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков закупок. Мониторинг оценивает степень достижения целей осуществления закупок, обоснованность закупок, совершенствование законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Мониторинг производится с использованием ЕИС и на основе содержащейся в ней информации. Результаты мониторинга по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в Правительство РФ. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки его подготовки определяются Правительством РФ. Данный отчет содержит оценку эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяет меры по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ и контрольно-счетными органами муниципальных образований, образованными представительными органами муниципальных образований. Данные органы в пределах своих полномочий анализируют и оценивают результаты закупок, достижение целей осуществления закупок. Для этого органы аудита осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность. Они проверяют, анализируют и оценивают информацию о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Органы аудита обобщают результаты, в том числе устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовят предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о таких результатах.
Отдельно в ходе мониторинга и аудита проводится оценка обоснованности планируемых закупок. По результатам этой оценки конкретная закупка может быть признана необоснованной. Если закупка признается необоснованной, органы контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений и привлекают виновных лиц к административной ответственности.
Изменения в правилах проведения электронного аукциона
В соответствии с действующим законодательством заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных объектов.*(13) Со вступлением в силу Закона о контрактной системе такая обязанность возникает у заказчика, если он закупает товары, работы, услуги, включенные в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ. При этом включение товаров, работ, услуг в указанные перечни возможно в случае одновременного выполнения двух условий: 1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки и 2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.*(14) Например, данные условия соблюдаются при закупке специализированных автомобилей скорой помощи: объект закупки в таком случае можно описать подробно и точно, а единственным критерием определения победителя может быть стоимость автомобиля, отвечающего подробным и точным требованиям. В то же самое время эти условия вряд ли могут быть соблюдены при закупке научно-исследовательских работ, где диапазон и вариативность как объекта закупки, так и критериев определения победителей достаточно велики.
Согласно ч. 4 ст. 59 Закона о контрактной системе отбор операторов электронных площадок теперь будет производиться в порядке и на условиях, определенных Правительством РФ. Правительство определяет и перечень конкретных операторов. При этом функционирование площадок будет происходить в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Обратите внимание на ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе - уменьшен минимальный срок подачи заявок на участие в электронном аукционе: если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн. руб., то теперь размещение в единой информационной системе извещения о проведении аукциона должно осуществляться не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Новый закон расширяет временной диапазон для получения участником электронного аукциона разъяснений по аукционной документации - теперь заказчик обязан давать разъяснения, если запрос поступил ему не позднее чем за 3 дня до срока подачи заявок на участие в аукционе (ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе).
Если в настоящее время участник электронного аукциона имеет право только отозвать свою заявку*(15), то со вступлением в силу Закона о контрактной системе у него будет право свою заявку изменить*(16). Однако следует отметить, что наряду с этим в новом законодательстве порядок подачи заявок на участие именно в электронном аукционе не содержит в себе соответствующей нормы, которая бы подтверждала такое право участника электронного аукциона.*(17) Здесь имеет место нестыковка положений одного и того же закона.
В период действия Закона N 94-ФЗ заказчик имеет право отказаться от проведения электронного аукциона не позднее чем за 10 дней до срока окончания подачи заявок, если начальная (минимальная) цена контракта превышает 3 млн. руб., и не позднее чем за 5 дней, если эта цена не превышает 3 млн. руб.*(18), и разместить информацию об этом в течение 1 дня со дня принятия решения. С 01.01.2014*(19) независимо от размера цены заказчик сможет отменить аукцион только не позднее чем за 5 дней до срока окончания подачи заявок. При этом он обязан разместить соответствующую информацию в день принятия решения и незамедлительно довести ее до всех участников аукциона, подавших заявки (ч. 1 и 3 ст. 36 Закона о контрактной системе). Отмена электронного аукциона в другие сроки будет допускаться в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.*(20)
Вносить изменения в извещение о проведении электронного аукциона, согласно ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе, можно будет не позднее чем за 2 дня до срока окончания подачи заявок. При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе прошло не менее чем 7 дней, независимо от начальной (минимальной) цены контракта.
Если в настоящее время электронный аукцион на повышение цены (аукцион на право заключить контракт) может быть проведен в случае, когда при обычном аукционе (на снижение цены контракта) предлагаемая участниками аукциона цена контракта снижена до нуля, а размер обеспечения контракта в этом случае рассчитывается исходя из достигнутой цены*(21), то согласно Закону о контрактной системе аукцион на повышение цены начнет проводиться, когда участники аукциона снизят цену контракта до 0,5% начальной (максимальной) цены контракта или ниже. А размер обеспечения исполнения контракта, по новым правилам, рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.*(22)
Законом о контрактной системе сокращен срок рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона - с 6 дней со дня размещения на электронной площадке протокола проведения открытого аукциона в электронной форме*(23) до 3 рабочих дней независимо от размера начальной (максимальной) цены контракта*(24).
Если сейчас в случае уклонения победителя электронного аукциона от заключения контракта заказчик вправе заключить контракт с другим участником, предложение которого содержит такие же или лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем аукциона условий, а при уклонении и этого участника - со следующим участником и т.д.*(25), то по новым правилам перебирать участников запрещается, контракт можно заключить только с участником, предложение которого содержит такие же или лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем аукциона условий, а при уклонении и этого участника аукцион признается несостоявшимся*(26).
Еще одним новшеством Закона о контрактной системе является положение, согласно которому электронные площадки должны возвращать участникам аукционов не только внесенное ими обеспечение, но и полученный с него доход (ч. 8 ст. 44).
Изменения в правилах запроса котировок
Часть 2 ст. 72 Закона о контрактной системе вносит ограничения по объему закупок, осуществляемых через запрос котировок. С 01.01.2014 совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, и одновременно не должен составлять более 100 млн. руб. в год.
У заказчика появляется право вносить изменения в извещение о проведении запроса котировок при условии, что остается тем же объект закупки. Такие изменения должны быть внесены не позднее чем за 2 рабочих дня до окончания срока подачи заявок. При этом заказчик обязан продлить срок подачи заявок. Если начальная (минимальная) цена контракта превышает 250 тыс. руб., то срок должен составлять не менее 7 рабочих дней от даты внесения изменений, а если эта цена не превышает указанной суммы, то срок должен составлять не менее 4 рабочих дней от даты внесения изменений (ч. 6 ст. 74 Закона о контрактной системе).
По новым правилам процедура рассмотрения и оценки котировочных заявок будет включать вскрытие конвертов с заявками и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа. Части 1 и 5 ст. 78 Закона о контрактной системе обязывают заказчика вести аудиозапись процедуры вскрытия конвертов и предоставляют право участникам запроса вести аудио- и видеозапись этих действий. При этом вскрывают конверты, рассматривают и оценивают заявки на участие в запросе котировок в один день. В случае если котировочная комиссия отклоняет все заявки участников, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 рабочих дня. При этом заказчик в обязательном порядке направляет запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут поставить необходимый товар, выполнить работу или оказать услугу (ч. 2 ст. 79 Закона о контрактной системе).
При наличии судебных актов или обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта с победителем запроса котировок, заказчик будет иметь право продлить срок заключения контракта на срок действия таких актов и обстоятельств, но не более чем на 30 дней (ч. 15 ст. 78 Закона о контрактной системе).
Изменения в правилах закупки у единственного поставщика
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), цену контракта и другие существенные условия. Также в этом случае контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Извещение о закупках отдельных видов товаров, работ и услуг заказчик теперь должен будет размещать в открытом доступе (в единой информационной системе) не позднее чем за 5 дней до даты заключения контракта.*(27) К таким случаям, в числе прочего, относятся:
1) закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
2) закупка товаров, работ, услуг, поставляемых или оказываемых учреждением и предприятием уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, утвержденным Правительством РФ;
3) приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнения конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;
4) закупка печатных изданий или электронных изданий определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений или библиотек, государственных научных организаций;
5) закупка услуг по участию в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков, с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), который определен заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия;
6) заключение контракта культурным*(28) или образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным, природным или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим или юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом, на исполнение, либо с физическим или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями;
7) закупка услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок - бланков строгой отчетности;
8) закупка услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, на проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ авторами проектов.
Исключаются из перечня товаров, работ и услуг, закупаемых у единственного поставщика, услуги энергоснабжения, преподавательские услуги, оказываемые физическими лицами, закупка спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Паралимпийских играх, - все это теперь должно будет закупаться через механизм запроса предложений (ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе). Наряду с этим в этот перечень добавлена закупка лекарственных препаратов, назначаемых пациентам при наличии медицинских показаний (при индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Данное решение должно быть отражено в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. Такая закупка может быть осуществлена на сумму не более 200 тыс. руб. (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Новшеством также является то, что теперь совокупный годовой объем закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не должен составлять более 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и более чем 50 млн. руб. в год.*(29)
Кроме того, аналогичное ограничение будет действовать в отношении закупок у единственного поставщика, совершаемых государственным или муниципальным образовательным учреждением, учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., - совокупный годовой объем таких закупок теперь не должен составлять более 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и более чем 20 млн. руб. в год (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Изменения в критериях оценки заявок
В соответствии с Законом о контрактной системе при оценке заявок и предложений участников закупки заказчик будет обязан использовать следующие новые критерии*(30):
1) расходы на ремонт товаров;
2) использование результатов работ (здесь имеется в виду практическая значимость результатов, например возможность использования в практике результатов научного исследования);
3) экологические характеристики объекта закупки.
Расширяется критерий "квалификация" - теперь это понятие будет включать в себя наличие у участника закупки финансовых ресурсов, наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, а также деловой репутации, наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Из числа обязательных критериев теперь исключается ряд тех, которые применяются при оценке конкурсных заявок согласно действующему законодательству: сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок и объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг (п. 4-6 ч. 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ).
Вместе с тем новый закон дает право заказчику при проведении запроса предложений не применять установленные критерии оценки, а определять критерии по своему усмотрению (ч. 2 ст. 32 Закона о контрактной системе). Кроме того, в случаях, которые должны быть определены Правительством РФ, для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вместо критериев "цена контракта" и "расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ" вправе будет устанавливать критерий "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта". При этом критерий оценки стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта учитывает расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. А расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта должен будет производиться с учетом методических рекомендаций, которые должны быть разработаны Минэкономразвития (ч. 3 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Изменения в правилах закупки без указания объема (торг за единицу)
Согласно действующему законодательству заказчик при проведении аукциона может указывать начальную цену применительно к единице услуги или работы при закупке работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, услуг связи, юридических услуг.*(31) По Закону о контрактной системе при любом виде закупки к этому перечню добавляются медицинские, образовательные, гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги переводчика, услуги по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, по проведению оценки (ч. 2 ст. 42 *(32)).
Изменения в обжаловании результатов закупки
Часть 1 ст. 105 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что нарушающие права и законные интересы участника закупки действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки могут быть обжалованы.
Причем сделать это имеют право не только участники закупки, но и осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц.
Обжалование в контрольном органе в сфере закупок может проходить в судебном порядке или в порядке, установленном гл. 6 Закона о контрактной системе. Новый закон запрещает запрашивать у лица, подавшего жалобу, информацию и документы, которые находятся в распоряжении государственных органов (в том числе органов государственной власти), органов местного самоуправления либо органов, подведомственных государственным органам (в том числе органам государственной власти) или органам местного самоуправления. Контрольный орган в сфере закупок должен запрашивать такую информацию и документы самостоятельно (ч. 4 ст. 106). Например, к таким документам могут относиться протоколы определения поставщиков, распорядительные документы (приказы, распоряжения) и т.д.
Изменение требований по обеспечению контрактов
Часть 1 ст. 96 Закона о контрактной системе устанавливает обязательность обеспечения исполнения контракта по всем конкурентным способам закупки (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений). Кроме того, в определенных случаях заказчик имеет право требовать обеспечение контракта и при закупке у единственного поставщика. К таким случаям, в частности, относятся*(33):
1) закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.;
2) закупка товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб.;
3) оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
4) закупка определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновения необходимости срочного медицинского вмешательства;
5) закупка культурных ценностей (в том числе музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов;
6) закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы;
7) заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
8) заключение контракта театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком, с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставки декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями;
9) заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику;
10) заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение указанных мероприятий;
11) закупки лекарственных препаратов, предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии - данное решение должно быть отражено в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. Если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.*(34) Также размер обеспечения контракта может зависеть от применения антидемпинговых мер.*(35)
В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. Например, заказчик и поставщик заключили контракт на поставку определенных товаров при начальной цене контракта в 1 млн. руб., а размер обеспечения контракта был определен заказчиком как 20% от этой цены - 200 тыс. руб. Если во время исполнения контракта поставщик уже поставил заказчику товары на сумму 150 тыс. руб., то он имеет право получить предоставленное обеспечение контракта обратно, а вместо него внести обеспечение в размере 50 тыс. руб. Также поставщик может заменить денежные средства обеспечения контракта на банковскую гарантию (в случае потребности в оборотных средствах) или, наоборот, банковскую гарантию на денежные средства (в случае если внести собственные денежные средства проще, чем прибегать к услугам банка).
Если контракт заключается с казенным учреждением, то оно освобождается от требования предоставить обеспечение контракта*(36), а вот бюджетные учреждения будут лишены такой льготы, предусмотренной действующим законодательством*(37).
Закон о контрактной системе требует, чтобы банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения контракта, были выданы только теми банками, которые включены в специальный перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (ч. 1 ст. 45). Данный перечень ведется и постоянно обновляется Минфином на основании сведений, полученных от ЦБ РФ. Информация размещена на официальном сайте Минфина в разделе "Налоговые отношения", подраздел "Налоговая и таможенно-тарифная политика". Согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии теперь должен будет превышать срок действия контракта не менее чем на месяц.
Новый закон определяет требования к содержанию банковской гарантии, согласно которым в данном документе в числе прочего должны быть указаны*(38):
1) сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в установленных случаях при участии в закупке (уклонение или отказ участника закупки заключить контракт, непредоставление или предоставление с нарушениями до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта, изменение или отзыв участником закупки заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после истечения срока окончания подачи таких заявок), или сумма банковской гарантии, подлежащая уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств принципалом;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1% денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия банковской гарантии.
В Законе о контрактной системе появляется понятие "реестр банковских гарантий" - данный реестр размещается в единой информационной системе (ЕИС).*(39) Требования к форме банковской гарантии, используемой для целей Закона о контрактной системе, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра банковских гарантий, форма требования об осуществлении уплаты по банковской гарантии должны быть установлены Правительством РФ (ч. 8 ст. 45).
К сведению. По информации с сайта http://www.banklenta.com, порядка 80-90% банковских гарантий выдается для обеспечения государственных заказов. Власти надеются, что введение новой системы их учета позволит уменьшить процент представления поддельных документов. Сами банкиры оценивают число фальшивых гарантий среднему и малому бизнесу в 80-90%.
Согласно ч. 9 ст. 45 Закона о контрактной системе в реестр банковских гарантий включается следующая информация и документы:
1) наименование, место нахождения банка-гаранта, ИНН налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог ИНН налогоплательщика;
2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, ИНН налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог ИНН налогоплательщика;
3) денежная сумма, подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований Закона о контрактной системе;
4) срок действия банковской гарантии;
5) копия заключенного договора банковской гарантии;
6) иные информация и документы.
Указанные информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка, а банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные информацию и документы в реестр банковских гарантий (ч. 10 и 11 ст. 45).
В части 6 ст. 45 Закона о контрактной системе установлены следующие основания для отказа от принятия заказчиком банковской гарантии:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, предусмотренным Законом о контрактной системе;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Банковское сопровождение контрактов
В новом законе появляется понятие "банковское сопровождение контрактов" - это подразумевает, что в случае такого сопровождения расчеты в ходе исполнения контракта будут отражаться на счетах, открытых в конкретном банке. Случаи такого сопровождения должны быть определены Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (ч. 2 ст. 35). Правительство РФ должно будет установить порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, среди прочего, требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов (ч. 1 ст. 35).
Изменения в правилах ведения реестра контрактов
В соответствии с действующим законодательством в реестр контрактов не включаются сведения о контрактах и гражданско-правовых договорах на закупку у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.*(40) Согласно новому закону в реестр контрактов также не вносятся сведения о договорах, заключенных при закупке товара, работы или услуги государственным или муниципальным образовательным учреждением, государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которых являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив) на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. (ч. 8 ст. 103).
Часть 2 ст. 103 Закона о контрактной системе расширяет номенклатуру сведений, включаемых в реестр контрактов. Новыми позициями являются*(41):
1) копия заключенного контракта, подписанная усиленной электронной подписью заказчика;
2) идентификационный код закупки;
3) документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
4) цена единицы товара, работы или услуги, наименование страны происхождения или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта;
5) решение врачебной комиссии (в случае осуществления закупки лекарственных препаратов путем запроса предложений и у единственного поставщика).
Новый закон устанавливает, что контракты, информация о которых не включена в реестр контрактов, не подлежат оплате (ч. 8 ст. 103).
Изменения в правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков
В Законе о контрактной системе появляется новое основание для включения поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков - односторонний отказ заказчика от исполнения контракта (ч. 16 ст. 95). Также расширен перечень сведений о недобросовестных поставщиках - теперь в числе прочего в реестре нужно будет указывать сведения о лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридического лица, членах коллегиального исполнительного органа, учредителях (п. 2 ч. 3 ст. 104).
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике
Института экономики города (Москва)
"Руководитель бюджетной организации", N 8-10, август-октябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью К.Г. Чагина "Новые правила осуществления закупок бюджетными учреждениями", N 7, 2013.
*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(3) Пункт 3 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе.
*(4) Статьи 7-12 Закона о контрактной системе.
*(5) Постановление Правительства РФ от 10.06.2011 N 460 "О предельной стоимости 1 кв. м общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд".
*(6) Пункт 4 ч. 4 ст. 4 и п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
*(7) Часть 20 ст. 22 Закона о контрактной системе.
*(8) Пункт 1 ч. 1 и ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе.
*(9) Часть 4 ст. 94 и п. 1, 4-6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26, 27 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
*(10) Статья 56 Закона о контрактной системе.
*(11) Статья 57 Закона о контрактной системе.
*(12) Статья 83 Закона о контрактной системе.
*(13) Часть 4.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
*(14) Часть 2 ст. 59 Закона о контрактной системе.
*(15) Часть 18 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.
*(16) Статья 43 Закона о контрактной системе.
*(17) Статья 66 Закона о контрактной системе.
*(18) Часть 6 ст. 46.5 Закона N 94-ФЗ.
*(19) Дата вступления в силу Закона о контрактной системе.
*(20) Часть 2 ст. 36 Закона о контрактной системе.
*(21) Часть 18 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ.
*(22) Часть 23 ст. 68 Закона о контрактной системе.
*(23) Часть 5 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ.
*(24) Часть 5 ст. 69 Закона о контрактной системе.
*(25) Части 13 и 14 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.
*(26) Части 14 и 15 ст. 70 Закона о контрактной системе.
*(27) Часть 2 ст. 93 Закона о контрактной системе.
*(28) Театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным или хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом.
*(29) Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
*(30) Часть 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
*(31) Пункт 4.1 ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
*(32) Здесь и далее в скобках указываются части и статьи Закона о контрактной системе.
*(33) Часть 2 ст. 96 Закона о контрактной системе.
*(34) Часть 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
*(35) Подробнее см. часть статьи К.Г. Чагина "Закон о контрактной системе: основные изменения при расходовании средств субсидий и средств ОМС", опубликованную в N 9, 2013.
*(36) Часть 8 ст. 96 Закона о контрактной системе.
*(37) Часть 4 ст. 29 Закона N 94-ФЗ.
*(38) Часть 2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
*(39) Пункт 9 ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе.
*(40) Часть 1 ст. 18 Закона N 94-ФЗ.
*(41) Часть 2 ст. 103 Закона о контрактной системе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"