Порядок заключения бюджетным учреждением энергосервисного договора
В соответствии со ст. 24 Закона об энергосбережении*(1) бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение потребления энергетических ресурсов. В течение пяти лет не менее чем на 15% нужно сократить объемы потребления воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля (по отношению к объему каждого из указанных ресурсов, фактически потребленного учреждением в 2009 году). Соответственно, начиная с 2009 года ежегодное снижение такого объема должно составить не менее 3%. Один из наиболее эффективных вариантов решения данной задачи - заключение энергосервисного контракта с энергосберегающей организацией. Возникает вопрос: могут ли бюджетные учреждения заключать энергосервисные договоры (и если да, то каков порядок их заключения)?
В статье 56.1 Закона N 94-ФЗ*(2), регулирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливающего единый порядок размещения заказов, указано, что заказчики вправе заключать энергосервисные договоры (контракты).
Тогда возникает закономерный вопрос: могут ли бюджетные учреждения выступать в роли таких заказчиков?
Правовые основы энергосервисного договора
Согласно п. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Бюджетные учреждения в разряд государственных и муниципальных заказчиков не входят - названный пункт относит их к иным заказчикам. Кроме того, содержится пояснение, что государственные, муниципальные и иные заказчики в Законе N 94-ФЗ далее именуются заказчиками, а государственные, муниципальные нужды и нужды бюджетных учреждений - нуждами заказчиков. Порядок размещения заказов для иных заказчиков, то есть для бюджетных учреждений, аналогичен порядку размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
В Законе N 94-ФЗ уточняется, что от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования заказчики заключают государственные или муниципальные контракты. А бюджетные учреждения от своего имени заключают гражданско-правовые договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).
Итак, бюджетные учреждения могут заключать энергосервисные договоры (контракты), относящиеся к гражданско-правовым договорам. Они обязаны это делать только по итогам размещения заказа, проводимого в соответствии с Законом N 94-ФЗ. Обратите внимание, что заключение энергосервисного договора (контракта) является правом, а не обязанностью учреждения.
Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков - это действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков). С этими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) заказчик должен заключить государственный или муниципальный контракт или гражданско-правовой договор бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также иной гражданско-правовой договор в любой форме. Иной гражданско-правовой договор заключается в случае, предусмотренном пп. 14 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а именно при поставках товаров, выполнении работ, оказании услуг на сумму, не превышающую установленного Центробанком предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке*(3). При этом следует учитывать, что заказы на данную сумму на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг бюджетное учреждение вправе размещать в течение квартала.
Предметом энергосервисного договора (контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования заказчиком энергетических ресурсов*(4). Как правило, такие действия прописаны в энергопаспорте учреждения.
В пункте 2 ст. 19 Закона об энергосбережении прописаны обязательные условия, которые должны содержаться в энергосервисном договоре (контракте):
1) величина экономии энергоресурсов (в том числе в стоимостном выражении). Экономия должна быть обеспечена исполнителем;
2) срок действия энергосервисного договора (контракта). Он должен быть не менее срока, необходимого для достижения установленной энергосервисным договором (контрактом) величины экономии энергоресурсов;
3) иные обязательные условия энергосервисных договоров (контрактов), установленные законодательством РФ.
Пункт 3 ст. 19 Закона об энергосбережении включает перечень необязательных, но возможных условий содержания энергосервисного договора:
1) обязанность исполнителя обеспечивать согласованные сторонами режимы, условия использования энергоресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;
2) обязанность исполнителя установить и ввести в эксплуатацию приборы учета используемых энергоресурсов;
3) условие об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;
4) иные определенные соглашением сторон условия.
Определяем начальную (максимальную) цену контракта
Чтобы определить начальную (максимальную) цену контракта (лота) на энергосервис, следует учитывать фактические расходы, понесенные заказчиком по контрактам на поставки соответствующих видов энергоресурсов за прошлый год. К примеру, заказчик рассчитывает фактические расходы. Среднегодовая стоимость электроэнергии - 4,2 руб./кВт-ч. При потреблении 100 000 кВт-ч расходы на поставку электроэнергии составляют 420 000 руб. (4,2 руб./кВт-ч х 100 000 кВт-ч). Но при этом следует помнить, что данная цена не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством РФ*(5).
Рассмотрим особенности определения начальной (максимальной) цены контракта (лота) на энергосервис.
Если срок исполнения контракта на энергосервис - один календарный год или меньше, начальная (максимальная) цена определяется как произведение фактического объема потребления энергоресурса за прошлый год и стоимости единицы энергоресурса. При этом стоимость единицы энергоресурса равна цене (тарифу), по которой заказчик рассчитывается за поставку энергоресурса и которая действует на дату объявления о проведении отбора. Например, для контракта, анонсированного 06.06.2013, базовым будет 2012 год. Соответственно, берется потребление электроэнергии за 2012 год (100 000 кВт-ч) и стоимость 1 кВт-ч электроэнергии на момент объявления конкурса, то есть на июнь (4,37 руб./кВт-ч). В итоге получаем начальную (максимальную) стоимость 437 000 руб. (100 000 кВт-ч х 4,37 руб./кВт-ч).
Если заказчик рассчитывает поставку энергоресурса по нескольким ценам (тарифам), стоимость единицы энергоресурса определяется как средневзвешенная цена (тариф). Средневзвешенная цена (тариф) рассчитывается следующим образом. Каждый объем поставки энергетического ресурса, потребляемого заказчиком за один календарный месяц, предшествующий дате объявления о проведении отбора, умножается на цену (тариф), по которой осуществлялись расчеты за соответствующие объемы поставки энергетического ресурса. Полученные результаты складываются и делятся на суммарный объем поставки энергетического ресурса. Иначе говоря, цена рассчитывается как среднеарифметическая стоимость поставки по одному тарифу. Например, по первому поставщику тариф равен 4,2 руб./кВт-ч, потребление - 30 000 кВт-ч, итого - 126 000 руб. По второму поставщику тариф равен 4,44 руб./кВт-ч, потребление - 70 000 кВт-ч, итого - 310 000 руб. Средневзвешенная цена будет рассчитана так: (126 000 руб. + 310 000 руб.) / 100 000 кВт-ч = 4,36 руб./кВт-ч (тариф средний).
Если срок исполнения контракта на энергосервис более года, начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергоресурса за прошлый год, стоимости единицы энергоресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющего срок исполнения контракта.
При размещении заказа на энергосервис путем проведения конкурса, запроса котировок или аукциона (в том числе открытого аукциона в электронной форме) на условиях, предусмотренных пп. 2, 3 п. 5, а также пп. 2, 3 п. 9 ст. 56.1 Закона N 94-ФЗ, предложение участника о размере экономии в денежном выражении определяется как произведение экономии расходов заказчика на поставки энергоресурса в натуральном выражении за весь период действия энергосервисного контракта и стоимости единицы энергоресурса, которая указана в документации (конкурсной, об аукционе) и извещении о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) на энергосервис должна быть указана в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок (далее - документация и извещение). Данная цена должна включать расшифровку расходов на поставки энергоресурсов в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги.
Информация о цене, которую анонсирует участник торгов на площадке для участия в конкурсе, также должна включать одно из следующих условий:
- условие А - фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту на энергосервис. То есть участник конкурса должен дать, например, такое предложение: фиксированная экономия 20 000 руб. затрат заказчика на электроэнергию в год, срок договора - пять лет, максимальный процент экономии в пользу исполнителя - 95% от суммы экономии, полученной за весь период действия договора. Таким образом, если заказчик объявил конкурс на фиксированное снижение 10 000 руб., то участник конкурса с предложением 20 000 руб. получает более высокую оценку;
- условие Б - подлежащий уплате исполнителю по контракту на энергосервис фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, минимальный размер такой экономии в денежном выражении. Например, процент экономии в пользу исполнителя - 5% (в конкурсной документации заказчик объявил минимальную экономию 3%), максимальный процент экономии, выплачиваемый в пользу исполнителя, - 95% (в конкурсной документации заказчик объявил максимальный процент 99%). Таким образом, участник показывает снижение и получает более высокую оценку;
- условие В - минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент такой экономии, который может быть уплачен исполнителю по контракту на энергосервис (ст. 56.1 Закона N 94-ФЗ). Например, участник конкурса может объявить условие получения минимальной экономии, которую он обязуется достичь по 10 000 руб. затрат заказчика в год на электроэнергию, срок договора - пять лет, максимальный процент экономии в пользу исполнителя - 95%.
Проще говоря, существуют три возможных варианта объявления условий в зависимости от того, по какому пункту ст. 56.1 Закона N 94-ФЗ проходит конкурс. В соответствии с одним из трех условий участник конкурса формирует свое предложение по цене.
Выбираем варианты предложений
Если бюджетное учреждение, размещая заказ на энергосервис, проводит конкурс или запрашивает котировки, оно должно указать в документации и извещении, что в заявку необходимо включить одно из трех предложений:
- предложение 1 - о цене контракта (предложенный участником размещения заказа процент экономии) в случае, предусмотренном пп. 1 п. 3 Закона N 94-ФЗ (при условии А по информации о цене);
- предложение 2 - о сумме экономии, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергоресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, в случае, предусмотренном пп. 2 п. 3 Закона N 94-ФЗ (при условии Б по информации о цене);
- предложение 3 - о сумме экономии, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергоресурсов и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником проценту такой экономии, в случае, предусмотренном пп. 3 п. 3 Закона N 94-ФЗ (при условии В по информации о цене).
Вместо сравнения цены контракта конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет предложения о сумме*(6) для выявления лучших условий соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, которые заказчик осуществит в результате заключения, исполнения контракта, а также расходов, которые заказчик понесет по контракту. При этом заявки на участие в конкурсе в соответствии с предложением о сумме оцениваются и сопоставляются в порядке, установленном Правительством РФ согласно п. 7 ст. 28 Закона N 94-ФЗ. А именно: чтобы определить лучшие условия исполнения контракта, предложенные в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна учитывать и другие критерии оценки, такие как функциональные и качественные характеристики товара, квалификация исполнителей, расходы на эксплуатацию и техобслуживание товара, сроки, гарантии.
Если заказ на энергосервис размещается через аукцион, торги проводятся путем снижения одного из следующих показателей:
- показатель 1 - цена контракта на энергосервис (процент экономии) при условии А;
- показатель 2 - предложение о сумме, определяемое как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергоресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов, при условии Б;
- показатель 3 - предложение о сумме, определяемое как разница между начальной (максимальной) ценой контракта и экономией в денежном выражении указанных расходов, предложенной участником аукциона и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником размещения заказа проценту такой экономии, при условии В.
Если снижаются показатели 2 и 3, то победителем аукциона признается лицо, сделавшее предложение о наиболее низкой сумме.
При снижении показателя 3 победитель аукциона определяет размер экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов в денежном выражении и процент от такой экономии с учетом предусмотренных документацией об аукционе минимальной экономии и максимального процента от такой экономии, а также предложения о сумме этого победителя.
Контракт на энергосервис заключается по цене, которая определяется в виде:
1) процента фиксированной экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов в денежном выражении, предложенного победителем, при условии А;
2) фиксированного процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов в денежном выражении, предложенного победителем, при условии Б;
3) процента экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов в денежном выражении, предложенного победителем, при условии В.
Указываем экономию расходов
При заключении контракта на энергосервис в контракте должна быть названа экономия соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов в натуральном выражении. Например, как вид ресурса, подлежащий экономии, указывается электроэнергия, и оговаривается, что экономия электроэнергии должна составить не менее 1 000 кВт-ч в год относительно базового уровня, то есть 10% от потребления базового года (как было сказано выше). Данная экономия рассчитывается из фиксированного размера экономии в денежном выражении при условии А или предложенной участником размещения заказа при условии Б и В экономии в денежном выражении таких расходов, а также из стоимости единицы всех товаров, работ, услуг, отраженных в конкурсной документации и извещении.
Если контракты заключаются при условии А и Б, в них также указывается предложенный участником процент экономии соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, при условии Б - фиксированный процент такой экономии. Данный процент не может изменяться в ходе исполнения контракта.
Исполнитель контракта обязан обеспечить предусмотренную контрактом экономию соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов в натуральном выражении без учета экономии в стоимостном выражении. "В стоимостном выражении" - это в рублях, то есть если раньше заказчик тратил 437 000 руб. в год на оплату электроэнергии, то конкурс может быть объявлен на экономию, например, 20 000 руб. в год по результатам реализованных мероприятий.
Контракт на энергосервис оплачивается исходя из размера предусмотренной экономии соответствующих расходов заказчика в натуральном выражении, а также процента такой экономии, определенной в стоимостном выражении по ценам (тарифам) на соответствующие энергоресурсы, фактически сложившимся за период исполнения контракта.
Контракт оплачивается исходя из экономии энергоресурсов (тепловой энергии, электроэнергии, воды, топлива) в натуральном выражении (в гигакалориях, киловатт-часах, кубических метрах, тоннах и т.п.) от базового года (года, предшествующего внедрению мероприятий), умноженной на существующий тариф и на долю, отходящую энергосервисной компании за период (месяц, квартал, год).
Примерно это выглядит вот так:
Q = S х R х P х N, где:
Q - цена контракта, руб.;
S - размер экономии в натуральном выражении, Гкал, кВт-ч и т.п.;
R - действующий тариф, руб./Гкал, руб./кВт-ч и т.п.;
P - доля размера экономии, подлежащая уплате энергосервисной компании (не путать с начальной (максимальной) ценой контракта!), %;
N - распределение дополнительной экономии.
* * *
В целом, как видно из анализа законодательства, правовые аспекты проведения конкурса на энергосервис проработаны достаточно детально, но в современных условиях необходимо продолжать развивать законодательную базу энергосервисных контрактов, в том числе учитывая зарубежный опыт. Это необходимо для расширения применимости и популяризации данного вида финансирования энергосбережения.
По причине крайне малого опыта реализации энергосервисных контрактов в России экспертное сообщество постоянно выходит с предложениями по корректировке существующего законодательства. Делается это для облегчения механизма заключения подобных договоров и возврата средств, вложенных энергосервисными компаниями*(7).
И.В. Петров,
ведущий специалист дирекции
по реализации энергосервисных контрактов
ООО "Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС"
"Руководитель бюджетной организации", N 8, август 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
*(2) Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
*(3) С 22.07.2007 - 100 000 руб., в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя".
*(4) Пункт 1 Закона об энергосбережении.
*(5) Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис".
*(6) Предложение о сумме определяется как разница между начальной (максимальной) ценой контракта и предложенной участником аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика.
*(7) Уточнить информацию по заключению энергосервисных договоров можно у специалистов ООО "Центр энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС". Контактная информация - на сайте компании www.interef.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"