Налогообложение доходов физических лиц от операций с иностранной валютой
В современной России спектр видов доходов физических лиц, подлежащих налогообложению, весьма широк и уже давно не ограничивается оплатой труда и выручкой от продажи имущества.
Операции с ценными бумагами, драгоценными металлами, доверительное управление имуществом, страховые и пенсионные программы - вот лишь часть того набора инструментов, которые предлагаются физическим лицам не только для сбережения, но и для приумножения накоплений.
Не последнее место в этом перечне занимают операции с иностранной валютой. Особенности налогообложения доходов физических лиц, полученных в результате совершения подобных операций, мы и рассмотрим.
Общие сведения о рынке Форекс
Термин "рынок Форекс" является общим и включает в себя совокупность разнообразных связанных с валютой операций, а именно:
- операции банков друг с другом по купле-продаже (конвертации) валют на межбанковском рынке и валютных биржах;
- форвардные (срочные) операции банков на межбанковском рынке;
- операции клиентов (как физических, так и юридических лиц) с банками по конвертации одной валюты в другую;
- операции трейдеров (как частных, так и институциональных) на срочном биржевом рынке (купля-продажа фьючерсов и опционов), осуществляемые первыми через брокеров, а вторыми - как через брокеров, так и напрямую;
- операции частных трейдеров через дилинговые центры (форекс-брокеры).
По данным журнала "Эксперт", ежегодный оборот на российском рынке Форекс оценивается в 6 трлн. долл. США, что в разы больше оборота на ММВБ-РТС*(1). Популярность Форекс среди граждан России стремительно растет: в 2007 году готовность на нем работать высказали более 0,3% жителей страны (данные ВЦИОМ), а к началу 2010 года этот показатель уже составил почти 0,5% (экспертная оценка). Более 5% участников исследования, проведенного ФСФР России в 2010 году, хотели бы повысить свою грамотность в этой сфере*(2). Растет и рынок услуг форекс-брокеров - почти на 20% в год*(3). Это означает, что примерно через 4 года объем данного сегмента рынка финансовых услуг населению может удвоиться и число активно работающих трейдеров в России приблизится к отметке в 1 млн. человек.
В настоящее время ведется активная работа по созданию механизма государственного регулирования рынка Форекс. В этот процесс вовлечены как государственные структуры (в частности, Минфин России и ФСФР России), так и негосударственные объединения (саморегулируемая организация "Некоммерческое партнерство "Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий" (ЦРФИН), Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР)).
Такие стремительные темпы заставляют задуматься о необходимости безотлагательной выработки методологической базы для налогообложения доходов, получаемых физическими лицами от операций с иностранной валютой на рынке Форекс.
В настоящее время на этом рынке физическим лицам доступны следующие основные инструменты:
- операции по конвертации одной валюты в другую;
- операции на срочном биржевом рынке (купля-продажа фьючерсов и опционов) и внебиржевом рынке (купля-продажа внебиржевых форвардов), осуществляемые через брокеров;
- операции частных трейдеров через дилинговые центры (форекс-брокеры).
Остановимся подробнее на каждой категории операций.
Операции по конвертации одной валюты в другую
Данный вид сделок представляет интерес для целей налогообложения в случае их регулярного проведения налогоплательщиком. Основным признаком конверсионных операций является их поставочный характер. При совершении конверсионной операции происходит взаимный переход прав собственности между сторонами сделки на соответствующие валюты, являющиеся предметом сделки. Многочисленные разъяснения Минфина России, квалифицирующие операции на рынке Форекс как реализацию физическим лицом имущества (иностранной валюты), принадлежащего ему на праве собственности, применимы для этого вида сделок.
Подобные операции могут проводиться в двух формах.
1. Приобретение или продажа налогоплательщиком иностранной валюты путем непосредственного контакта с контрагентом (например, через пункты обмена валют). В подавляющем большинстве случаев данные сделки носят разовый характер и совершаются с целью получения налогоплательщиком той или иной иностранной валюты в необходимом количестве. Подчеркнем, что цель приобретения иностранной валюты физическим лицом - не получение дохода от благоприятного изменения курса, а ее использование в качестве платежного средства либо сбережение накоплений.
Объектом налогообложения НДФЛ признается, в частности, реализация имущества, находящегося в Российской Федерации и принадлежащего физическому лицу [1, подп. 5 п. 1 ст. 208 и ст. 209]. В то же время согласно подп. 1 п. 1 ст. 39 НК РФ [2] осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), не признается реализацией товаров, работ или услуг.
Таким образом, проведение физическим лицом валютообменных операций не образует объекта налогообложения по НДФЛ и потому не представляет для нас практического интереса.
2. Совершение налогоплательщиком конверсионных операций на организованном рынке. В настоящее время торги иностранной валютой в рамках торговой сессии проводятся на Московской бирже ММВБ-РТС и Санкт-Петербургской валютной бирже. Они организованы по принципам, сходным с организацией торгов ценными бумагами. Участники торгов - кредитные организации, а также Банк России как регулятор валютного рынка. Совершение физическими лицами сделок с иностранной валютой в рамках торгов на Московской бирже возможно путем заключения договора о брокерском (клиентском) обслуживании с кредитной организацией-участником торгов или с брокером, являющимся клиентом участника торгов. Сегодня услуги по совершению операций на валютном рынке Московской биржи предоставляются физическим лицам десятью российскими организациями (банками и инвестиционными компаниями)*(4).
Операции на срочном биржевом и внебиржевом рынках, осуществляемые через брокеров
В настоящее время фьючерсные и опционные контракты, базисным активом по которым является иностранная валюта, торгуются на Московской бирже ММВБ-РТС.
Биржевые фьючерсные и опционные контракты, а также внебиржевые форвардные контракты, базисным активом по которым выступает иностранная валюта, подпадают под действие положений ст. 214.1 НК РФ как финансовые инструменты срочных сделок. Налоговая база по операциям с этими инструментами определяется в порядке, установленном данной статьей Кодекса, а обязанность по исчислению и удержанию НДФЛ возложена на налоговых агентов.
Такие разъяснения даны, в частности, в письме Минфина России от 30.11.2011 N 03-04-06/6-323.
Операции частных трейдеров через дилинговые центры (форекс-брокеры)
В сознании большинства налогоплательщиков именно с этой категорией сделок ассоциируется понятие "рынок Форекс".
Розничным клиентам чаще всего предлагается так называемый контракт на разницу (Contract for Difference, CFD), т.е. договор, предполагающий уплату денежных сумм сторонами в зависимости от изменения котировок выбранных ими валют.
Совершение таких сделок, как правило, сопровождается предоставлением дилинговыми компаниями клиентам услуг по маржинальной торговле ("дилинговый рычаг", или "кредитное плечо"), причем размер этого "рычага" в несколько раз (иногда в 100 и даже в 500 раз) превышает сумму внесенных клиентом денежных средств.
Маржинальная торговля (Margin Trading) предполагает совершение клиентом двух противоположно направленных и связанных между собой операций. Первая операция (открытие позиции) - покупка одной валюты за счет продажи другой. Вторая операция (закрытие позиции) - обратная первой. При этом дилерская компания является не посредником, а второй стороной по каждой сделке.
Маржинальная торговля предполагает, что физическое лицо обязательно через некоторое время проведет противоположную операцию на ту же сумму сделки. Доход (убыток) формируется за счет изменения курса валюты за период между двумя операциями. Торговая позиция, открытая физическим лицом, принудительно закрывается дилером, если сумма убытка по ней достигла величины обеспечительного депозита (денежных средств, внесенных клиентом).
Подчеркнем, что для проведения вышеназванных операций не требуется наличия у самого физического лица валюты в количестве, равном сумме сделки.
В своих разъяснениях Минфин России и ФНС России предлагают применять в данном случае общий подход, основанный на приведенном в ст. 41 НК РФ определении дохода как экономической выгоды, учитываемой в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и рассчитываемой, в частности, в соответствии с главой 23 НК РФ.
Однако нужно учесть следующее.
В настоящее время подавляющее большинство компаний, предлагающих физическим лицам услуги по совершению сделок CFD на условиях маржинальной торговли, зарегистрированы за рубежом. А официальных представительств, состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации как обособленные подразделения, такие компании, как правило, не имеют. Возложение же обязанностей налогового агента на иностранную организацию Кодексом не предусмотрено и не представляется возможным в принципе.
Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция к более активному предоставлению физическим лицам услуг по совершению сделок CFD в правовом поле Российской Федерации. На площадке Биржи "Санкт-Петербург" запущен проект FX+, целью которого является создание условий для интеграции компаний-операторов рынка "контрактов на разницу", предоставляющих услуги в России, в российское биржевое пространство. В скором времени предполагается ввести лицензирование форекс-компаний, а также установить для них требования к размеру собственных средств и ввести ограничения на величину "кредитного плеча".
Реализация этого комплекса мер и появление в России организованного рынка "контрактов на разницу" будут способствовать большей привлекательности российских организаций, нежели доминирующих в настоящее время зарубежных компаний. Российским организациям, заинтересованным в притоке клиентских денег, необходимо активизироваться в плане информирования клиентов о негативных сторонах работы с иностранными компаниями, таких как постоянные конфликты интересов, недобросовестная реклама, непрозрачные правила формирования дилерами котировок, невозможность защиты клиентом своих интересов в судебном порядке.
То есть в перспективе обязанности налогового агента по исчислению и удержанию НДФЛ с доходов клиентов могут быть возложены на российские организации.
* * *
Обобщая вышесказанное, необходимо еще раз подчеркнуть, что рынок Форекс охватывает широкий спектр отношений и требует дифференцированного подхода к налогообложению доходов физических лиц в зависимости от экономического смысла правоотношений и их субъектного состава.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 авг. 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп.).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (с изм. и доп.).
А.Ю. Коньков,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
"Налоговая политика и практика", N 7, июль 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Государство приберет Forex к рукам // Эксперт. 2012. N 13 (796).
*(2) Рынок форекс-брокеров в России / Центр экономического анализа "Интерфакс-ЦЭА", 30 сентября 2011 г. С. 24.
*(3) Там же. С. 2.
*(4) Прайм-брокеры (банки и инвестиционные компании), предоставляющие своим клиентам услуги по совершению операций на валютном рынке Московской биржи. URL: http://rts.micex.ru/s548.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговая политика и практика"
Журнал "Налоговая политика и практика" - единственное печатное издание ФНС России.
Адрес редакции: 121351, Москва, ул. Молодогвардейская, 32
Тел./факс: (495) 416 5194
E-mail: info@nalogkodeks.ru
Адрес в Internet: www.nalogkodeks.ru