Какие требования установлены законодательством РФ в части формирования инвентарного номера объекта основного средства?
Инструкциями N 157н и 174н не установлено каких-либо требований к порядку формирования бюджетными учреждениями инвентарных номеров объектов основных средств. Поэтому организация может самостоятельно разработать правила формирования инвентарных номеров и отразить эти правила в учетной политике. Заметим, что в целях единообразия структура инвентарного номера может быть разработана учредителем бюджетного учреждения.
Обоснование. В соответствии с п. 46 Инструкции N 157н каждому инвентарному объекту основных средств, кроме объектов стоимостью до 3 000 руб. включительно и объектов библиотечного фонда независимо от их стоимости, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер независимо от того, находится он в эксплуатации, запасе или на консервации.
Присвоенный объекту инвентарный номер должен быть обозначен материально ответственным лицом в присутствии уполномоченного члена комиссии по поступлению и выбытию активов путем прикрепления к нему жетона, нанесения на объект учета краской или иным способом, обеспечивающим сохранность маркировки.
В случае если объект основного средства является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), то есть включает в себя обособленные элементы (конструктивные предметы), составляющие вместе с ним единое целое, то на каждом таком элементе (конструктивном предмете) должен быть обозначен инвентарный номер, присвоенный основному средству (сложному объекту, комплексу конструктивно-сочлененных предметов).
Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в учреждении.
Обратите внимание! Инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств не присваиваются вновь принятым к учету объектам. При невозможности обозначения инвентарного номера на объекте основных средств в случаях, определенных требованиями его эксплуатации, присвоенный ему инвентарный номер применяется в целях бухгалтерского учета с отражением в соответствующих регистрах бухгалтерского учета без нанесения на объект основного средства.
В качестве справки можно рассмотреть структуру инвентарного номера, которая использовалась в 2000-2004 годах, когда государственные (муниципальные) учреждения вели бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией N 107н*(1).
Действовавшая в то время инструкция регламентировала порядок построения инвентарного номера следующим образом: 1-е три знака обозначали субсчет объекта основных средств, 4-й знак - группу объекта учета основных средств, последние 4 знака - порядковый номер предмета в группе учета.
По тем субсчетам, по которым не были выделены группы, 4-й знак обозначался нулем. Например, инвентарный номер 01010001 обозначал: субсчет 010 "Здания", группа 1 - здания производственного назначения, порядковый номер объекта - 0001.
Если взять за основу аналогичное формирование структуры объекта учета основных средств, легковому автомобилю, имеющему порядковый номер в учетной группе транспортных средств 25, можно присвоить следующие структурные номера:
- 101 - счет учета объекта основных средств;
- 35 - аналитический код группы синтетического счета согласно п. 37 Инструкции N 157н (10, 20, 30, 40) и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета (в данном случае 5 - транспортное средство);
- 025 - порядковый номер объекта основных средств.
Из сложения цифр получается восьмизначный порядковый номер - 10135025.
С. Валова,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 сентября 2013 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2013 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 N 107н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"